Обучение у станка

6126
В настоящее время все производственные предприятия - как крупные промышленные холдинги, так и мелкие производственные площадки - испытывают дефицит квалифицированного рабочего персонала. К сожалению, уровень теоретической и практической подготовки выпускников учебных заведений не отвечает требованиям современного производства и высокотехнологичного оборудования, что сказывается на качестве продукции. Рассмотрим решение этой проблемы в ОАО «НПО "Электромашина"».

В 2008 г. внутренние специалисты по обучению и развитию персонала представили руководству компании на рассмотрение проектную инициативу о создании учебного участка с целью подготовки собственными силами новых рабочих-станочников. Речь шла о таких профессиях, как токарь, фрезеровщик, оператор станков с числовым программным управлением. Потребность в этих специалистах была для предприятия первоочередной и обусловлена следующим. Одним из этапов производства электрооборудования и автоматизированных систем управления является механическая обработка металла. В 2002 г. на предприятии началось техническое перевооружение: на смену старым станкам пришло новое импортное оборудование - станки с числовым программным управлением, работа на которых имеет свою специфику. В средних профессиональных учебных заведениях города подобных станков нет, а значит, отсутствует и возможность обучения в соответствии с потребностями предприятия.

Справка о компании

ОАО «Научно-производственное объединение «Электромашина» - головное предприятие вертикальной интегрированной структуры ОАО «НПО "Электромашина"», представляющей собой машиностроительный комплекс по производству электрооборудования и автоматизированных систем управления специального и общепромышленного назначения. Основано в 1934 г. Численность персонала составляет более 2000 человек.

Инициатива была одобрена руководством. Специалисты компании в короткий срок разработали систему организации процесса обучения перечисленным профессиям, которая показана на рисунке.

Обучение у станка

Данная система позволяет заинтересовать и привлечь с рынка труда молодых людей без профильного образования или имеющих таковое, но утративших квалификацию (например, за время прохождения службы в армии). Остановимся подробнее на реализации некоторых элементов системы.

Создание учебного участка и поиск персонала

В течение четырех месяцев (с начала октября по конец января 2009 г.) на предприятии был реализован проект по созданию учебного участка на базе механического цеха:

  • непосредственно в цеху создан учебный класс для теоретических занятий, подготовлена производственная площадка со станочным оборудованием для практических занятий;
  • разработаны программы обучения на основе типовых программ, рекомендованных Министерством образования РФ;
  • подобран квалифицированный педагогический состав:
  • педагоги политехнического техникума, ранее работавшие по совместительству, трудоустроились на постоянной основе в качестве мастеров производственного обучения в отдел обучения и развития персонала;
  • бывшие инженерно-технические сотрудники предприятия со значительным опытом работы, вышедшие на пенсию и не работавшие до начала проекта, оформлены в штат указанного отдела;
  • разработаны методические пособия для учеников;
  • закуплены наглядные пособия для обучения: плакаты, альбомы, мерительный и режущий инструмент, вспомогательные приспособления (патроны для закрепления режущего инструмента и заготовки), тиски и т. д.;
  • закуплена спецодежда для обучаемых, отличающаяся по цвету от спецодежды работников предприятия, благодаря чему обучаемые легко узнаваемы.

Примерно за месяц до окончания реализации проекта по созданию участка был начат поиск кандидатов на обучение. Для этого служба персонала компании дала объявление в Интернет и местные СМИ, провела активную работу с центрами занятости. Также на территории завода были развешаны информационные плакаты о наборе кандидатов в группу обучения, многие работники предприятия привели своих детей или знакомых для подготовки по той или иной профессии.

Учебные группы

Первая группа приступила к обучению в начале февраля 2009 г. и успешно закончила в начале мая 2009 г. В ее состав вошли будущие операторы станков с ЧПУ, токари и фрезеровщики. Впоследствии предприятием было выпущено еще десять аналогичных групп.

Стандартную группу из 10-15 человек набирают по мере возникновения потребности в работниках указанных профессий. В качестве обучаемых выступают лица, заключившие с предприятием ученический договор как ищущие работу. Образец такого договора приведен в приложении 1. При наборе группы преимущество имеют кандидаты с любым техническим образованием. В то же время практика показала, что молодежь с гуманитарным либо со средним общим образованием (после окончания школы) вполне успешно осваивает рабочие профессии. Если у таких кандидатов есть желание работать на предприятии, их тоже зачисляют в группу.

Программа обучения

Программа обучения специальностям «оператор станков с ЧПУ», «токарь» и «фрезеровщик» рассчитана на три месяца. В этот период ученикам ежемесячно выплачивают стипендию в размере 0,75% от месячной тарифной ставки 1-го разряда по соответствующей профессии. Занятия продолжительностью восемь часов проводятся ежедневно в рабочие дни, из них половина времени отведена на теорию, половина - на практику.

Обучаемый сразу заключает с предприятием договор на освоение одной из трех указанных специальностей. Подготовка по всем трем специальностям осуществляется по схожим программам, различаются лишь тематические блоки по устройству станков. Примерно в течение полутора месяцев обучение проводится в одной группе, затем происходит разделение обучаемых по дисциплинам. Например, подгруппа операторов в первой половине дня находится на теоретических занятиях, во второй - на практических, а токарно-фрезеровочная подгруппа - наоборот.

Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка осуществляется мастером производственного обучения - профессиональным педагогом. Как уже отмечалось, это может быть привлеченный из техникума преподаватель или педагог, отобран ный из числа опытных специалистов предприятия пенсионного возраста. Пример программы теоретического обучения представлен в таблице.

Обучение у станка

Практические занятия

Практические занятия проводятся непосредственно в цехе. В первой половине процесса обучения все будущие специалисты, включая операторов станков с ЧПУ, учатся работать на токарных и фрезерных станках, выполняют слесарные работы, чтобы «почувствовать металл», во второй половине (в течение оставшихся 1,5 месяцев) идет освоение станков с числовым программным управлением.

Производственные мастера и квалифицированные рабочие обучают приемам, операциям и способам выполнения работ в соответствии с технологическими картами и инструкциями, разрабатываемыми на основе технологических процессов. На практике упор делается на овладение способами обработки металлов, управление станком, умение пользоваться мерительным инструментом. Молодежь учат изготавливать именно те детали, которые производятся на предприятии. В приложении 2 представлена программа практической подготовки по профессии «оператор станков с ЧПУ 2-го разряда» с описанием содержания каждого курса.

Программа адаптации

На предприятии реализуется программа адаптации вновь принятых сотрудников и обучаемых учебных участков. В рамках этой программы обучаемые проходят «Вводный курс», знакомящий с историей предприятия, его культурой и ценностями, правилами внутреннего трудового распорядка, социальными программами для сотрудников. Такие занятия оформляются приказом и проводятся в течение рабочего дня. Также обучаемые принимают участие в различных творческих мероприятиях для молодежи (КВН, фестивали творчества, интеллектуальные игры «Электорумы»), участвуют в спортивных турнирах, занимаются в корпоративных спортивных командах (футбольной, хоккейной, волейбольной).

Контроль результатов обучения

После прохождения каждой темы на теоретических занятиях преподаватель осуществляет поэтапный контроль пройденного материала в форме решения тестов, самостоятельных и контрольных работ.

Также раз в две недели проводятся контрольные срезы знаний по пройденному материалу, на которые приглашаются представители производственных подразделений (цеховые мастера, инженеры технологических бюро), где в будущем предстоит работать выпускникам. Контрольный срез представляет собой мини-экзамен на знание пройденного материала. Обучаемые отвечают на вопросы билета и проходят блиц-опрос по чтению чертежей.

Система периодического контроля позволяет обучаемым закрепить полученные знания, зарекомендовать себя прилежными и способными учениками, а предприятию - своевременно увидеть бесперспективного кандидата в работники, с которым лучше сразу же распрощаться.

В конце обучаемые сдают квалификационный экзамен, состоящий из прохождения теоретического теста, устного ответа на вопросы экзаменационного билета и выполнения практической работы.

Экзамены принимает комиссия, в состав которой входят:

  • руководители тех подразделений, которые планируется пополнить новыми сотрудниками;
  • представители технологической службы, призванные следить за соблюдением технологических процессов при выполнении обучаемыми практических заданий;
  • контролеры отдела технического контроля, которые делают заключение о качестве выполненной работы.

Тем, кто успешно сдал квалификационный экзамен, выдается свидетельство внутреннего образца о присвоении соответствующей квалификации. С ними заключается трудовой договор. На случай, если экзамен не будет сдан, предусмотрено расторжение договора в одностороннем порядке, при этом обучаемый обязан выплатить денежные средства, потраченные предприятием на его обучение. Следует отметить, что пока таких случаев на предприятии не было.

Трудоустройство

Одним из условий ученического договора является обязанность обучаемого после завершения программы подготовки и сдачи экзамена заключить тру довой договор с предприятием и проработать на нем не менее года по приобретенной специальности. При этом заключаются бессрочные трудовые договоры на постоянной основе, поэтому по истечении года новоиспеченный специалист может остаться работать на предприятии, если захочет. За редким исключением, все обученные специалисты именно так и поступают.

В случае досрочного расторжения ученического договора по инициативе либо вине обучаемого он обязан вернуть денежные средства, затраченные предприятием на его обучение, включая средства, полученные в качестве стипендии.

Если обучаемый по окончании обучения отказывается от заключения с предприятием трудового договора, не приступает к работе, увольняется по собственному желанию без перечисленных в договоре уважительных причин (отработав менее одного года) или совершает виновные действия, за которые его увольняют, - он обязан возместить полученную за время обучения стипендию и другие расходы предприятия, связанные с его обучением, пропорционально времени, фактически не отработанному по окончании обучения.

Предприятие также может расторгнуть ученический договор в случаях, предусмотренных этим документом.

С момента открытия первого учебного участка и до настоящего времени по специальностям «токарь», «фрезеровщик», «оператор станков с числовым программным управлением» успешно подготовлено и трудоустроено более 100 человек. Несмотря на затраты, которые предприятие несет при подготовке рабочих на учебных участках, такая система оказалась эффективной и востребованной, поскольку позволяет новым сотрудникам быстро включиться в рабочий процесс, способствует повышению производительности труда и снижению брака.

Сейчас обучающая деятельность ведется предприятием на регулярной основе. Набор в группы осуществляется исходя из потребности в тех или иных специалистах, формируемой на основе объемов производства, изменения технологий или появляющихся вакансий. Так, практически сразу после открытия учебного участка на базе механического цеха в силу производственной необходимости на предприятии началось создание второго учебного участка - на базе сборочного корпуса для подготовки слесарей механосборочных работ. К настоящему времени выпущено уже 12 групп данных специалистов.

В 2011 г. в связи с увеличением объемов производства появилась необходимость в короткие сроки обеспечить сборочный корпус слесарями-электромонтажниками, поэтому начались работы по организации обучения данных специалистов уже на третьем по счету учебном участке, созданном на базе другого сборочного корпуса. В случае необходимости все три участка могут быть адаптированы для обучения другим актуальным для предприятия профессиям.

Приложение 1.

Ученический договор

Обучение у станкаОбучение у станкаОбучение у станка

Приложение 2.

Тематический план производственного обучения по профессии «Оператор станков с ЧПУ 2-го разряда»

1. Вводное занятие

Общая характеристика учебного процесса. Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных рабочих. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка и режимом работы; организацией рабочего места оператора станков с программным управлением.

2. Охрана труда, пожарная безопасность и электробезопасность

Основные требования по охране труда на рабочих местах. Причины травматизма. Виды травм. Меры предупреждения травматизма. Соблюдение требований безопасности при обработке деталей на станках с программным оборудованием и работе с режущими инструментами. Пожарная безопасность. Причины пожаров в помещениях. Меры предупреждения пожаров. Оказание первой помощи при ожогах. Электробезопасность на рабочем месте. Основные требования к электроустановкам и работам для обеспечения безопасности. Виды и назначение защитных средств, правила пользования ими. Действие электрического тока на организм человека.

3. Освоение работы на металлорежущих станках

Обработка металлов резанием изучается на тех металлорежущих станках, на которых выполнение тех или иных видов обработки способствует освоению операций, выполняемых на станке с ЧПУ.

Токарные станки, Ознакомление с устройством основных узлов токарного станка и типовыми видами выполняемых на них работ. Ознакомление с принадлежностями токарного станка. Упражнения в управлении и наладке токарного станка. Освоение операций и работ, выполняемых токарем при обработке цилиндрических и торцевых поверхностей; цилиндрических отверстий; конических поверхностей. Ознакомление с обработкой фасонных участков деталей, нарезанием резьбы, отделкой и доводкой поверхностей. Контроль размеров. Упражнения в пользовании прo стейшим измерительным инструментами.

Фрезерные станки. Ознакомление с устройством основных узлов фрезерного станка. Демонстрация установки фрезы и крепления заготовки, пуска и остановки станка. Показ выполнения простейших работ. Освоение операций, выполняемых фрезеровщиком: фрезерование плоских поверхностей, пазов, канавок, уступов. Упражнения в отрезании металла отрезными фрезами. Контроль обработанных деталей штангенциркулями, угольником, шаблонами, другими простейшими измерительными инструментами.

Сверлильные и расточные станки. Практическое ознакомление с работой на сверлильных станках. Упражнения в управлении ими и их наладке. Изучение операций и работ, выполняемых сверловщиком. Ознакомление с работой на горизонтально-расточном и вертикально-расточном станках под руководством инструктора. Наблюдение за работой квалифицированного токаря-расточника.

4. Освоение работы на металлорежущих станках с программным управлением

Инструктаж безопасности работы в должности оператора на станках с программным управлением. Ознакомление с принципом работы имеющихся на предприятии металлорежущих станков с программным управлением. Ознакомление с пультом управления и взаимосвязью пульта и станка. Изучение инструкции по эксплуатации станков с программным управлением. Знакомство с правилами управления обслуживаемого оборудования. Управление узлами в ручном режиме и с помощью пульта. Управление с механизмами скоростей и подач. Установка и закрепление зажимных приспособлений и заготовок. Практическое ознакомление с обслуживанием станков с программным управлением, налаженных специально для обработки деталей определенного типа.

Обработка одинаковых деталей по программе на налаженных станках с программным управлением. Наблюдение за работой систем станков по показаниям цифровых табло и сигнальных ламп. Возврат программоносителя к первому кадру. Ознакомление с наладкой станка на обработку новой детали. Упражнения в подналадке отдельных простых и средней сложности узлов и механизмов обслуживающего станка под руководством оператора более высокой квалификации. Снятие деталей после обработки. Проверка качества обработки деталей контрольно-измерительными инструментами и визуально. Организация рабочего места и уход за оборудованием.

5. Обучение на рабочих местах

Ознакомление с цехами, отделами, службами и измерительными лабораториями предприятия, обслуживанием и технической документацией. Ознакомление с работой ОТК предприятия, организацией системы контроля качества продукции в цехах, на рабочих местах.

6. Самостоятельное выполнение работ на станках с программным управлением 2-го разряда

Ведение процесса обработки с пульта управления простых деталей по 12-14 квалитетам на налаженных станках с программным управлением с одним видом обработки. Установка приспособлений с выверкой исходных точек согласно технологическому процессу. Установка и снятие деталей после обработки. Ведение визуальной проверки правильности обработки деталей и контроля ее качества при помощи простейших измерительных приборов. Выполнение работ по 12-14 квалитетам на основе применяемой на предприятии технической документации.

Примеры работ

1. Валы, поршни, специальные крепежные детали, болты, шлицевые и другие центровые детали с кривошипными коническими и цилиндрическими поверхностями - обработка наружного контура на двухкоординатных токарных станках.

2. Винты, втулки цилиндрические, гайки, упоры, фланцы, кольца, ручки - токарная обработка.

3.Втулки ступенчатые с цилиндрическими, коническими и сферическими поверхностями - обработка на токарных станках.

4. Отверстия сквозные и глухие диаметром до 24 мм - сверление, цекование, зенкерование. Нарезание резьбы.

Подписаться на журнал "Справочник по управлению персоналом"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль