Готовим смену со студенческой скамьи

5345
Проблема подбора персонала стоит перед каждой компанией, и каждая компания решает ее по-своему. Кто-то использует самые хитроумные способы переманивания сотрудников у конкурентов, кто-то вполне доверяет качеству поиска через Интернет, но есть и те, кто думает и работает на перспективу, т. е. не ищет идеал, а готовит его под себя. Дорого? Да, вариант не из дешевых. Долго? Согласны. Никаких гарантий? Ну, тут вполне может помочь закон. И все же... ...и все же на сегодняшний день не стоит вопрос о том, нужно ли обеспечивать преемственность со студенческой скамьи. Большинство руководителей, думающих о будущем компании, скорее интересует, как это сделать менее затратно и с большей эффективностью. Способов, как оказывается, не так уж мало.

Практика показывает, что способов подбора и взращивания персонала со студенческой скамьи немало. Причем варианты участия в них работодателя могут быть самыми различными - начиная от оплаты обучения будущего работника до участия в федеральных программах. Но обо всем по порядку.

Целевое обучение

Направление вчерашних школьников в вузы для целевого обучения гарантирует работодателю прием запланированного по годам количества молодых специалистов заданного уровня профессиональной подготовленности.

С родителями специально отобранных школьников заключаются договоры, согласно которым после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения их дети отработают определенное количество лет в организации, оплатившей обучение. Как правило, родители - это работники организации, поэтому никаких проблем с последующим трудоустройством выпускников не возникает.

Такой подход позволяет закрепить на предприятии работников, чье профильное образование было оплачено компанией, на три-пять лет.

Что касается затрат, то в основном они заключаются в отборе достойных школьников или детей своих работников, в контроле процесса обучения «рекомендованных» студентов, а также выплате стипендии этим студентам. Положительный момент - гарантированный прием требуемого количества проверенных молодых специалистов.

Мероприятия, проводимые в вузах и колледжах

Еще одним способом взаимодействия компании с образовательными учреждениями является участие работников компании в различных мероприятиях, проводимых учебным заведением со студентами.

Дни открытых дверей

Участие в днях открытых дверей позволяет привлекать внимание студентов даже первых курсов к своей фирме. С одной стороны, вероятность заинтересовать таких студентов намного выше. С другой - нужно быть готовыми к тому, что профильные знания, как правило, даются на последних курсах. Вместе с тем большинство солидных организаций активно участвует в подобных мероприятиях.

Преподавание в образовательных учреждениях экспертов компании

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Чтобы профильная подготовка была эффективной, ведущие специалисты компании должны преподавать в вузах и техникумах, передавая практический опыт молодым специалистам

Наиболее творческие руководители и ведущие специалисты фирмы должны преподавать на профильных кафедрах вузов и колледжей. Ориентируясь на достижения организации, такие преподаватели не только знакомят студентов с наиболее перспективными направлениями развития представляемой отрасли, но и имеют возможность правильно оценить творческий потенциал студентов, их уровень знаний, психологические особенности, заинтересовать наиболее перспективных студентов в поступлении на фирму или даже непосредственно в руководимые ими подразделения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Готовим смену со студенческой скамьи

Юрий Шматов,
юрист, главный специалист по правовым вопросам Центра развития кадровых технологий, опыт руководства кадровой службой 12 лет, эксперт журнала

В том случае, когда мы говорим о получении будущим работником определенного уровня образования, речь нужно вести о договоре об оплате обучения. Обратите внимание! Это гражданско-правовой договор, правовое регулирование отношений по которому относится к сфере действия Гражданского кодекса РФ. Как правило, он является трехсторонним: между направляющей организацией, образовательным учреждением и лицом, направленным на обучение (студентом).

Обязанности образовательного учреждения по такому договору обычно включают обучение студента по программам, согласованным с направляющей стороной. Направляющая сторона (будущий работодатель студента) обязуется согласовать программу обучения, своевременно и в полном объеме оплачивать обучение студента и т. д. Лицо, направленное на обучение (студент), в свою очередь, берет на себя обязательства полностью освоить программу обучения, соблюдать установленные в образовательном учреждении правила внутреннего распорядка, по окончании обучения заключить с направляющей стороной трудовой договор.

Одним из условий такого договора является обязательство студента (будущего студента) по окончании обучения заключить трудовой договор с оплатившей обучение организацией и отработать в ней определенный срок. В случае невыполнения данного условия или увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного договором, лицо, чье обучение было оплачено, принимает на себя обязательства возместить организации понесенные на его обучение расходы. При этом в случае незаключения трудового договора без уважительных причин расходы (затраты) возмещаются в полном объеме. При увольнении без уважительных причин до истечения срока, обусловленного договором.

Участие работников фирмы в работе экзаменационных комиссий

Участие в работе экзаменационных комиссий позволяет также оценить, хотя и только по одному мероприятию, но зато очень важному, профессиональный уровень потенциального кандидата на работу. Такая деятельность позволяет выделить наиболее сильные проекты, понять уровень подготовленности студентов, что в дальнейшем поможет при подборе молодых специалистов.

Студенты же имеют возможность показать себя, заинтересовать возможного будущего работодателя.

Обучение по специальным программам

Многие образовательные учреждения с большой заинтересованностью относятся к организации обучения студентов по специальным программам или курсам, разработанным в интересах конкретной фирмы. Безусловно, учебному учреждению необходимо решить вопрос с министерством о включении дополнительных курсов в стандарты утвержденных ранее программ обучения. Но этот работник возмещает расходы (затраты) работодателю в объеме, пропорциональном отработанному времени.

Так как обязанность возместить понесенные компанией расходы на оплату обучения возникает только в случае увольнения бывшего студента без уважительных причин, а закон (Трудовой кодекс РФ) не называет основания увольнения, которые являются уважительными, в данном договоре целесообразно установить перечень причин, по которым студент может не заключить трудовой договор или работник может уволиться до истечения срока, обусловленного договором.

В перечень расходов (затрат), подлежащих возмещению направляющей стороне в случаях невыполнения студентом своих обязательств, включаются любые расходы (затраты), связанные с обучением и подтвержденные документально. К таким расходам (затратам) можно отнести непосредственно оплату обучения, выплаченную стипендию, расходы по оплате учебников и учебных материалов, расходы на оплату жилья, проезда к месту учебы и иные расходы.

вопрос решаем. Зато учебному заведению гарантируется трудоустройство его выпускников в солидную фирму, а это повышает престиж вуза или колледжа, т. е. привлекает большее количество школьников для поступления.

Для фирмы это мероприятие важно, т. к. будущие работники обучаются по тем предметам и с такой углубленностью, которая требуется для практической работы. Будущие молодые специалисты уже знают основы тех конкретных знаний, которые им потребуются при реальной работе в престижной фирме.

Создание научно-образовательных центров

В соответствии с рекомендациями Правительства РФ в настоящее время приобретают широкое распространение создаваемые учебными заведениями и ведущими фирмами научно-образовательные центры, которые решают конкретные практические задачи на современном и перспективном уровне. Это не только привлечение научного потенциала образовательных учреждений к решению практических задач фирмы, но и хорошая проверка студентов - будущих потенциальных работников.

Организация компанией музеев, аудиторий и лабораторий в учебном заведении

Определенное влияние на студентов оказывает создание в вузах и колледжах оформленных музеев или аудиторий и лабораторий, оснащенных современной техникой или оборудованием конкретной фирмы. Организация пропагандирует свои успехи. Студенты знакомятся с достижениями фирмы, в которой они могут работать в будущем.

Федеральные программы

Готовим смену со студенческой скамьи

Федеральная целевая программа - государственная социально-экономическая программа федерального уровня, ориентированная на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Одним из таких федеральных проектов, который позволяет увидеть своихбудущихмолодых специалистов, является проведение Всероссийской компьютерной олимпиады «Молодые интеллектуалы России». Зарегистрированные команды молодых специалистов или студентов в течение одного дня демонстрируют свои способности по финансовому управлению фирмой. Проводится поэтапное выявление лучших команд.

Это хорошая возможность определить уровень своих молодых специалистов и студентов вузов, на прием которых рассчитывает фирма.

Еще одним примером может служить Всероссийский образовательный форум «Селигер».

ПРИМЕР

Форум «Селигер» - автономный полевой лагерь с инновационной инфраструктурой, куда ежегодно приезжают десятки тысяч талантливых молодых людей из всех регионов РФ. Основная задача площадки - предоставление дополнительного образования, необходимых сервисов и услуг для реализации проектов участников. В связи с этим в первую очередь проект позволяет продемонстрировать свои способности, уровень профессиональной подготовленности, свой новаторский потенциал активной молодежи.

Но определенную выгоду может получить и фирма. В 2011 г. 20 тыс. молодых активных людей из всех регионов России планируется собрать в одном месте. Что может быть лучше для кадровых служб фирм, желающих найти для себя потенциальных работников?

«Высочайший уровень качества и напряженности образовательных программ позволяет участникам сравнить неделю на инновационном форуме "Селигер" с годом обучения в университете». Конечно, это несколько завышенный уровень рекламы, но возможности для развития молодежи действительно неплохие - лекции лучших тренеров страны, личные консультации профессионалов, презентации инновационных проектов перед экспертной командой. И солидная фирма вполне может эффективно использовать такую возможность.

Основным организатором форума является Федеральное агентство по делам молодежи.

В этом году форум проходит с 1 июля по 2 августа 2011 г. на озере Селигер в Тверской области.

Мероприятия, проводимые в компании

Дни открытых дверей, экскурсии

Если между учебным учреждением и фирмой установлены долгосрочные взаимоотношения, то для студентов часто проводятся экскурсии с целью продемонстрировать достижения фирмы, условия работы. В процессе экскурсий им рассказывают об истории организации, планах и перспективах развития, демонстрируют современные и новейшие технологии, знакомят с условиями труда. Ветераны и ведущие специалисты делятся своим опытом, молодые специалисты - своими впечатлениями от первых лет работы.

Научные конференции, олимпиады, конкурсы дипломов, курсовых работ, специальных разработок по различным тематикам

Реальной проверкой будущих работников фирмы, их творческого потенциала, грамотности и профессионализма являются проводимые на фирме научные конференции, олимпиады, конкурсы творческих работ и т. п. Принять участие в конкурсах могут не только работники фирмы, но и студенты любых курсов.

ПРИМЕР

Конкурсы проектных работ направлены на повышение творческого потенциала и активности сотрудников, поиск способов оптимизации работы подразделений, формирование корпоративной культуры организации, реализацию творческой потребности в условиях монотонной работы.

Темы объявляются заранее (не менее чем за полгода). При этом включаются темы не только по производственной проблематике, но и связанные с проблемами молодежи, адаптации молодых специалистов.

Для участия в конкурсе приглашаются молодые специалисты с опытом работы до трех лет, студенты вузов и колледжей, с которыми у организации заключены долгосрочные договоры. Принимаются индивидуальные и коллективные разработки.

Эксперты оценивают проекты с использованием трехбалльной шкалы по следующим критериям: перспективность разработки, актуальность рассматриваемых проблем, экономическое обоснование (если это важно для оценки работы), возможность внедрения предлагаемых решений, оформление представленной проектной работы. Три предлагаемых варианта ответа позволяют экспертам не только выделить работы, которые явно претендуют на призовые места, но и сохранить для более детального дополнительного изучения те проекты, которые по каким-то критериям не могли быть оценены высшим баллом. Предлагаемая система оценки обеспечивает возможность направить на второй этап конкурса лучшие работы.

По результатам анализа эксперты определяют 15 работ, которые допускаются ко второму этапу конкурса. Их авторам вручают денежные премии или памятные подарки. На заслушивании этих работ перед комиссией, состоящей из руководителей и ведущих работников организации, определяются лучшие три работы.

Естественным продолжением этого направления работы может быть создание на фирме Центра выявления и внедрения рациональных и инновационных предложений сотрудников и клиентов организации.

Практика: ознакомительная, производственная, преддипломная

Практика студентов на предприятиях является обязательной частью учебного процесса любого образовательного учреждения. При этом часто именно организация практики позволяет фирме решить многие вопросы по оценке, подбору и привлечению своих будущих молодых специалистов. Именно организации практики студентов солидные фирмы должны уделять самое большое внимание. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

НЕ ЗАБЫТЬ!

Работа со студентами образовательных учреждений должна, с одной стороны, пробудить у будущих кандидатов интерес к работе, а с другой – позволить фирме оценить, такие ли работники нужны организации

Целью производственной практики является:
•закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях по профессиональным дисциплинам;
•приобретение практических навыков по разработке и использованию стандартных и перспективных технологий;
•ознакомление и изучение реальной нормативной и инструктивной документации фирмы;
•развитие элементов профессиональной квалификации, отработка определенных приемов и навыков работы.

Руководителями практики являются как руководители подразделений или ведущие специалисты фирм, так и ведущие преподаватели специальных дисциплин учебных заведений. В период прохождения практики они консультируют студентов по всем направлениям, оперативно решают организационные вопросы.

По итогам производственной практики студенты должны представить в учебные заведения отчеты, подготовленные в соответствии с правилами оформления курсовых работ.

В отчетах по практике приводятся краткое описание предприятия, сферы его деятельности, организационная структура, специфика подразделения, в котором проходит практика, описание должностных обязанностей; описываются особенности технологического процесса, используемых информационных технологий, изученные в ходе практики системы и продукты, предмет исследования и полученные результаты. Предусматриваются расчеты, исследования и эксперименты. Как правило, хорошо подготовленный отчет о преддипломной практике используется для написания дипломной работы.

При решении рассматриваемых в процессе практики задач очень важна роль руководителей практики, наставников, поэтому необходимо всячески поощрять работников фирмы, которые занимаются с практикантами.

При правильной организации практики наиболее перспективные для фирмы студенты могут себя проявить в конкретной работе, если их привлекают к решению производственных задач. За время практики становится очевидным, удовлетворены ли будущие кандидаты работой в организации, условиями, оплатой труда, коллективом, интересны ли им стоящие перед организацией задачи. Оценки по отчетам и характеристики, даваемые практикантам руководителями практики, позволят подразделениям фирмы, занимающимся подбором персонала, целенаправленно и конкретно взаимодействовать с вузами. Они могут установить адресную связь с наиболее перспективными студентами.

Лучшим студентам могут назначаться специальные премии, заключаться договоры о предоставлении им рабочих мест после окончания образовательного учреждения. Тем, кто плохо проявил себя на всех этапах практики, может быть отказано в приеме на фирму.

Работа с практикантами должна проводиться в рамках работы с молодыми специалистами предприятия. Это позволяет повысить активность студентов, т. к. они будут взаимодействовать со своими сверстниками, поймут, что в них заинтересованы, что они нужны фирме, их ждут. То есть подготовка к работе на фирме начинается еще со студенческой скамьи.

Семинары-встречи руководителей фирмы с молодыми специалистами и практикантами

Готовим смену со студенческой скамьи

Целесообразность встреч руководителей организации и основных ее подразделений с практикантами, начинающими работать в фирме, не вызывает сомнения. Это мероприятиеповышает лояльность к организации, формирует корпоративное мышление, позволяет молодым узнать непосредственно от первых лиц историю и перспективу развития организации, уточнить идеологию, миссию, кадровую политику организации и требования, предъявляемые к ее сотрудникам. Такие семинары помогают будущему работнику лучше представить свое место в единой системе, оценить возможности профессионального и должностного роста, а также выявить наиболее острые проблемы адаптации молодых специалистов.

Очень полезно, когда на семинарах выступают не только руководители, но и ветераны фирмы, и молодые специалисты, которые уже проработали по два-три года.

Специализированное обучение молодых специалистов и практикантов

В каждой солидной фирме проводится послевузовское дополнительное обучение молодых специалистов, на которое приглашаются и практиканты-дипломники. Это позволяет сократить адаптационный период будущих молодых специалистов и не затрачивать время на проведение повторного цикла обучения.

ВАЖНО!

Полноценная программа адаптации выпускников вузов рассчитана на есть месяцев. Обучение проводится один раз в неделю по два–три часа

Программа обучения включает, как правило, занятия по ознакомлению с историей фирмы, ее структурой, выдающимися руководителями, специалистами и рабочими, занятия по наиболее значимым продуктам, созданным фирмой, ее перспективным разработкам и направлениям работ, технологиям, используемым в организации, в первую очередь информационным. Определенное внимание уделяется правилам внутреннего распорядка, законодательным аспектам, социальным вопросам. В ряде фирм проводятся психологические занятия - семинары, консультации, тренинги и деловые игры.

Обучение проводится один раз в неделю по два-три часа. В целом программа рассчитана на период от двух до шести месяцев.

ПРИМЕР

В процессе длительной дипломной практики многие практиканты, которые изъявили желание после окончания вузов остаться работать на фирме, могут пройти в рамках программы работы с молодыми специалистами адаптационные тренинги.

Трехдневный адаптационный тренинг направлен на улучшение адаптации молодых специалистов к работе в организации за счет корректировки ценностной ориентации, установок, раскрытия перспектив должностного и профессионального роста, отработки социально приемлемых моделей поведения в трудовых коллективах.

Задачами социально-психологического тренинга являются:1. Создание дополнительных условий для улучшения адаптации молодых специалистов, которые пока недостаточно успешно взаимодействуют с коллегами в трудовых коллективах и внешними клиентами.2. Выявление качеств молодых специалистов для более полного учета их психологических особенностей при организации коллективной, групповой и индивидуальной работы.3. Формирование типологии молодых специалистов, поступающих на работу в организацию после окончания учебных образовательных учреждений.

Форма проведения тренинга обеспечивает максимальную активность, открытость молодых специалистов. Предлагается многовариантность нормативно одобряемых решений возникающих трудностей, молодым специалистам предоставляется возможность самостоятельного выбора наиболее приемлемых для них способов решения проблемных ситуаций с учетом личностных качеств. На занятиях обсуждаются потребности с ориентацией на сохранение у молодых людей их индивидуальности.

Численность группы должна составлять 10-14 человек, что поможет молодым работникам самостоятельно оценивать имеющиеся особенности за счет сравнения своего поведения в процессе взаимодействия с поведением коллег, не выделяясь, не усугубляя имеющихся комплексов.

Целесообразно ведение группы двумя психологами, что позволяет, во-первых, предоставить молодым людям разные варианты социально приемлемого решения возникающих проблем, во-вторых, более объективно оценить психологические особенности каждого молодого специалиста.

На занятия желательно приглашать молодых специалистов и практикантов из разных подразделений, чтобы они имели возможность сравнивать и отмечать особенности. Кроме того, это позволяет уточнить, являются ли причинами возникающих трудностей сами молодые специалисты, или же проблемы вызваны психологическим климатом и особенностями трудовых коллективов подразделений.

Необходимо, чтобы из одного подразделения было не менее двух-трех человек - так можно быстрее добиться сплоченности коллектива группы.

Занятия должны проводиться в специально подготовленном помещении учебного центра, т. к. это способствует отрыву молодых специалистов от той среды, где у них возникли определенные трудности при адаптации к работе в организации.

Использование раздаточного материала позволяет сократить информационные блоки, предоставив слушателям возможность самостоятельно изучать необходимый учебный материал, и уделить больше внимания обсуждению этого материала.

НЕ ЗАБЫТЬ!

При правильно организованной производственной практике студентов, взаимодействие с вузами переходит в разряд стратегического партнерства, при котором все участники получают равную выгоду:
учебное заведение - повышение рейтинга и престижа за счет целевого трудоустройства выпускников в крупные компании;
компания - эффективного сотрудника, способного справиться со сложными задачами;
студент - не только теоретические знания, но и практический опыт, что повышает его вес как специалиста на рынке труда

Создание учебных центров для специализированной подготовки

При необходимости фирмой разрабатывается программа ускоренной профессиональной подготовки молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, желающих поступить на работу. По такой программе могут обучаться как практиканты, так и другая молодежь. С участниками программы заключаются ученические договоры, они проходят необходимое обучение под руководством высококвалифицированных специалистов и после успешной сдачи квалификационного экзамена аттестационной комиссии принимаются на фирму. При этом молодые специалисты уже обладают требуемыми знаниями и умеют выполнять основные работы. Безусловно, те обучившиеся, кто не сдал квалификационный экзамен или плохо проявил себя в процессе обучения, не принимаются на фирму. Эти условия оговариваются в ученическом договоре.

Участие практикантов в торжественных, спортивных, культурно-массовых мероприятиях фирмы

Включение практикантов в активную жизнь организации также позволяет, с одной стороны, заинтересовать будущих работников, с другой - посмотреть на человека в различных ситуациях, а не только за рабочим столом. Это поможет исключить ошибки при определении целесообразности приема такого студента на фирму.

Совместные спортивные мероприятия, вечера отдыха, конкурсы песни сближают студентов и работников фирмы наиболее эффективно.

Важность работы с практикантами подтверждают сами молодые специалисты, которые в процессе опроса отметили, что улучшению их адаптации в компании способствуют: совершенствование производственной практики учащихся; система наставничества; организация регулярного обмена мнениями среди молодых специалистов разных возрастов, что обеспечит психологическую поддержку со стороны тех, кто раньше начал работать в организации и успешно преодолел естественные трудности адаптации.

Отлаженная система работы со студентами, включающая апробированные и отработанные мероприятия, позволит организации получать в достаточном количестве именно тех молодых специалистов, которые нужны фирме. Это поможет начинающим работникам быстрее адаптироваться к исполнению своих обязанностей, снизит потери фирмы благодаря своевременному устранению производственных конфликтов, будет способствовать повышению мотивации работников, улучшению социально-психологического климата в трудовых коллективах.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль