Мусульманский подход к управлению персоналом

3316
В прошлом номере журнала мы начали говорить о связи ислама и управления персоналом. В частности, речь шла об особенностях приема на работу, оплаты труда и вознаграждения специалистов в исламских странах.

Оценка эффективности труда

Оценка эффективности труда подробно рассматривается и разъясняется в Коране, в изречениях Пророка и его четырех ближайших последователей. Они не только представили нормативный стандарт в этой области, но и перевели его в практическое руководство.

В предписаниях священной книги мусульман нормативы можно определить в три категории: заключение соглашений; ответственность за свои действия и контроль; оценка труда, даваемая самим Всевышним. В том, что касается договорных отношений, Коран рассматривает прием человека на работу как подтверждение взаимных обязательств сотрудника и компании. То есть у обеих сторон есть ожидания, которые должны быть выполнены одновременно и в полной мере. Коран учит, что любые обещания являются контрактом, который необходимо соблюдать: «Исполняйте все обязательства» (5:1).

В отношении ответственности священная книга предписывает человеку давать отчет исключительно в том, что он делает сам, и никто не обязан брать на себя ошибки другого: «Каждая душа даст ответ за то, что сделала» (74:38). В Коране указано также, что человек осознает свои действия и, следовательно, способен исправлять результаты неправильных поступков: «Человек свидетель против себя самого» (75:14). Поскольку и выполнение обязательств по договору, и ответственность за свои действия впоследствии подвергнутся проверке высшими силами, правоверные работодатели и сотрудники должны исполнять свои обязательства и получать причитающееся: «Потому что Он видит все, что ты делаешь» (11:112) и «Воистину ты сделал Бога своим поручителем, потому что Бог знает все, что ты делаешь» (16:91). Таким образом, с точки зрения морали оценка качества и продуктивности работы - это в первую очередь дело самого сотрудника. Ответственность переходит с ним в мир иной, где человек даст отчет во всем, что он сделал в течение земной жизни.

Беря за основу предписанные нормы, первые четыре восприемника Пророка обозначили, как должна проводиться оценка. Второй халиф Омар использовал три подхода к отслеживанию продуктивности работы: непосредственно рассматривал общественные жалобы и призывал своих подчиненных к ответу; отправлял наблюдателей для оценки деятельности государственных служащих; высказывал мнение по поводу успехов своих ставленников и других работников во время паломничества. В документе, известном как «Ал-Астар», подчеркивается, что в основе оценки подчиненных должны лежать именно их поступки и поведение в отношении населения.

Как нормативы, так и практическое руководство позволяют утверждать, что ислам задает такую схему оценки деятельности, которая, с одной стороны, должна быть основана на морали, а с другой - на конкретных результатах. Что еще более важно, эта схема предполагает возможность самостоятельно оценивать свою работу в свете того блага, которое люди приносят организации и обществу. Именно в данном аспекте сотрудники могут расширить свои перспективы и активнее участвовать в решении общих задач. Глядя на сегодняшнее положение дел в исламских странах, сложно сказать, учитывают ли руководители религиозные постулаты при оценке работы подчиненных. Определенно лишь то, что практически во всех государствах - членах Совета по кооперации в Персидском заливе (GCC) на средних и крупных предприятиях существует та или иная система оценки продуктивности труда. Однако ей недостает серьезности и объективности, судя по литературным источникам, посвященным этому вопросу.

Обучение и развитие

Согласно исламской мысли, такое направление управления персоналом, как обучение и развитие, не ограничивается организационными рамками, а имеет более широкий смысл для человеческого существования. По Корану, никто не может жить отдельно от группы или общества, каждому дарованы способности к принятию на себя ответственности и развитию в имеющихся обстоятельствах. Не обходя таковые вниманием, в Коране утверждается (13:11): «Бог не меняет условий, в которых находятся люди, пока те не изменят того, что у них в сердце». Пророк признает, что каждый человек отличен по своим способностям от других, говоря: на него будет возложено только то, что он может понести. Но вместе с тем утверждает, что обучение ведет к развитию. «Ученые люди, знания и работа благословенны. Когда имеющие знание не действуют согласно ему, они не благословенны, однако работа и знание благословенны всегда», - говорит Пророк.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Несмотря на однозначное признание того, что способности людей неодинаковы, ислам не накладывает ограничений на развитие и возможность творить «добро» в работе и жизни. Тогда как в иудаистской и христианской теологиях существует понятие о том, что человеку свойственна склонность к злу, и, вероятнее всего, это ставит рамки на его способности достигать совершенства в чем-либо или делать все, что в его силах. Берковитц (1964) говорил об этом, подчеркивая значимость злых желаний и утверждая, что это «неотъемлемая составляющая самой жизни».

Рабби Харольд Кушнер соглашается (2001): «Бог спланировал для каждого из нас что-то, называемое йетцер хара», или «злой импульс». Это свойство присуще любому человеку, поскольку попытка «ампутировать часть личности, которая отвечает за эгоизм или агрессию... стала бы катастрофой».

Согласно христианской и в первую очередь протестантской традиции на поведение людей наложены ограничения, т.к. склонность к злу в них очень сильна и все аспекты человеческого существования в определенной степени порочны. Поэтому к любым подходам или техникам, призванным улучшить способности и повысить мотивацию, необходимо относиться с осторожностью.

В исламе человечество помещено между двумя крайностями: совершенство (дух Божий) и низость (прах). Следовательно, по мусульманскому учению, жизнь дает бесчисленные возможности выбора пути - в сторону праха или к Богу. Человек вынужден постоянно находиться в движении. Его собственная личность являет собой сцену, где разворачивается битва между двумя силами, результатом чего становится непрекращающаяся эволюция. Таким образом, совершенствование в исламе представляется добродетелью. Эта религия признает, что у людей отличаются желания, и они располагают разными средствами к достижению своих целей. В Коране говорится: «Воистину конечные цели, к которым вы стремитесь, различны» (92:4) и «Человек может иметь лишь то, к чему он стремится» (53:39).

Что касается практической стороны обучения и развития, то в исламе подчеркиваются два аспекта: испытательный срок и ученичество. По преданию, второй халиф - Омар сказал одному из своих вельмож: «Я назначил тебя, чтобы испытать тебя. Если ты будешь работать хорошо, я дам тебе более высокий пост, если нет, я прогоню тебя со службы». Подобным образом четвертый халиф - Имам Али писал: «Следите за поведением своих помощников и прибегайте к их услугам только после испытания». На поздней стадии существования Арабского Халифата и особенно во время эры Абба-сидов (749-1258) государственный аппарат сильно разросся. Поэтому управление в значительной мере полагалось на образованных людей, затем развился профессиональный класс, принадлежность к которому наследовалась в семьях из поколения в поколение, что отразилось в арабских фамилиях (Аль-Хади - судья, Аль-Яби - сборщик налогов, Аль-Хазин - начальник кладовых, Аль-Катиб - писарь). В то же время в области производства нормой стало ученичество. Вероятно, широко распространенная практика обучения непосредственно в процессе изготовления товаров, а также рост экономики в первые шесть веков существования ислама способствовали возникновению процветающих производственных отраслей и соответствующего профессионального класса (Аль-Сааг - ювелир, Аль-Варак - переплетчик, Аль-Наяр - плотник и т.д.). Наряду с такими практиками, как пробное назначение на должность и обучение в качестве подмастерья, в Арабском Халифате проводились семинары и давались устные инструкции, прежде чем человек приступал к работе.

Подводя итоги

Мусульманский подход к управлению персоналом подчеркивает роль труда в достижении экономического роста и процветания и предполагает выстраивание рабочих отношений на основе сотрудничества. Такая точка зрения, будучи сформированной более 1400 лет назад, остается живой и яркой для верующих и по сей день.

ФАКТ В ТЕМУ!

В сегодняшнем мире как в государственном, так и в частном секторе организации используют различные формы обучения и развития персонала и выделяют на эти цели солидные ресурсы. Страны GCC и в первую очередь Саудовская Аравия и ОАЭ привлекают консультантов со всего мира, а крупнейшие компании, специализирующиеся на обучении, открывают представительства в этих государствах. Во многих мусульманских странах предприятия организуют собственные учебные центры. Подготовка проводится как без отрыва от рабочего процесса, так и в определенном месте в выделенное специально для этого время. Управленцы высшего звена и сотрудники, нуждающиеся в повышении профессиональных знаний, направляются в институты. Обучение на рабочем месте, как правило, используется для тех, кто выполняет административные и технические функции. Проводят занятия либо специалисты самой компании, либо внешние консультанты и эксперты, привлеченные на контрактной основе. Последние приглашаются из иностранных организаций, главным образом, американских и британских.

Предписания ислама в отношении кадровых вопросов не теряют актуальности для бизнеса в сегодняшнем мире. Поскольку в этой религии акцент делается на служении людям, и любой поступок оценивается по тому, как он отражается на жизни общества, мусульманские HR-практики могут стать фактором, способствующим выживанию и росту организаций. В большинстве исламских государств наблюдается приверженность мусульманскому учению. Тем не менее управление персоналом зачастую осуществляется с большими отклонениями от религиозных норм, фактически по западным правилам, на что влияют различные факторы, включая общинное, религиозное и колониальное наследие и политические реалии.

Следовательно, этим организациям необходимо переосмыслить свои приоритеты и сформировать кадровую политику, которая будет служить их интересам в долгосрочной перспективе.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что между западными принципами управления персоналом и требованиями ислама к этой сфере деятельности есть коренные противоречия. Последние ставят совместные интересы выше индивидуальных и напрямую связывают цели организации с потребностями общества. Таким образом, исламское учение можно считать богатым источником знаний для создания политики управления персоналом, которая смогла бы увеличить вклад компаний в благополучие людей.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Аббас Дж. Али,
автор статьи Islamic challenges to HR in modern organizations

«Важно признать, что проведенный анализ имеет свои ограничения. Определение границ религиозных требований в отношении деловых практик не только является невыполнимой задачей, но и может привести к ограниченности суждений и мешать полноценному обсуждению и действию. Кроме того, автор признает, что упомянутые ссылки и их интерпретация отражают его текущий уровень знаний о предмете. Вероятно, что-то было упущено, а что-то требует дополнительных комментариев. Одним из путей преодоления этого недостатка могло бы стать исследование, проводимое группой специалистов в различных странах. Это позволило бы должным образом выяснить, насколько бизнес в действительности следует религиозным нормам, определить области отклонения, уместность, возможность практического приложения и преимущества тех или иных требований. Кроме того, необходимо понять, почему те или иные практики развились в ущерб другим. Такого рода исследования должны фокусироваться на создании схемы для изучения вопросов управления персоналом в контексте ислама и подчеркивать наиболее важные аспекты, соответствующие идеальным формам и оптимально служащие целям организации и общества».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль