Мотивация участием

2063
С июля 2010 г. в Иркутском диагностическом центре запущена мотивационная программа «Мы ждем перемен!», инициированная высшим руководством ИДЦ. Ее цель - повысить уровень лояльности и вовлеченности персонала в рабочий процесс с помощью системы предложений по улучшениям.

Предпосылки запуска проекта

Мировой финансовый кризис 2008 г. и последующая глобальная рецессия не только значительно ухудшили экономические показатели большинства российских предприятий, но и внесли коррективы в общий настрой сотрудников.

Справка о компании

Иркутский диагностический центр (далее -ИДЦ) - это многопрофильный консультативно-диагностический центр, в котором реализуется около тысячи различных лечебно-диагностических методик, 274 из которых уникальны для региона. Общая численность персонала - 430 человек.

Данное обстоятельство не могло не отразиться и на деятельности ИДЦ. Активность персонала и его вовлеченность в рабочий процесс стали снижаться под воздействием ряда посткризисных факторов: общее ощущение нестабильности, страх перед возможным сокращением штата и снижением заработной платы.

Основными предпосылками для запуска мотивационной программы стали:

  • социальная напряженность в коллективе, которая отразилась на качестве предоставляемых услуг (возросло количество жалоб от пациентов);
  • участившиеся нарушения в системе коммуникаций между сотрудниками, отсутствие обратной связи;
  • необходимость в повышении производительности труда и оптимизации издержек;
  • потребность в разработке стратегии развития организации на 2011 г. и последующие годы.

Главной целью проекта стало повышение уровня лояльности и вовлеченности персонала в рабочий процесс с помощью разработки системы, позволяющей сотрудникам вносить индивидуальные и групповые предложения по совершенствованию деятельности организации (предложения по улучшениям).

В качестве примера рассматривались системы рационализации, действующие в СССР и дореволюционной России, а также принципы бережливого производства, внедрение которых руководство ИДЦ определило для себя как ключевую стратегию. При разработке проекта были использованы основные принципы существующей в организации системы менеджмента качества (далее - СМК).

В рамках поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • сформировать атмосферу свободного и взаимовыгодного диалога между руководством и сотрудниками по вопросам рационализации труда;
  • создать благоприятные организационные и материально-технические условия для генерации идей;
  • вовлечь в процесс непрерывного улучшения сотрудников всех категорий.

Первоначально название мотивационной программы не предусматривалось, но потом было принято решение найти яркий вариант, который мог бы стать лозунгом. Потребность в переменах на всех уровнях определила выбор - «Мы ждем перемен!».

Сроки и инструменты реализации проекта

1. Общий срок проекта: с 01.07.2010 по настоящее время (постоянно действующий).

2. Разработка методологической части проекта: с 01.07.2010 по 01.08.2010.

3. Апробация проекта, анализ поступивших предложений: с 01.08.2010 по 31.12.2010.

4. Внесение корректировок в проект: с 11.01.2011 по 25.01.2011.

Основные инструменты, использованные в ходе проекта представлены в табл. 1.

Мотивация участием

Основные этапы реализации проекта

Первый этап: формирование рабочей группы

В ходе первого совещания был назначен ответственный за проект (главный врач), а также определены постоянные участники рабочей группы: заместитель главного врача по финансово-экономическим вопросам, менеджер по персоналу и менеджер по качеству.

Второй этап: сбор и анализ информации о лучших практиках

Рабочая группа изучила самые известные из подобных практик как в России, так и за рубежом. Большой интерес вызвала мотивационная программа «Твоя идея работает!» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»).

В основе всех действующих систем по работе с рационализаторскими предложениями лежит философское направление «Кайдзен» (автор - японский гуру в области управления качеством Масааки Имаи). Учитывая его идеи, разработчики проекта сфокусировали свое внимание на организации постоянного, непрерывного совершенствования процессов.

Третий этап: разработка схемы бизнес-процесса

На этом этапе участниками группы была разработана схема бизнес-процесса: от подачи предложения по улучшению до принятия решения о способе премирования сотрудников-рационализаторов (рис. 1).

Мотивация участием

Четвертый этап: выбор способов подачи предложений

На заседании рабочей группы были определены четыре основных способа подачи предложений:

1) Электронная форма. Размещена на внутреннем сайте в разделе «Мотивационная программа "Мы ждем перемен!"». Каждый сотрудник организации может отправить такую заявку со своего рабочего места в режиме online. Она состоит из двух блоков. Первый блок - основная информация, второй блок (подробности заявки) включает графы: «Описание проблемы», «Способы решения проблемы», «Примерные затраты на устранение проблемы», «Ответственные» ((рис. 2).

Мотивация участием

Каждой заявке присваивается своя тема. Для этого было определено пять основных тем:

  • управление на всех уровнях;
  • процесс оказания медицинской помощи;
  • взаимодействие с другими отделами (службами, лечебно-профилактическими учреждениями, страховыми компаниями);
  • инфраструктура;
  • другое.

После подачи сотрудником заявки, она попадает в реестр службы поддержки Support Suite. Ответственный за реестр (менеджер по персоналу) получает sms-уведомление о поступлении заявки.

2)Ящики предложений. На территории ИДЦ было решено разместить четыре ящика для сбора предложений в местах высокой проходимости: служебные входы/ выходы, столовая, помещение водителей. Рядом с каждым ящиком поставили пластиковый карман с чистыми бланками для предложений формата A3. Согласно практике бережливого производства, заполненные формы необходимо вынимать из ящиков не реже одного раза в неделю.

3)Ежегодный мониторинг оценки удовлетворенности сотрудников. Анкета мониторинга включает графу «Ваши предложения по улучшению». В ней каждый сотрудник центра может описать существующую проблему и предложить способ ее решения.

4)Внутренние аудиты. С 2006 г. в рамках существующей системы менеджмента качества в центре проводятся внутренние аудиты. В опроснике предусмотрена графа «Предложения по улучшению», куда руководитель структурного подразделения может вписать все имеющиеся предложения как от себя лично, так и от сотрудников отдела.

Пятый этап: описание процедуры рассмотрения предложений

Для оптимизации бизнес-процессов в июле 2009 г. руководство ИДЦ приняло решение о разработке и внедрении стандартных операционных процедур (далее -СОП) в рамках процесса «Управлениедокументацией системы менеджмента качества». Поэтому система подачи предложений по улучшению была оформлена в виде СОП, которая включает пошаговое описание процедуры рассмотрения предложений, а также графически оформленную схему этого процесса.

Следующим шагом стала разработка положения «О Комиссии по улучшениям», где прописан статус этого органа (коллегиальный совещательный), состав, основные задачи, порядок работы Комиссии, критерии оценки предложений, а также формы вознаграждения.

С приказом «О введении в работу мотивационной программы "Мы ждем перемен!"» и приложениями к нему (СОП «Порядок рассмотрения предложений и групповых проектов по улучшению от сотрудников», Положение «О Комиссии по улучшениям») все сотрудники ИДЦ были ознакомлены под личную подпись. Электронный доступ к этим документам открыт для всех работников в системе электронного документооборота. Специальный раздел внутреннего сайта ИДЦ («Мотивационная программа "Мы ждем перемен!"») также содержит всю необходимую информацию о проекте.

Шестой этап: подготовка презентационного материала

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок подачи предложений и деятельность Комиссии по улучшениям, рабочая группа подготовила видеоролик.

Участниками видеоролика стали активные сотрудники ИДЦ. В качестве музыкального сопровождения была выбрана песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен».

Седьмой этап: подведение итогов

На заключительном заседании рабочая группа подвела итоги проделанной работы и составила график обучающих семинаров для всех категорий сотрудников (табл. 2).

Мотивация участием

В соответствии с этим графиком было проведено обучение: презентация программы, краткое изложение основных принципов работы Комиссии по улучшениям, демонстрация видеоролика.

Данный этап положил начало непрерывному процессу генерирования идей и реализации принятых предложений.

Восьмой этап: регулярная работа по улучшениям

Комиссия рассматривает поступившие предложения, принимает решение о целесообразности их внедрения, устанавливает сроки реализации, назначает ответственных исполнителей. Предложение принимается Комиссией в работу при условии, что оно реалистично, т. е. имеются материальные, трудовые и финансовые ресурсы для его осуществления. Автором(ами) должны быть соблюдены формальные требования к заполнению бланка заявки на предложение: заполнение всех граф в бланке, четкость и полнота изложения информации, указание способов реализации предложения, расчет приблизительных затрат, обозначение ответственных, если это возможно.

Сложности реализации проекта

В ходе реализации проекта рабочая группа столкнулась с рядом коммуникативных и управленческих проблем (табл. 3).

Мотивация участием

Результаты проекта

Основные результаты проекта (с 01.07.2010 по 31.12.2010) представлены в табл. 4.

Мотивация участием

Общие итоги проекта

С момента официального запуска программы работники подали на рассмотрение более 180 предложений и групповых проектов по улучшению, из которых реализовано 73%.

Внедрение мотивационной программы «Мы ждем перемен!» позволило:

  • снизить социальную напряженность в коллективе и укрепить корпоративный дух персонала;
  • компенсировать креативную деятельность работников;
  • повысить лояльность сотрудников центра и пациентов;
  • с помощью обратной связи улучшить систему коммуникаций между сотрудниками и руководством ИДЦ;
  • рационализировать рабочие процессы;
  • повысить эффективность работы сотрудников и их вовлеченность в процесс улучшения (люди осознали свою значимость в деятельности ИДЦ);
  • разработать план развития организации на 2011 г. с учетом результатов работы мотивационной программы.

Проведенный в апреле 2011 г. внутренний опрос персонала показал, что более 64% сотрудников видят свое будущее в ИДЦ, а средняя текучесть кадров составляет не более 7%. Сегодня они уже не ждут перемен, а сами активно участвуют в изменениях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль