Диагностика уровня квалификации наладчиков

3508
Планирование развивающих мероприятий должно базироваться на всесторонней оценке персонала. Такая процедура не только позволит четко определить, кого и чему обучать и какие методы для этого использовать, но и избежать «утекания в песок» немалых денежных средств. Рассмотрим методы диагностики уровня квалификации ключевых работников производства, а также принципы формирования программы их развития.

Не секрет, что оценка - довольно трудоемкая процедура, требующая немалых временных затрат. Чтобы напрасно не расходовать силы и время, желательно определить приоритетные группы производственных профессий, представители которых будут оцениваться. В них включаются должности, функционал которых больше всего влияет на конечный результат работы компании. Именно на них и следует сконцентрироваться.

Так, на одном крупном производственном предприятии в ходе экспертной оценки персонала меха-нообрабатывающих цехов одной из ключевых была признана профессия «наладчик автоматических линий и агрегатных станков (АЛиАС)». Оценку прошли 129 работников, занимающих данную позицию. Цели и задачи диагностики были следующими:

  • анализ уровня квалификации наладчиков;
  • определение потребности в разных видах подготовки и повышения квалификации;
  • установление степени выраженности профессиональных качеств работников и предоставление HR-службе рекомендаций по использованию их личностного потенциала;
  • создание схем профессионального роста.

Применялись следующие методы и виды диагностических процедур:

1. Формальный анализ - оценка по формальным критериям уровня профессионализма наладчиков.

2. Экспертный опрос с помощью анкеты - оценка непосредственным руководителем профессиональных качеств подчиненных и предоставление HR-специалистам рекомендаций относительно последующего развития работников. Определение в коллективе носителей уникальных знаний и умений.

3. Самодиагностика - анкетирование наладчиков для выявления стремления к дальнейшему профессиональному росту по «вертикали» и «горизонтали», а также тестирование с целью оценки знаний и определения областей, где требуется развитие.

Рассмотрим подробнее каждый из видов диагностических процедур.

ФОРМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

На этапе формального анализа изучались: 1) организационная структура и штатное расписание; 2) структура персонала: по разрядам; по образованию; по возрасту; по стажу работы. Штатное расписание и организационная структура анализировались для определения принципов управления и возможностей межкомандного взаимодействия в коллективе. Кроме того, штатная расстановка указывает на участки и бригады, где количество ключевых работников близко к минимально допустимому и следует уделить внимание вопросам подготовки кадрового резерва на случай отсутствия таких специалистов.

В ходе анализа ключевого персонала по разрядам определяется процентное соотношение сотрудников с начальными, средними и высокими квалификационными разрядами. Соотношение оптимально, когда работников со средними разрядами в компании больше всего, а персонала с высокой и с низкой квалификацией примерно одинаковое количество. Такая пропорция способствует эффективной передаче знаний, умений и накопленного опыта, а также создает благоприятные условия для наставничества и профессионального соперничества в коллективе.

Затем проводится анализ данного соотношения отдельно по участкам и бригадам. Перевес по численности сотрудников с низкими или высокими разрядами сопоставляется с уровнем сложности работ и технологий на этих участках: чем выше данный уровень, тем выше должна быть и квалификация персонала.

В ходе анализа персонала по уровню образования определяется, насколько подготовка работников отвечает требованиям.

Например, по ЕТКС наладчик АЛиАС должен иметь, как минимум, среднее профессиональное образование.

Результаты подобного анализа позволяют выявить:

  • кого в дальнейшем можно направить на курсы повышения квалификации;
  • кому рекомендовать профессиональное обучение для повышения уровня образования настолько, насколько этого требует должность (возможно, понадобится заключение договоров с профильными учебными заведениями для организации целевых групп обучения непосредственно на производстве).

Дополнительно можно сделать данный анализ по участкам и бригадам, чтобы знать, в каких случаях при подборе персонала следует обращать особое внимание на образование кандидатов.

При анализе персонала по возрасту особое внимание следует обратить на то, что доля сотрудников от 31 до 50 лет должна составлять не менее половины от общей численности работников профессии. Это будет указывать на внутриорганизационную демографическую стабильность. Также важно соотношение тех, кому от 51 до 60 лет, и молодежи до 30 лет. Примерно равное их количество говорит о постоянном притоке молодых кадров. Подобный анализ по бригадам позволяет определить, в каких из них следует провести ротацию или прием новых сотрудников для оптимизации возрастного состава. Вместе с некоторой рассогласованностью в распределении разрядов нарушение возрастного баланса может привести к сбою процесса передачи накопленного опыта, знаний и умений работников.

Анализ стажа проводится в разрезе отдельных участков и бригад. Результат позволит выявить подразделения, где персонал долго не удерживается, и разобраться, почему люди часто увольняются из компании. Для установления реальных причин этого лучше всего провести анонимное анкетирование.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС

Анализ профессиональных качеств наладчиков проводился методом экспертного опроса их непосредственных руководителей, производственных мастеров и начальников участков с помощью специально разработанной для этого анкеты (приложение 1).

По результатам обработки анкет было проведено ранжирование наладчиков с целью выявления в каждой бригаде двух-трех человек с наиболее высокой степенью выраженности профессионально-важных качеств и двух-трех - с самой низкой. Первые будут в дальнейшем рекомендованы в резерв на бригадиров и наставников (инструкторов производственного обучения), со вторыми будет проведено собеседование для определения причин столь низких оценок. Возможно также дополнительное интервью с руководителями для прояснения их отношения к подчиненным.

Параллельно с заполнением анкеты для оценки профессионально-важных качеств проводился экспертный опрос с целью определения сотрудников, обладающих уникальными знаниями и умениями, наиболее ценными с точки зрения руководства. Предлагалось ответить на три вопроса о том или ином работнике.

Вопрос 1. Что он знает лучше других.

Вопрос 2. Что он умеет делать лучше других.

Вопрос 3. Чему он мог бы обучить своих коллег.

Такие вопросы в анкете позволяют получить дополнительную информацию о тех, кто обладает уникальными знаниями и умениями и потенциально способен проявить себя в качестве инструктора производственного обучения.

САМОДИАГНОСТИКА

Самодиагностика наладчиков проводилась с помощью профессиональных тестов (приложение 2).

Для анализа результатов тестирования по бригадам учитываются средний разряд сотрудников, средний разряд работ и средний коэффициент правильных ответов. На основе этих данных выводится корреляция между указанными параметрами.

Если по отдельным бригадам замечено, что при повышении сложности работ сотрудникам не хватает знаний, это служит сигналом к организации для них дополнительных курсов по изучению тех вопросов, на которые было дано меньше всего правильных ответов (например, курсов по чтению чертежей).

Затем можно проверить, наблюдается ли корреляция между разрядом и объемом знаний. У работника с высокой квалификацией они не должны быть ниже, чем у начинающего. Если подобное имеет место, то дело, скорее всего, в недостаточном уровне образования, и нужно помочь персоналу восполнить пробелы в знаниях, организовав соответствующее обучение (один из вариантов -создание целевой группы обучения на производстве с привлечением преподавателя из профильного учебного заведения).

Следующий шаг - ранжирование по результатам тестирования для поощрения лучших в профессии, мотивирование их к развитию в соответствии с разработанными по бригадам схемам профессионального роста.

Результатом описанного анализа становится схема повышения квалификации по профессии на срок от года до трех лет - в зависимости от частоты проведения оценки.

Приложение 1

Метод экспертного опроса

Диагностика уровня квалификации наладчиков

Приложение 2

Метод тестирования профессиональных знаний

Диагностика уровня квалификации наладчиков



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль