Проверка работодателя прокуратурой

39187
Если к Вам на предприятие с проверкой идет какой-либо надзорный орган, это всегда неприятно. Но если к визитам инспекторов ГИТ сотрудники кадровых служб уже попривыкли, то визит с проверкой из прокуратуры всегда ждут с нескрываемым волнением. И дело здесь не столько в авторитете проверяющих, а в расширенных их возможностях и допусках. Так, в отличии от инспектора по труду, прокурор может отойти от прописанных в постановлении вопросов в сторону или “копнуть глубже”. Однако избежать ненужных проблем возможно, и в этом Вам поможет наша статья.

Причины для проведения проверки прокуратурой

Полномочия по осуществлению учреждениями прокуратуры проверочных мероприятий в сфере исполнения трудового законодательства вытекают из ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре). Этой статьей установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в учреждениях государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих предприятиях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовых актов. И хотя в п. 2 указанной статьи надзорная деятельность в отношении исполнения положений о труде согласно действующим нормативно-правовым актам непосредственно не названа, данный вид надзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетных направлений в работе отделений отечественной прокуратуры.

Поводов для ревизии прокуратурой той или иной компании может быть несколько.

Обратите внимание!

В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок

Повод 1. Задание вышестоящей прокуратуры, в котором районному (городскому) или специализированному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную инспекцию исполнения трудового законодательства на определенной территории или на конкретных предприятиях (объектах).

Повод 2. Проведение плановой инспекции, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная инспекция (запланирована на определенный месяц). При этом планы работ районных прокуратур являются служебными документами, и работодатели заранее не уведомляются о запланированных в их отношении проверочных мероприятиях.

Обратите внимание!

Планы работ районных прокуратур являются служебными документами, в связи с этим работодатели заранее не уведомляются о запланированных в их отношении проверочных мероприятиях

Повод 3. Указание прокурора о проведении выборочной инспекции соблюдения трудового законодательства в определенной компании, данное подчиненным сотрудникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка).

Повод 4. Материалы средств массовой информации (публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналам телерадиовещания, материалы интернет-сайтов также являются основанием для внеплановых проверок без предупреждения, но в данном случае инициировать их имеет право сотрудник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора).

Повод 5. Обращение в надзорное учреждение (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере. При этом ст. 10 Закона о прокуратуре обязывает рассматривать не только заявления самих трудящихся, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по правам человека, депутатов представительных центров, партий, иных общественных организаций, выступающих в защиту их интересов.

Выездная проверка работодателя прокуратурой

Проверка компании надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Подготовка к выездной проверке прокуратурой

Исходя из того, что контроль прокуратурой исполнения трудового законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, должностные лица прокуратуры уведомляют руководство компании по телефону заранее (как минимум за один день).

Дата начала проверочных мероприятий согласуется между проверяющими и нанимателем. Задача последнего – обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

Виды документов при проверке работодателя прокуратурой

Получили факс из прокуратуры: оказалось, на днях к нам придет прокурор с инспекцией. Самой проверки мы не боимся, так как нарушений закона не допускаем. Однако время для нее выбрано неудачно. На ближайшие дни у нас назначено обучение сотрудников филиалов, которые приедут из других городов. В такой ситуации совершенно не до прокуратуры. Можно ли как-нибудь отсрочить проверку, перенести ее хотя бы на пару дней? Но так, чтобы в проверяющие не подумали, что мы чего-то боимся и пытаемся уйти от ответственности.

Согласование начала проверочных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентировано. Поэтому просьба руководителя отсрочить приезд проверяющих на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного учреждения не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки.

Может сложиться так, что руководитель компании не владеет оперативной обстановкой, связанной с качеством исполнения требований ТК РФ и иных нормативных актов подчиненными ему сотрудниками, или же, возможно, сомневается в наличии и правильном составлении необходимых документов. В данном случае будет целесообразным в ходе телефонного разговора с представителем прокуратуры детально выяснить, какая документация будет затребована, каким лицам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие еще вопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки.

Чтобы оперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены), необходимо договориться с проверяющим сотрудником о более позднем сроке его приезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятельствами, мешающим комплексно и оперативно осуществить намеченную прокурорскую проверку) и исправить ситуацию.

Прочитайте полезную статью по теме:

Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура

Порядок проведения выездной проверки

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час уполномоченное лицо прибывает на место проведения инспекции. В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных учреждений, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение нормативных актов в связи с поступившей информацией о фактах их нарушения.

Мы забыли уведомить собственную службу безопасности о предстоящей прокурорской инспекции. В итоге охранники не пустили прокурора на территорию предприятия: проход осуществляется строго по постоянному или разовому пропуску, которого у проверяющего, конечно, не оказалось. Как нам теперь быть? Понимаем, что сами виноваты. Кадровиков, отвечающих за организацию проверки, уже наказали. Но не накажет ли нас прокуратура?

За то, что не пустили сотрудника прокуратуры на территорию предприятия, Вас вряд ли привлекут к ответственности. Между тем от выездного осмотра документов все равно не уйти, и, надо полагать, она будет более чем пристрастной: лояльности после происшедшего ждать не следует. Организуя процесс, позаботьтесь, чтобы он прошел на бесконфликтной основе. В противном случае Вы и Ваша компания рискуете получить значительное число актов прокурорского реагирования.

Несмотря на то, что в нормативных актах процедура осуществления проверочных мероприятий служащими прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе права и обязанности прокурорских служащих ограничены ст. 26: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций.

Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации трудящихся, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Методы усиления прокурорского надзора

В указание генпрокуратуры России от 06.07.2000 № 107/7 «Обусилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» приводятся следующие методы.

1. Обеспечение своевременной и тщательной инспекции каждого случая производственного травматизма компаниях независимо от форм собственности, в том числе при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего реагирования. Повысить эффективность надзора за своевременностью, обоснованностью и законностью принимаемых по материалам инспекций процессуальных решений.

2. По заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению безопасных условий труда проводить ревизии, в необходимых случаях – с привлечением специалистов и выездом на место. Принимать исчерпывающие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к установленной ответственности.

3. По каждому факту укрытия от учета несчастного случая на производстве, несвоевременного или некачественного проведения нанимателем или соответствующими контролирующими учреждениями расследований травматизма ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в этом лиц.

4. При ненадлежащем исполнении руководителями инспекций своих служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за безопасными условиями труда на производстве направлять в вышестоящие учреждения представления о привлечении их к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения от занимаемой должности.

5. По каждому сообщению о групповом, тяжелом или смертельном несчастном случае на производстве должны обеспечить незамедлительный выезд прокуроров либо других оперативных служащих прокуратуры на место происшествия для квалифицированного и качественного осмотра места происшествия, выяснения всех обстоятельств произошедшего и принятия обоснованного решения.

6. Руководителям прокуратур обеспечить обязательное поддержание государственного обвинения по уголовным делам данной категории, по наиболее актуальным делам поддерживать государственное обвинение лично. Ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

7. Обеспечить предъявление регрессных требований к должностным лицам и иным работникам, по вине которых государственные предприятия понесли убытки в результате происшедших случаев производственного травматизма.

8. Наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушении нормативов об охране труда.

Обратите внимание!

Основные аспекты, на которые органы прокуратуры обратят внимание в первую очередь: своевременность выплаты заработной платы, надлежащее оформление на работу, предоставление отпусков, производственный травматизм, труд несовершеннолетних, соблюдение техники безопасности.

Ознакомление с должностными лицами при прокурорской проверке

Перед началом мероприятий служащий прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит инспектировать.

На данном этапе истребуются приказы о назначении на должность руководителя кадрового подразделения, подчиненных ему специалистов, изучаются их трудовые договоры и должностные инструкции. Это необходимо для определения непосредственной компетенции сотрудников организации в интересующих надзорный орган вопросах, а в дальнейшем – для установления степени их ответственности за выявленные нарушения, а также составления актов прокурорского реагирования. Могут быть запрошены и изучены и учредительные документы юридического лица.

Возможна проверка работы предприятия и по другим направлениям. Сотрудников прокуратуры могут заинтересовать иные обстоятельства, выявленные в ходе текущей проверки и требующие юридической квалификации.

Указанием Генпрокуратуры России от 14.11.2008 № 229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» прокурорам предложено:

  • усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • по каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности;
  • при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации.

В отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

Данным указанием прокурорам также предписано взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, где в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках исполнения работодателями законодательства о труде требуется анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

Отсутствие на рабочем месте специалистов при проверке прокуратуры

Обратите внимание!

Закон не предусматривает каких-либо особенностей проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий по исполнению законодательства о труде и занятости населения. В целом работники прокуратуры в данном случае будут осуществлять те же действия, что и инспекторы ГИТ.

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников ГИТ, а также органов, компетентных в определенных аспектах, относящихся к трудовым отношениям.

Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; государственный экологический контроль; государственный контроль безопасности взрывоопасных производств; органы государственного энергетического надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов. В связи с этим необходимо помнить, что отечественная прокуратура осуществляет всеобщий надзор за исполнением законности и может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы и применяя широкий спектр средств и методов. И если должностные лица ГИТ по итогам проверки в подавляющем большинстве случаев возбуждают производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ (ч. 1 и 2), то органы прокуратуры не ограничиваются только этой статьей.

Круг вопросов и ответственность при прокурорской проверке работодателя

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер, близких по своему общественному значению к реализации прав граждан на безопасные условия труда. Полномочия органов прокуратуры в данном случае шире, чем представителей ГИТ.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон о защите прав юридических лиц) в ст. 21 закрепляет: руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель в процессе проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Однако нужно иметь в виду, что указанные положения не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц).

Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Обратите внимание: Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры.

Обратите внимание!

Положения Закона о защите прав юридических лиц не распространяются на контрольные мероприятия, осуществляемые сотрудниками прокуратуры в рамках прокурорского надзора

По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц. Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение по сравнению с требованиями указанного выше Закона).

Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе.

Нашу организацию буквально затерзали проверками. Сначала ГИТ, теперь вот прокуратура. Мы объясняем прокурору, что две недели назад нас уже проверяли инспекторы труда – причем по тем же самым вопросам. Какой смысл в новой проверке? Вправе ли вообще прокуратура проводить ее сейчас?

Прокурорские проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер со стороны прокуратуры. При наличии оснований для проверки сотрудники прокуратуры вправе ее провести в вашей организации. При этом не имеет значения, что ранее с подобной проверкой вас уже посетили инспекторы ГИТ.

Кроме того, на практике бывает так, что работники прокуратуры требуют от ГИТ предоставить материалы проверки той или иной организации. Не исключено, что изучение такой документации покажет: проверка ГИТ проведена поверхностно, необходимые факты не нашли должного юридического оформления, а виновные лица не были привлечены к административной ответственности. В результате повторных проверочных мероприятий прокуратура может принять меры в отношении как организации, так и самой инспекции.

Отмеченный пример из практики, когда прокуратура оперативно реагирует на информацию, поступившую от ГИТ, является наиболее правильным вариантом действий прокурорских работников в случае, если цели и тематика проверок органов прокуратуры и ГИТ совпадают. Однако, если круг вопросов, возникших у надзорного ведомства, шире, а также имеются иные факты, нуждающиеся в уточнении, то работники прокуратуры вправе самостоятельно осуществить все необходимые проверочные мероприятия.

Этапы прокурорской проверки работодателя

Продолжая разговор о процедуре проводимой органами прокуратуры выездной проверки, условно разделим ее на два этапа.

Этап 1. Как уже отмечалось, он включает в себя знакомство прокурорских работников с руководящими лицами организации (в случае если проверка проводится впервые) и изучение документации, интересующей проверяющих лиц. На этом этапе они могут попросить сделать копии каких-либо материалов, составить те или иные справки.

Если подготовка займет определенное время, необходимо заранее обговорить срок и порядок предоставления таких сведений непосредственно в прокуратуру. В настоящее время доступ прокурорских работников в Интернет с рабочих компьютеров ограничен (пересылка сведений между прокуратурами внутри субъекта Федерации осуществляется с использованием сетей, закрытых для иных пользователей), поэтому указанная информация необходима прокурорским работникам на бумажном носителе. Место для общения с работниками прокуратуры целесообразно определить заранее: это может быть кабинет директора, начальника отдела кадров, отдельное помещение рядом с приемной, конференц-зал и т. д.

Этап 2. Включает в себя осмотр предприятия. Показывать производственные помещения необходимо, если представитель прокуратуры заявит об этом. В таком случае потребуются лица, отвечающие за цеха, мастерские, склады и другие помещения, которые могут разъяснить возникшие у прокурорского работника вопросы, показать журналы и иную документацию, хранящуюся на местах.

Офисы нашей компании располагаются в разных районах города. Не исключено, что прокурор захочет побывать в нескольких офисах в течение одного дня. Обязаны ли мы по его требованию предоставить машину для поездки или мы не должны решать подобные проблемы?

В ряде случаев при комплексной выездной проверке может возникнуть необходимость посетить структурные подразделения организации, расположенные вне места нахождения администрации, но в черте района (города). Законодательство не обязывает руководство проверяемого субъекта предоставлять транспорт (личный или служебный) работнику прокуратуры для того, чтобы он смог сэкономить время и осуществить запланированную проверку в полном объеме. Вместе с тем подобный шаг навстречу приветствуется и в целом рассматривается как положительное отношение руководства предприятия к проверке и готовность ко всяческому сотрудничеству.

То же самое относится и к организации обедов. Если на предприятии работает столовая или хорошо оборудованный буфет, будет целесообразным предложить работнику прокуратуры пообедать на месте.

Это ни в коем случае не должно расцениваться как ваша попытка повлиять на результаты проверки. В данной ситуации речь идет только о том, что проверяющий, который в течение целого дня находится на вашем предприятии, не имеет возможности организовать себе перерыв для отдыха, а значит, вы можете предложить ему какие-то варианты организации питания.

Необходимо помнить, что оперативность проверки во многом зависит от вас и ваших сотрудников, и ненавязчивые, корректные предложения в подобных ситуациях (исходя из сложившейся обстановки), конечно, не станут поводом к смягчению последствий проверки, но будут рассматриваться как элемент делового общения и попытка завязать конструктивный диалог, направленный на осознание важности правомерного поведения, и способ оперативного предоставления работникам прокуратуры условий, необходимых для завершения проверочных мероприятий.

Невыездная документальная проверка прокуратурой

Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

Совет

Поскольку порядок возврата оригиналов документов органами прокуратуры в законодательстве не регламентирован, целесообразно предоставлять копии, а оригиналы показывать только в случае, если проверяющий пожелает с ними ознакомиться

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно. В запросе прокуратуры устанавливается разумный срок его исполнения; обычно в конце запроса имеется фамилия подготовившего его должностного лица (в дальнейшем именно оно и будет вас проверять) и его служебный телефон. В случае если у вас возникли какие-либо вопросы по исполнению требований прокуратуры, отраженных в запросе, целесообразно их разрешить, связавшись с этим сотрудником.

При поступлении запроса из прокуратуры необходимо полно и точно исполнить содержащиеся в нем требования – подготовить и направить с сопроводительным письмом именно те документы, которые запрашиваются. Предоставление лишней документации или сведений не требуется и может явиться поводом для возникновения дополнительных вопросов к вашей организации.

Обратите внимание!

Отечественное законодательство не предусматривает ответственности за отказ от представления письменных объяснений по факту выявленных сотрудниками прокуратуры нарушений

Неисполнение требований прокуратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) послужит поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. В числе санкций данная статья предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 руб., на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, о начале проведения проверки в отношении вашей организации может свидетельствовать повестка с требованием явиться в прокуратуру для дачи объяснения или же вызов кого-либо из ваших сотрудников по телефону. В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель прокурора может потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям трудового законодательства. У работников организации, имеющих непродолжительный стаж работы и впервые сталкивающихся с подобной ситуацией, процедура опроса вызывает, как правило, негативные ассоциации и опасения. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью, требующейся для полноты собранного проверочного материала, и по большому счету не обязательна для работодателя, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Проверка прокуратурой по жалобе

Совет

Если устранить все нарушения до принятия прокуратурой мер прокурорского реагирования, можно попробовать убедить заявителя на этом основании повторно обратиться в прокуратуру с просьбой не рассматривать по существу ранее поданное заявление. В случае поступления прокурору подобного (повторного) обращения всегда принимается решение о снятии с разрешения и контроля первоначальной жалобы

Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним. Как правило, если на вас подали жалобу в органы прокуратуры, об этом вам станет известно через непродолжительный промежуток времени (поступит запрос документов или последует вызов в прокуратуру).

Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем: если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то в таком случае он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.

Если работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.

Завершение проверки прокуратурой соблюдения трудового законодательства как документальной, так и выездной, заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в случае, если выявлены нарушения нормативных правовых актов. Но об этом мы поговорим в следующий раз.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль