Аттестация рабочих мест по условиям труда: проблемы реализации изменений

2249
1 сентября 2011 г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. На первый взгляд, данный документ во многом идентичен ранее действовавшим порядкам проведения АРМ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 и постановлением Минтруда России от 14.03.1997№ 12. Однако в процессе «обкатки» Порядка № 342н эксперты аккредитованных на проведение АРМ организаций, равно как и специалисты по охране труда предприятий, нередко сталкиваются с вопросами, которые остались нормативно не урегулированными. Давайте проанализируем, какие проблемы чаще всего отмечают специалисты-практики при организации и проведении работ по АРМ в соответствии с Порядком № 342н, и посмотрим, есть ли пути их решения.

ООО «Поволжский региональный центр охраны труда и промышленной безопасности» аккредитован на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда, производственного контроля окружающей среды, измерения параметров безопасности электроустановок

Прежде всего, хотелось бы отметить, что новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок № 342н) имеет несомненные преимущества перед порядком проведения АРМ, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 и постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12.

Преимущество 1. Более точно и подробно сформулированы цели проведения АРМ.

Преимущество 2. Указаны конкретные сроки оформления и реализации документов, касающихся АРМ.

Преимущество 3. Установлен запрет на выполнение работ по проведению АРМ аффилированными лабораториями или предприятиями.

Преимущество 4. Четко распределена ответственность за результаты АРМ между заказчиком (работодателем) и исполнителем.

Что же касается трудностей, которые возникают в практике применения нового Порядка, то основные из них вызваны некоторой несогласованностью Порядка № 342н и постановления Правительства от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее - постановление № 870).

Обычно возникающие проблемы улаживаются путем проведения консультаций между компаниями, оказывающими услуги в области АРМ, работодателями, а также органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственной экспертизы условий труда, и государственными инспекциями труда. Поскольку в разрешении споров, связанных с применением современных нормативных документов в сфере охраны труда, как правило, участвуют специалисты, разбирающиеся в основных вопросах российского трудового законодательства, то принимать правильное решение помогает здравый смысл сторон дискуссии.

Проблема 1. В пункте 6 Порядка № 342н указано, что работодатель вправе привлечь для проведения АРМ несколько аттестующих организаций (как правило, так поступают крупные предприятия). Однако при этом не прописаны критерии выбора таких организаций и порядок взаимодействия с ними. Таким образом, возникает целый ряд весьма важных практических вопросов:

  • Кто из исполнителей отвечает за результаты АРМ? Кто из них должен устранять нарушения, выявленные в ходе государственной экспертизы условий труда?
  • Кто из исполнителей (как член аттестационной комиссии заказчика) получает экспертное заключение по итогам государственной экспертизы условий труда?
  • Кто из исполнителей компенсирует материальные затраты на устранение обнаруженных недостатков или проведение дополнительных работ?

Решение. Представляется, что для решения указанных вопросов п. 6 Порядка № 342н необходимо конкретизировать и дополнить. Например, предоставить заказчику возможность выбора между следующими вариантами:

  • исполнителем работ по АРМ в соответствии с договором подряда назначается одна аттестующая организация, которая наделяется правом привлечения субподрядчиков по согласованию с заказчиком. Такой подход соответствует ст. 705, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  • соответствующие договоры заключаются с несколькими аттестующими организациями, одна из которых назначается основным исполнителем. Именно с ним заказчик согласует выбор других исполнителей и распределение объемов работ между ними.

Кроме того, на наш взгляд, в отдельных случаях при проведении АРМ имеет смысл использовать протоколы измерений, оформляемые в ходе производственного контроля. Дело в том, что, как правило, они проводятся лабораториями Роспотребнадзора, имеющими аккредитацию на право измерения биологического фактора. У большинства других измерительных лабораторий она отсутствует, в лучшем случае они могут быть аккредитованы лишь на оценку биологического фактора. С указанной целью также необходимо внести соответствующие изменения в пп. 6, 7 Порядка № 342н.

Проблема 2. Есть также определенные сложности, связанные с необходимостью измерять параметры микроклимата в зимний и летний периоды. При государственной экспертизе условий труда не учитываются результаты измерений параметров микроклимата, которые были осуществлены за пределами срока действия договора на проведение АРМ.

Решение. Выход из сложившейся ситуации очевиден: срок действия должен охватывать большую часть года. Даже в тех случаях, когда речь идет об аттестации всего одного-двух рабочих мест.

Проблема 3. Неоднозначно может восприниматься на практике п. 44 Порядка № 342н, содержащий перечень документов, которые должны прилагаться к отчету аттестационной комиссии. В их числе значится «заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии)». Непонятно, как толковать приписку «при наличии»: обязательно наличие заключения или необязательно? Можно ли считать отчет аттестационной комиссии, не содержащий указанного заключения, полным? Двойственная трактовка данного требования может привести к возникновению разногласий между заказчиком, исполнителем и органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы условий труда.

Решение. Согласно ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда носит добровольный характер. Поэтому, на наш взгляд, следует исключить заключение по итогам государственной экспертизы условий труда из состава обязательных документов отчета аттестационной комиссии. При этом Порядок № 342н необходимо дополнить пунктом следующего содержания: «Работодателю осуществить государственную экспертизу условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации» и «привязать» получение рассматриваемого заключения к срокам проведения и оформления итогов АРМ.

Проблема 4. В пункте 44 Порядка № 342н также указано, что работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления итогового протокола и отчета об АРМ подписывает приказ об утверждении последнего и о завершении аттестации, а также знакомит работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места. Наш опыт работы на крупных и средних предприятиях показывает, что это невозможно физически.

Решение. Думается, что следует увеличить либо вовсе исключить этот срок или же предоставить предприятиям право самостоятельно устанавливать его в приказе о завершении АРМ.

Проблема 5. Согласно п. 3 Порядка № 342н результаты АРМ используются в целях «оценки профессионального риска». Однако каким образом используются, в документе не указано. Более того, понятие «профессиональный риск» далее вообще не упоминается. Между тем в соответствии с официальной терминологией АРМ является предварительной оценкой профессиональных рисков.

Решение. Некоторые эксперты даже предлагают переименовать данную процедуру в «аттестацию условий труда по уровню профессионального риска». Думается, настало время сформировать единый подход к оценке и расчету профессионального риска и документально зафиксировать место АРМ в этом процессе.

Действующее законодательство предусматривает, что профессиональные риски оцениваются по следующим показателям:

  • по уровню профессиональных заболеваний;
  • по количеству несчастных случаев;
  • по классам условий труда.

На наш взгляд, для работодателей предприятий промышленности и транспорта наиболее универсальной и объективной оценкой состояния рабочих мест является оценка профессионального риска по классу условий труда. Именно АРМ дает возможность рассчитать интегральный профессиональный риск для предприятия в целом, а также для отдельных подразделений (например, цехов) и профессий.

По результатам АРМ составляется сводная ведомость распределения рабочих мест по классам условий труда, например:

Аттестация рабочих мест по условиям труда: проблемы реализации изменений

Каждому классу условий труда соответствует определенная величина профессионального риска в баллах, которая приведена в таблице соответствия в Гигиенических критериях оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99), утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.04.1999. По формуле целевой функции с использованием данных сводной ведомости рассчитывается величина интегрального профессионального риска в баллах. В итоге определяется интегральный уровень профессионального риска (на участке, в цехе и т. д.) - допустимый, вредный, опасный, и т. д.

Интегральное величина профессионального риска находится по следующей формуле целевой функции:

Аттестация рабочих мест по условиям труда: проблемы реализации изменений

где ni - количество рабочих мест в г-м классе опасности (например, 3.1 или 3.2) в сводной ведомости;

Ri - средняя величина профессионального риска в баллах для г-го класса опасности, полученная из таблицы соответствия Гигиенических критериев.?

Подставляем в формулу целевой функции числовые значения приведенного примера и получаем интегральную величину профессионального риска:

Rcp = (76,2 х 25 + 171 х 8 + 364,5 х 5) : (25 + 8 + 5) = 134 балла.

Что это даст работодателю? В итоге он может узнать:

  • к какому классу риска относится его предприятие;
  • размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сумму возмещений на травмы и профзаболевания;
  • размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаемых с учетом минимальных требований, предусмотренных постановлением № 870.

Проблема 6. Озабоченность вызывает отсутствие нормативных условий предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Согласно приложению 2 к Порядку № 342н в строке 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда аттестующая организация указывает необходимость компенсаций (да, нет) и основание, т. е. ссылки на соответствующие нормативные акты. Как известно, ранее компенсации устанавливались согласно профессиональным спискам.

Обратите внимание! Для формирования единой политики и технологии проведения работ по АРМ на территории Российской Федерации нужен методический центр. Возможно, следует воссоздать такой консультационный орган на базе Минздравсоц- развития России или одного из его институтов

Теперь в соответствии с п. 1 постановления № 870 компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должны устанавливаться по итогам АРМ. Пункт 2 указанного постановления предусматривает разработку нормативных документов, регулирующих условия предоставления компенсаций с учетом результатов АРМ. Пока их нет, действуют старые правила и списки в части, не противоречащей постановлению № 870.

При отсутствии четкого нормативного регулирования порядка предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда нередко возникают разногласия относительно того, какие положения и льготы, содержащиеся в действующих нормативных актах, противоречат постановлению № 870, а какие нет. Подобная неоднозначность влечет за собой несогласие предприятий с заключениями аттестующих организаций. Арбитром в таких спорах выступают органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда. Но и государственные эксперты сталкиваются с теми же проблемами.

По роду своей деятельности ООО «Поволжский региональный центр охраны труда и промышленной безопасности» сотрудничает с более чем 10 региональными организациями, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, в которых работают грамотные, квалифицированные специалисты. Однако они могут иметь разные точки зрения на некоторые аспекты трудового законодательства. Поэтому одинаковые по качеству работы в одном регионе получают положительное экспертное заключение, а в другом - отрицательное. Хотелось бы видеть единообразный подход региональных экспертов, проводящих государственную экспертизу условий труда.

До выхода приказа Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» научно-методическим центром по аттестации рабочих мест являлся Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Иваново. С принятием данного приказа указанный научно-методический центр прекратил существование, а новый так и не был создан. Между тем такой общероссийский методический центр по АРМ практикам просто необходим.

Таким образом, сегодня возникает много вопросов, касающихся порядка применения новых правил проведения АРМ. Поступают многочисленные предложения от участников процесса о внесении уточнений и дополнений в Порядок № 342н. Это документ огромной социальной и экономической ответственности, по своей важности и значению сопоставимый с ТК РФ. На наш взгляд, с учетом вышесказанного целесообразно разработать механизм его усовершенствования, аналогичный механизму регулярного обновления ТК РФ.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль