Ведение воинского учета в организации

58477
Два месяца назад к нам приходили с проверкой. Проверяли все, что касается воинского учета в организации. Выявили нарушения… Честно говоря, не удивительно: по-настоящему у нас воинским учетом никто особо и не занимался. Так что теперь хотим исправить ситуацию. Подскажите, как грамотно организовать воинский учет? Хватит ли нам одного работника для его ведения или этого недостаточно? Что писать в его должностной инструкции? Как взаимодействовать с военкоматом?

В первую очередь скажем о том, что воинским учетом необходимо заниматься постоянно. И заниматься им должен не обычный работник, а специально обученный и назначенный руководителем организации сотрудник, знающий порядок воинского учета и нормативные правовые акты, его регламентирующие. Поэтому начать следует с организации труда такого работника, для чего в первую очередь нужно подробно расписать его обязанности в должностной инструкции или непосредственно в трудовом договоре, где необходимо учесть и все другие особенности его работы. Вот об этом и поговорим.

К основным нормативным документам, в соответствии с которыми в организациях по месту работы граждан осуществляется воинский учет, относятся:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;

3) Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

5) Положение о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее - Положение о воинском учете);

6) Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее - Методические рекомендации), разработанные и утвержденные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ (ГШ ВС РФ) в 2008 г. в целях оказания, в том числе и руководителям организаций, методической помощи в ведении воинского учета.

Последний документ - это главный практический документ при ведении воинского учета в организации.

При осуществлении воинского учета по месту работы граждан руководителям организаций необходимо постоянно помнить, что они напрямую и непосредственно отвечают за состояние воинского учета. Должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Чтобы вести воинский учет, организации обязаны иметь в штате работников, выполняющих работы по воинскому учету, а при необходимости и по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях.

Наша справка

Воинский учет - это составная часть воинской обязанности граждан РФ, которая обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов и в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Организация воинского учета в организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основными целями и задачами воинского учета являются:

  • обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях;
  • обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;
  • документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, - комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в т. ч. обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Для работников, ведущих воинский учет в организациях, руководители организаций обязаны выделить специально оборудованные помещения. В этих помещениях должно быть необходимое количество рабочих мест, железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету, системы пожарной и охранной сигнализации и другое оборудование.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется руководителем в штатном расписании, исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях по состоянию на 31 декабря предшествующего года с учетом норм числа работников, указанных в п. 12 Положения о воинском учете.

Представляется, что эти нормы даны для того, чтобы правильно сориентировать работодателей по минимальному количеству таких работников и количеству часов работы, установленных в их трудовых договорах.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Административные меры к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета предусмотрены гл. 21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное правонарушение Административное наказание Норма закона
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, отвестственным за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждагн, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт Административный штраф в размере от 300 до 1 000 руб. Статья 21.1
Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учётную работу, граждан о вызове их по поветске военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт Административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. Статья 21.2
Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учётную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трёх месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учёте Административный штраф в размере от 300 до 1 000 руб. Статья 21.3
Несообщение в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учётную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте Административный штраф в размере от 300 до 1 000 руб. Часть 3
статья 21.4

Скачать таблицу

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок работ по бронированию граждан определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе (утв. постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22.12.1999 № 144)

ВАЖНО!

До подписания трудового договора работника, отвечающего за воинский учет, необходимо ознакомить его с должностной инструкцией под роспись

ПРИМЕР

Если в организации воинским учетом занимается совместитель, то у него в зависимости от количества состоящих на учете работников может быть установлена, например, следующая продолжительность рабочей недели: 300-499 работников - 20 часов в неделю, 100-299 работников - 15 часов, менее 100 работников - 10 часов. Если в организации в связи с расширением производства произошло значительное увеличение работников, в том числе состоящих на воинском учете, то с 1 января очередного года работодатель имеет возможность с согласия работника на основании дополнительного соглашения к трудовому договору увеличить продолжительность его рабочей недели и размер заработной платы. Если же работник не согласен с увеличением рабочей недели, то работодатель может оформить еще одного совместителя на дополнительный объем работы.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Нормы числа работников, осуществляющих воинский учет в организации

Количество работников военно-учётного подразделения Количество работников, состоящих на воинском учёте
Один работник (по совместительству) Менее 500 граждан
Один освобождённый работник От 500 до 2000 граждан
Два освобождённых работника От 2000 до 4000 граждан
Один освобождённый работник На каждые последующие 3000 граждан

Скачать таблицу

Ведение воинского учета в организации

НАШ СОВЕТ

Проект приказа о назначении ответственного за воинский учет согласовывайте с руководителем структурного подразделения военкомата заранее, до подписания трудового договора с работником и издания приказа о приеме его на работу

Заметим, что при наличии в организации двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол. Такое военно-учетные подразделение может быть самостоятельным в структуре и штатном расписании организации, а может входить в кадровое или иное подразделение.

Как мы уже говорили, для работника, который занимается воинским учетом, необходимо разработать и утвердить должностные обязанности. Они могут быть оформлены в виде отдельной должностной инструкции, на которую делаются прямые ссылки (с указанием регистрационных данных) в трудовом договоре, или могут быть оформлены непосредственно в тексте трудового договора.

Должностная инструкция инспектора по ведению воинского учета (фрагмент)

Ведение воинского учета в организации

Увеличить изображение

Трудовой договор с инспектором по ведению воинского учета (фрагмент)

Ведение воинского учета в организации

Увеличить изображение

Пример должностной инструкции для работника, занимающегося воинским учетом, см. на www.pro-personal.ru.

Учтите, что содержание должностных обязанностей практически не зависит от количества работников, состоящих на воинском учете. В то же время объем работы зависит от количества работников, состоящих на воинском учете, а значит, от этого зависит продолжительность рабочей недели, которая может быть установлена работнику-совместителю, и размер его заработной платы.

При этом необходимо учитывать, что Методические рекомендации требуют согласовать с руководителями структурных подразделений военных комиссариатов субъектов РФ проект приказа об организации воинского учета граждан (пример 3). Таким приказом определяется, а значит, и согласовывается с военкоматом не только персональная кандидатура работника по ведению воинского учета, но и его должностная инструкция.

Приказ об организации воинского учета, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе (фрагмент)

Ведение воинского учета в организации

Увеличить изображение

НЕЛЬЗЯ!

Поручить работнику заниматься воинским учетом путем совмещения должностей (ст. 602 Трудового кодекса РФ; далее - ТК РФ) на основании дополнительного соглашения к трудовому договору

Полагаем, что на территориях, где отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, проекты приказов и должностных инструкций согласовываются с руководителями соответствующих органов местного самоуправления поселений или городских округов.

Изданию приказа об организации воинского учета граждан должно обязательно предшествовать установленное в ст. 68 ТК РФ оформление приема работника на работу (оформление трудового договора, издание приказа о приеме на работу и др.).

Как правило, лицо, которое согласовывает проект приказа об организации воинского учета, требует представить ему копию изданного приказа, и у работодателя отсутствуют основания ему отказать. Срок представления копии не установлен, но в организации он может быть определен в локальном нормативном акте, например в должностной инструкции специалиста по воинскому учету.

В дальнейшем, если потребуется переместить работника, отвечающего за воинский учет, на иную должность, а на его место назначить другого работника, также необходимо будет согласовать новый проект приказа об организации воинского учета граждан (с указанием новых работников) с руководителем структурного подразделения военкомата или с руководителем соответствующего органа местного самоуправления поселений или городских округов. При этом составляется акт приема-передачи дел и должности.

Если работник, ведущий воинский учет граждан, находится в отпуске, командировке или на лечении, руководитель организации должен своим приказом назначить на время его отсутствия работника, который согласован с военным комиссариатом в приказе об организации воинского учета. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту приема-передачи все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Резюме

Число работников, осуществляющих воинский учет в организации, определяется исходя из общего числа работников организации, состоящих на воинском учете, по нормам, установленным Правительством РФ. Проекты приказа об организации воинского учета граждан и должностной инструкции работника, отвечающего за воинский учет, согласовываются с руководителем структурного подразделения военного комиссариата субъекта РФ или с руководителем соответствующего органа местного самоуправления поселений (городских округов).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль