Государственная служба: урегулируем конфликт интересов

8996
> В повседневной работе государственных служащих порой возникают ситуации, когда их поведение может быть расценено как коррупционное. Чтобы исключить влияние на служащих частных интересов, создаются специальные комиссии. Рассмотрим, как работает этот механизм.

Национальный план противодействия коррупции НА № 6‘2009 (утв. Президентом РФ 31.07.2008 Пр-1568) в качестве одной из главных мер такого противодействия называет законодательное развитие механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. На реализацию указанной меры направлены, в частности, положения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции).

Вместе с тем данный механизм не является абсолютно новым: это понятие используется в российском законодательстве на протяжении уже довольно длительного времени, в т. ч. и применительно к публичным служебным отношениям. В связи с этим нормы указанного Закона частично повторяют положения, содержащиеся в ранее принятых федеральных законах о государственной гражданской и муниципальной службе, а частично представляют собой новеллы, уточняющие понятие конфликта интересов на публичной службе и предлагающие новые механизмы его разрешения.

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих применяется в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвратить влияние на публичного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им должностных обязанностей. Решение вопроса о наличии или отсутствии конфликта интересов зачастую требует выяснения многих обстоятельств и, соответственно, значительных временных затрат.

Читайте также:

Словарь кадровика

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо

противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п.

СОЗДАНИЕ КОМИССИИ. ЕЕ ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ

Для урегулирования конфликта интересов на некоторых видах государственной службы практикуется создание специальных комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликта интересов).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы, в свою очередь, исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

НА № 10‘2010Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» было утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение). Данное Положение пришло на смену более раннему положению, утв. Указом от 03.03.2007 № 269 (далее -положение от 03.03.2007 № 269).

Обратите внимание!Комиссии по урегулированию конфликта интересов формируются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821

Новое Положение существенно изменило компетенцию и порядок принятия решений указанными комиссиями. Основные изменения при этом коснулись именно компетенции комиссии, которая была серьезно расширена. Собственно, указанное расширение было предопределено еще принятием Закона о противодействии коррупции, который распространил сферу действия законодательства о конфликтах интересов на все виды государственной службы (а не только на гражданскую, как Закон о государственной гражданской службе).

В соответствии с новым Положением комиссии по урегулированию конфликта интересов создаются и действуют во всех государственных органах, и их компетенция распространяется на всех государственных служащих: гражданских, правоохранительных и военных. Исключение составляют следующие категории служащих:

  • государственные служащие, замещающие должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ;
  • должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, аппарата Центральной избирательной комиссии РФ и аппарата Счетной палаты РФ;
  • замещающие должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ.

Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении этих категорий государственных служащих рассматриваются президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих, замещающих должности государственной службы в территориальных органах государственных органов (за исключением государственных служащих, замещающих должности государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов государственных органов), рассматриваются комиссией соответствующего территориального органа.

Расширение компетенции комиссий по урегулированию конфликта интересов коснулось не только круга государственных служащих, на которых распространяются их полномочия, но и самого объема этих полномочий.

В соответствии с положением от 03.03.2007 № 269 комиссии по урегулированию конфликта интересов решали два круга вопросов:1) о наличии или отсутствии в действиях гражданского служащего нарушения требований к служебному поведению;2) о наличии или отсутствии в конкретном случае личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Обратите внимание!В настоящее время комиссии по урегулированию конфликта интересов призваны контролировать большинство механизмов, предусмотренных федеральным антикоррупционным законодательством

Новое Положение устанавливает, что, помимо указанных, комиссии рассматривают и иные вопросы:

  • о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими;
  • о заявлениях госслужащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • об обращениях бывших госслужащих, замещавших в государственном органе должности государственной службы, включенные в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в их должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы.

В связи с расширением компетенций комиссия в своем новом статусе уже не вполне соответствует наименованию «комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» - ее полномочия явно более широки.

СОСТАВ КОМИССИИ

Определенные изменения с принятием нового Положения претерпел и порядок формирования комиссий по урегулированию конфликта интересов (табл. 1).

Таблица 1

Состав комиссий по урегулированию конфликта интересов

Государственная служба: урегулируем конфликт интересов

Новое Положение более детально закрепило круг государственных служащих, входящих в состав комиссий по урегулированию конфликта интересов, и даже установило их статус. Так, заместитель руководителя государственного органа автоматически становится председателем комиссии, а руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, - ее секретарем.

Одновременно действующее положение сузило круг лиц, приглашаемых в комиссии по урегулированию конфликта интересов в качестве так называемых независимых экспертов. Собственно, сам термин «независимые эксперты» в нем вообще не нашел отражения, но из текста видно, что в роли таковых по-прежнему будут выступать представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Новое положение о комиссиях по урегулированию конфликта интересов, по сути, запретило приглашать в состав таких комиссий представителей «других организаций», как это было зафиксировано в ранее действовавшем документе.

С одной стороны, данное изменение является, безусловно, позитивным, так как перекрывает лазейку, существовавшую ранее. На практике, пользуясь указанием на «другие организации», многие государственные органы при формировании комиссий по урегулированию конфликта интересов приглашали в качестве независимых экспертов государственных служащих из иных государственных органов, что, безусловно, являлось профанацией идеи о контроле гражданского общества процедуры урегулирования конфликта интересов, однако точно соответствовало требованиям законодательства, поскольку иной орган государственного управления, несомненно, является «другой организацией». С другой стороны, таким образом оказалась исключенной возможность участия в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов представителей иных, помимо научных и образовательных, организаций - политических партий, различных объединений, фондов и т. п. Их отсутствие не компенсируется возможностью приглашения в комиссии других лиц, указанных в пп. 9 и 13 рассматриваемого Положения.

Пункт 9 предоставляет руководителю государственного органа право принять решение о включении в состав комиссии:1) представителя общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;2) представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе;3) представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.

Как видно, в данном случае речь идет лишь о возможности участия в работе комиссий представителей все того же государственного органа.

Пункт 13 Положения допускает участие в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов широкого круга лиц, среди которых указываются:

  • непосредственный руководитель государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
  • определяемые председателем комиссии двое государственных служащих, замещающих в государственном органе должности государственной службы, аналогичные должности, замещаемой госслужащим, в отношении которого рассматривается вопрос;
  • другие государственные служащие, замещающие должности госслужбы в государственном органе; специалисты, которые могут дать пояснения по вопросам государственной службы и вопросам, рассматриваемым комиссией;
  • должностные лица других государственных органов, органов местного самоуправления; представители заинтересованных организаций;
  • представитель государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Все указанные лица участвуют в работе лишь с правом совещательного голоса, а значит, полноправными членами комиссии не являются.

ПРОЦЕДУРА РАБОТЫ КОМИССИИ

Принятые изменения затронули также процедуру работы комиссий по урегулированию конфликта интересов, хотя и в меньшей степени. Так, новое Положение не просто указывает, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии, но и запрещает проводить заседание с участием только членов комиссии, замещающих должности госслужбы в государственном органе.

При наличии письменной просьбы государственного служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки госслужащего или его представителя на заседание комиссии - при отсутствии письменной просьбы госслужащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия - рассмотрение вопроса откладывается. Новое Положение дополнительно устанавливает: в случае вторичной неявки госслужащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие госслужащего.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии, а также информирование членов комиссии о вопросах, включенных в повестку дня, о дате, времени и месте проведения заседания, ознакомление членов комиссии с материалами, представляемыми для обсуждения на заседании комиссии, осуществляются подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностными лицами кадровой службы государственного органа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Обязанности председателя комиссии

Обратите внимание! Заседание комиссии проводится в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов

Прежде всего, председатель при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, в трехдневный срок назначает дату заседания. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации. Данный срок значительно меньше того, что был предусмотрен ранее действовавшим Положением: председатель должен был в течение трех дней принять решение о проверке информации, явившейся основанием для заседания комиссии. Причем указанная проверка могла продолжаться до двух месяцев, что вряд ли отвечало требованию оперативности решения ставящихся перед комиссиями по урегулированию конфликта интересов вопросов.

Кстати сказать

Решая вопрос об участии в работе комиссий по урегулированию конфликта интересов независимых экспертов, следует помнить, что не подверглись изменениям нормы Закона о государственной гражданской службе, устанавливающие порядок формирования указанных комиссий. Поскольку нормы федерального закона, естественно, имеют приоритет над нормами, содержащимися в указе

Президента РФ, на государственной гражданской службе при формировании комиссий по урегулированию конфликта интересов следует в первую очередь руководствоваться положениями ст. 19 Закона о государственной гражданской службе. Помимо прочего, они по-прежнему допускают приглашение в качестве независимых экспертов представителей «других организаций».

Обратите внимание!На заседании комиссии заслушиваются пояснения государственного служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых государственному служащему претензий, а также дополнительные материалы

Председатель также организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки.

Кроме того, председатель рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подп. «б» п. 13 Положения, принимает решение об их удовлетворении (или об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

Согласно п. 36 Положения в случае установления комиссией факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (о бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в трехдневный срок, а при необходимости - немедленно.

Принятие решения

По итогам заседания комиссия по урегулированию конфликта интересов принимает различные решения - в зависимости от поставленных перед ней вопросов:

  • признать факт соблюдения или несоблюдения требований к служебному поведению;
  • посчитать представленные государственным служащим сведения полными или неполными;
  • дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, или отказать ему в этом и т. п.

Особое внимание следует обратить на нормы, указывающие, какие решения могут быть приняты комиссией по урегулированию конфликта интересов по итогам рассмотрения заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (табл. 2).

Таблица 2

Решения, принимаемые комиссией

Государственная служба: урегулируем конфликт интересов

Примечательно, что рассматриваемое Положение допускает возможность установления комиссиями по урегулированию конфликта интересов каких-либо уважительных и объективных причин, препятствующих представлению государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Какие именно причины непредставления госслужащими указанных сведений являются уважительными и объективными - из самого Положения понять нельзя.

НА № 8‘2009Не указываются такие причины и в п. 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559. Данный документ определяет: в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, данный вопрос остается на полное усмотрение членов комиссии по урегулированию конфликта интересов. Можно лишь предположить, что объективными причинами непредставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера могут выступать следующие:

  • ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, где был получен доход;
  • непредставление сведений об обязательствах по кредитам соответствующими кредитными организациями;
  • утеря документов, содержащих сведения об имуществе (например, о точной площади земельного участка, дачи и пр.), и невозможность получить их в короткий срок и т. д.

В любом случае исходя из смысла рассматриваемых норм Положения, любая объективная причина непредставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, по всей видимости, является одновременно и уважительной.

Обратите внимание!Решения комиссии принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии

Из содержания рассматриваемых норм Положения можно сделать вывод, что причины непредставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей могут быть:

  • объективными и уважительными;
  • неуважительными;
  • необъективными.

Если с первым кругом причин ситуация вполне понятна, то в чем заключается различие между неуважительными и необъективными причинами - в Положении прямо не сказано. Исходя из его содержания можно лишь предположить, что различие между ними лежит не в самих фактических обстоятельствах, а в психическом отношении служащего к непредставлению сведений. Когда государственный служащий не представил необходимые сведения потому лишь, что искренне, хотя и неверно, полагал, что не имеет возможности их представить, то причины должны быть признаны неуважительными - с возложением на служащего обязанности принять меры по представлению указанных сведений, но без привлечения к ответственности. В случае же, если комиссия придет к выводу, что госслужащий имел умысел на уклонение от представления указанных сведений, она должна признать приведенные им причины необъективными, обязать его представить данные сведения и рекомендовать руководителю государственного органа применить к госслужащему конкретную меру ответственности в соответствии со ст. 8 Закона о противодействии коррупции.

Об исполнении решений

Для исполнения решений комиссии могут быть подготовлены проекты нормативных правовых актов государственного органа, решений или поручений руководителя государственного органа, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение руководителя государственного органа. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принимавшие участие в ее заседании.

Внимание, проблема!

Является ли объективной и уважительной причиной непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) государственного служащего отказ супруги (супруга) представить эти сведения?

Этот спорный вопрос уже неоднократно возникал на практике. С одной стороны, безусловно, государственный служащий может объективно оказаться в ситуации, когда его супруга (супруг) отказывается представить сведения о доходах (например, на почве неприязненных отношений) и принудить ее (его) к этому невозможно. Ответственность за непредставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера установлена только для самих служащих, но не для их родственников и свойственников.

Встречаются и такие ситуации, когда семья госслужащего фактически распалась, супруги проживают в разных населенных пунктах и даже

субъектах РФ и не поддерживают между собой связь, однако юридически продолжают находиться в браке. Разумеется, в такой ситуации государственный служащий объективно не может представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга).

С другой стороны, непредставление сведений с указанием вышеприведенных обстоятельств может быть уловкой, используемой по взаимной договоренности супругов и направленной на сокрытие доходов.

Представляется, что какого-то единого подхода в таких ситуациях предложено быть не может, и комиссии по урегулированию конфликта интересов должны принимать решение в каждом случае индивидуально, оценивая всю совокупность имеющихся доказательств.

Аналогичные рассуждения, хотя и в гораздо меньшей степени, затрагивают и представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера со стороны несовершеннолетних детей.

Копии протокола заседания комиссии в трехдневный срок со дня заседания направляются руководителю государственного органа, полностью или в виде выписок из него - государственному служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.

Какова обязательность решений комиссии для руководителя государственного органа?

Обратите внимание! Решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов носят рекомендательный характер

К сожалению, в новом Положении так и не был преодолен наиболее существенный недостаток предыдущего документа: рекомендательный характер решений комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Новое Положение также закрепляет, что решения комиссии по урегулированию конфликта интересов, за исключением решения по вопросу о разрешении государственному служащему работать в коммерческой или некоммерческой организации, для руководителя государственного органа носят рекомендательный характер. Единственное исключение, когда решение комиссии носит обязательный характер, связано с принятием решения относительно гражданина, уже не являющегося госслужащим и, следовательно, руководителю государственного органа не подчиненного.

Показательно, что решение руководителя государственного органа принимается к сведению комиссией по урегулированию конфликта интересов без обсуждения, что не только практически бесполезно, но и в какой-то мере даже вредно: несогласие руководителя с решением комиссии может стимулировать ее членов (напомним, в большинстве случаев находящихся в служебной зависимости от руководителей) к поиску других аналогичных решений, которые больше «понравятся» руководителю.

Обратите внимание! Копия протокола заседания комиссии или выписка из него приобщается к личному делу государственного служащего, в отношении которого рассмотрен вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов

При том что Положение непосредственно регламентирует лишь деятельность комиссий по урегулированию конфликта интересов, создаваемых в федеральных органах власти, Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821, которым было введено в действие данное Положение, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано: в двухмесячный срок разработать и утвердить новые положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов РФ (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов, разработанные на основе норм данного указа.

Как показывает практика, такие рекомендательные нормы в большинстве случаев рассматриваются властными субъектами, которым они адресованы, как обязательные. Подобная ситуация имеет место и в данном случае: новые положения о комиссиях по урегулированию конфликта интересов в период июль - сентябрь 2010 г. были приняты уже по меньшей мере в 20 субъектах РФ и в значительном числе муниципальных образований, причем в подавляющем большинстве случаев они являют собой простую «кальку» с федерального Положения.

Подписаться на журнал "Справочник кадровика" можно в нашем интернет-магазине профессиональной литературы!

Инструменты МЦФЭР-Кадры для получения комплексной информации по вопросам труда государственных служащих:

в нашем интернет магазине

Журнал "Справочник кадровика" - все изменения законодательства с подробными разъяснениями экспертов. Для кадровиков.

Государственная служба: урегулируем конфликт интересов



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль