Диагностика уровня квалификации наладчиков

4935
Планирование развивающих мероприятий должно базироваться на всесторонней оценке персонала. Это позволит не только четко определить, кого и чему обучать, какие методы для этого использовать, но и избежать «утекания в песок» немалых денежных средств. Рассмотрим методы диагностики уровня квалификации ключевых работников производства, а также принципы формирования программы их развития.

Не секрет, что оценка - довольно трудоемкая процедура и требует определенных временных затрат. Чтобы не расходовать силы понапрасну, желательно определить приоритетные группы производственных профессий, представители которых будут оцениваться. В них включаются те должности, функционал которых больше всего влияет на конечный результат работы компании. Именно на них и следует сконцентрироваться. Так, на крупном производственном предприятии в ходе экспертной оценки персонала механообрабатывающих цехов одной из ключевых была признана профессия «наладчик автоматических линий и агрегатных станков (АЛиАС)». Оценку прошли 129 сотрудников, занимающих данную позицию. Цели и задачи диагностики были следующими:

  • анализ уровня квалификации наладчиков;
  • определение потребности в разных видах подготовки и повышения квалификации специалистов;
  • установление степени выраженности профессионально важных качеств работников и предоставление HR-службе рекомендаций по использованию их личностного потенциала;
  • создание схем профессионального роста сотрудников.

Применялись следующие методы и виды диагностических процедур:

1. Формальный анализ - оценка по формальным критериям уровня профессионализма наладчиков.

2. Экспертный опрос с помощью анкеты - оценка непосредственным руководителем профессиональных качеств подчиненных и предоставление HR-специалистам рекомендаций относительно последующего развития работников. Определение в коллективе носителей уникальных знаний и умений.

3.Самодиагностика- анкетирование наладчиков для выявления стремления к дальнейшему профессиональному росту по «вертикали» и «горизонтали», а также тестирование с целью оценки знаний и определения тех областей, где требуется развитие.

Рассмотрим подробнее каждый из видов диагностических процедур.

Формальный анализ

На этапе формального анализа изучались:

  • организационная структура и штатное расписание;
  • структура персонала:
    • по разрядам;
    • по образованию; по возрасту;
    • по стажу работы.

Штатное расписание и организационная структура анализировались с целью определения ее типа (классическая линейно-функциональная, проектная, матричная и т.д.). Это позволяет понять принципы управления и определить возможности межкомандного и кроссфункцио-нального взаимодействия в коллективе. Кроме того, штатная расстановка указывает на участки и бригады, где количество ключевых работников близко к минимально допустимому, и следует уделить внимание вопросам подготовки кадрового резерва на случай временного отсутствия этих специалистов. В устоявшихся производственных процессах нельзя допускать, чтобы результат всецело зависел от отдельного человека, обладающего уникальными знаниями и компетенциями. Такая ситуация несет большие риски для предприятия. Отчасти это будет компенсировано, если используется матричная структура, в которой расстановка персонала более гибкая, чем при линейно-функциональной или проектно-организационной структуре.

При анализе ключевого персонала по разрядам определяется процентное соотношение сотрудников с начальными, средними и высокими квалификационными разрядами. Оно оптимально, когда работников со средними разрядами в компании больше всего, а тех, у кого высокая и низкая квалификация, примерно одинаковое количество. Такая пропорция способствует эффективной передаче знаний, умений и накопленного опыта от старших поколений младшим и создает благоприятные условия для формального, а подчас и неформального наставничества в коллективе и профессионального соперничества. В таком случае начинающим работникам есть у кого учиться, а «ветеранов» стимулирует к профессиональному росту тот факт, что молодые «наступают на пятки» и стыдно перед ними «ударить в грязь лицом». Затем проводится анализ данного соотношения отдельно по участкам и бригадам. Перевес по численности сотрудников с низкими или высокими разрядами сопоставляется с уровнем сложности работ и технологий на этих участках: чем данный уровень выше, тем выше должна быть и квалификация персонала. Несоответствие качества кадрового состава содержанию работ дает повод в дальнейшем привести все в норму, иначе это отрицательно скажется на передаче знаний между работниками и уровне их квалификации (подтверждение этому можно косвенно наблюдать по результатам тестирования, описанного ниже). Такой анализ всех участков и бригад позволяет понять, как провести ротацию сотрудников для создания возможностей их дальнейшего профессионального развития.В ходе анализа персонала по уровню образования определяется, насколько подготовка работников отвечает формальным требованиям должности. Например, по ЕТКС наладчик АЛиАС должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Результаты подобного анализа показывают:

  • кого в дальнейшем можно направить на курсы повышения квалификации;
  • кому рекомендовать профессиональное обучение для повышения уровня образования настолько, насколько этого требует должность (возможно, понадобится заключение договоров с профильными учебными заведениями для организации целевых групп обучения непосредственно на производстве).

Дополнительно желательно сделать данный анализ по участкам и бригадам, чтобы знать, в каких случаях при подборе персонала следует особое внимание обращать на образование кандидатов. Дело в том, что в некоторых бригадах процент несоответствия бывает достаточно большим, что несет в себе риск трудностей при выполнении задач повышенной сложности. Например, при внедрении новых технологий и реализации перспективных планов по оснащению производства современным оборудованием.

При анализе персонала по возрасту особое внимание следует обратить на то, что доля сотрудников от 31 до 50 лет должна составлять не менее половины от общей численности работников профессии. Это будет указывать на внутриорганизационную демографическую стабильность. Также важно соотношение тех, кому от 51 до 60 лет, и молодежи до 30 лет. Примерно равное их количество говорит о постоянном притоке молодых кадров. В то же время подобный анализ по бригадам позволяет определить, в каких из них следует провести ротацию или прием новых сотрудников для оптимизации возрастногосостава.Вместе с некоторой рассогласованностью в распределении разрядов, о чем говорилось выше, нарушение возрастного баланса грозит сбоем процесса передачи накопленного опыта, знаний и умений работников.

Анализ стажа проводится в разрезе отдельных участков и бригад. Это позволяет выявить подразделения, где персонал долго не удерживается, и разобраться, почему люди часто увольняются из компании. Для установления реальных причин этого лучше всего проводить анонимное анкетирование.

Экспертный опрос

Анализ профессионально-важных качеств наладчиков проводился методом экспертного опроса их непосредственных руководителей, производственных мастеров и начальников участков с помощью специально разработанной для этого анкеты (прил. 1).

По результатам обработки анкет было проведено ранжирование наладчиков с целью выявления в каждой бригаде двух-трех человек с наиболее высокой степенью выраженности профессионально-важных качеств и двух-трех - с самой низкой. Первые будут в дальнейшем рекомендованы в резерв на бригадиров и наставников (инструкторов производственного обучения), со вторыми будет проведено собеседование для определения причин столь низких оценок. Возможно также дополнительное интервью с руководителями для прояснения их отношения к подчиненным. Оценка, данная этим работникам непосредственным начальником, может свидетельствовать о том, что они плохо справляются со своими обязанностями или конфликтуют с руководством.

Параллельно с заполнением анкеты для оценки профессионально-важных качеств проводился экспертный опрос с целью определения сотрудников, обладающих уникальными знаниями и умениями, наиболее ценными с точки зрения начальника. Предлагалось ответить на три вопроса о том или ином работнике:

  • что он знает лучше других;
  • что он умеет делать лучше других;
  • чему он мог бы обучить своих коллег.

Такие вопросы в анкете позволяют получить дополнительную информацию о тех, кто обладает уникальными знаниями и умениями и потенциально способен проявить себя в качестве инструкторов производственного обучения. Кроме того, можно провести дополнительную работу по формальному закреплению их знаний, умений и навыков. Для этого описывается их передовой опыт и в дальнейшем по соответствующим темам организуется обучение. Также данных работников можно назначать на роль наставников более молодых и менее опытных сослуживцев.

Самодиагностика

Самодиагностика наладчиков проводилась с помощью профессиональных тестов (прил. 2).

Для анализа результатов тестирования по бригадам учитываются средний разряд сотрудников, средний разряд работ и средний коэффициент правильных ответов. На основе этих данных выводится корреляция между указанными параметрами. Если по отдельным бригадам замечено, что при повышении сложности работ сотрудникам не хватает знаний, это служит сигналом к организации для них дополнительных курсов по изучению тех вопросов, на которые было дано меньше всего правильных ответов (например, курсов по чтению чертежей).

Затем можно проверить, наблюдается ли корреляция между разрядом и объемом знаний. У работника с высокой квалификацией она не должна быть ниже, чем у начинающего. Если подобное имеет место, то дело, скорее всего, в недостаточном уровне образования, и нужно помочь сотрудникам восполнить пробелы в знаниях, организовав соответствующее обучение (один из вариантов - создание целевой группы обучения на производстве с привлечением преподавателя из профильного учебного заведения).

Анализ результатов тестирования по учебным заведениям позволяет увидеть, какие из них выступают лучшими поставщиками кадров для предприятия. Может оказаться, что эти данные станут хорошим основанием для «разбора полетов» с профильными (отраслевыми) учебными заведениями, направляющими компании своих выпускников.

Следующий шаг - ранжирование по результатам тестирования для поощрения лучших в профессии, мотивирование их к «вертикальному» и «горизонтальному» развитию в соответствии с разработанными по бригадам схемам профессионального роста (прил. 3). Кроме того, связав результаты тестирования и экспертного опроса по выявлению профессионально важных качеств, можно окончательно определиться со списком сотрудников, наиболее подходящих на роль бригадира и наставника (инструктора производственного обучения).

***

Результатом описанного анализа становится схема повышения квалификации по профессии на срок от года до трех лет – в зависимости от частоты проведения оценки (прил. 4).

Приложение 1.

Метод экспертного опроса

Цель проведения: определение степени выраженности профессионально важных качеств наладчиков для выявления кандидатур на подготовку резерва бригадиров и наставников (инструкторов производственного обучения).

Метод: экспертный опрос.

Инструменты: анкета непосредственного руководителя.

Предлагаемый для оценки перечень качеств:

  • своевременное и точное исполнение профессиональных обязанностей и распоряжений руководства;
  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками;
  • участие в совершенствовании организации труда, умение организовать свое рабочее место;
  • качество работы(отсутствие брака);
  • строгое соблюдение технологии работы;
  • рационализаторство в работе;
  • участие во внедрении новой техники и технологии;
  • выполнение плановых заданий;
  • наличие дополнительных трудовых обязанностей смежных профессий (специальностей);
  • производственная этика, стиль общения в коллективе;
  • трудовая активность, стремление к расширению профессионального опыта и мастерства;
  • наставничество, работа с молодежью;
  • инициативность и творческое отношение к делу;
  • работоспособность;
  • участие в общественной работе;
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • производственная дисциплина.

Шкала оценки

Диагностика уровня квалификации наладчиков

Обработка

После проведения опроса степень выраженности качества переводится по таблице в баллы, что позволяет сравнить результат оцениваемого с показателями нормативной группы (всей бригады). Если анкета заполняется руководителем впервые, данные за предыдущие периоды для сравнения их с текущими отсутствуют, и оценку можно провести только в разрезе бригады (сопоставить результаты ее членов между собой).

Для ранжирования работников качества разделены на три группы: профессиональные, личностные и дисциплинарные.

Профессиональные качества:

  • своевременное и точное исполнение профессиональных обязанностей и распоряжений руководства;
  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками;
  • участие в совершенствовании организации труда, умение организовать свое рабочее место;
  • качество работы(отсутствие брака);
  • трудовая активность, стремление к расширению профессионального опыта и мастерства;
  • участие во внедрении новой техники и технологии;
  • выполнение плановых заданий;
  • наличие дополнительных трудовых обязанностей смежных профессий (специальностей).

Личностные качества:

  • рационализаторство в работе;
  • производственная этика, стиль общения в коллективе;
  • наставничество, работа с молодежью;
  • инициативность и творческое отношение к делу;
  • участие в общественной деятельности;
  • работоспособность.

Дисциплинарные качества:

  • строгое соблюдение технологии работы;
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • производственная дисциплина.

Для выявления потенциала работников в качестве бригадиров выделены «качества бригадира»:

  • участие в совершенствовании организации труда, умение организовать свое рабочее место;
  • участие во внедрении новой техники и технологии;
  • производственная этика, стиль общения в коллективе;
  • трудовая активность, стремление к расширению профессионального опыта и мастерства;
  • наставничество, работа с молодежью;
  • участие в общественной работе;
  • производственная дисциплина;
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

Для выявления потенциала наладчиков к работе в качестве инструкторов производственного обучения выделены «качества инструктора производственного обучения»:

  • овладение новыми знаниями, умениями и навыками;
  • качество работы (отсутствие брака);
  • строгое соблюдение технологии работы;
  • рационализаторство в работе;
  • участие во внедрении новой техники и технологии;
  • соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • наличие дополнительных трудовых обязанностей смежных профессий (специальностей);
  • производственная этика, стиль общения в коллективе;
  • трудовая активность, стремление к расширению профессионального опыта и мастерства;
  • наставничество, работа с молодежью;
  • инициативность и творческое отношение к делу;
  • выполнение плановых заданий.

Приложение 2.

Метод тестирования профессиональных знаний

Цель проведения: определение уровня профессиональных знаний наладчиков АЛиАС.

Метод: тестирование.

Инструменты: тесты знаний.

Перечень областей знаний

Диагностика уровня квалификации наладчиков

Шкала оценки: от 0 до 5. Количество вопросов в тесте - 5, соответствует общей шкале оценок.

Обработка

После тестирования выводится средний коэффициент правильных ответов (КПО) по всем тестам, который позволяет сравнить результаты оцениваемого и нормативной группы.

Последующий анализ проводится:

  • по бригадам;
  • по разрядам;
  • по учебным заведениям;
  • по уровню образования.

Также выявляются работники, показавшие низкие и высокие результаты по отдельным областям знаний и в целом по КПО.

Приложение 3.

Пример стандартной схемы профессионального роста наладчика АЛиАС

Диагностика уровня квалификации наладчиков

Сокращения:

  • ПТК - производственно-технические курсы (курсы повышения квалификации);
  • КЦН - курсы целевого назначения;
  • КБ - курсы бригадира;
  • МБ - модульный блок программы повышения квалификации наладчиков АЛиАС;
  • ВП - вторая (смежная) профессия.

Выделенное цветом: обучение не является обязательным для каждого рабочего по данной профессии. Остальное - обучение обязательно.

Приложение 4.

Рекомендуемая схема повышения квалификации наладчиков АЛиАС

Диагностика уровня квалификации наладчиков



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль