Административная ответственность: что нужно знать кадровику и объяснить руководителю

24268
 Логинова Елена Вячеславовна
Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
Прохождение проверки ГИТ - процедура волнительная и сложная. Но самое неприятное, если по ее результатам проверяющий решит, что работодатель нарушил трудовое законодательство и должен быть привлечен к административной ответственности. Оппонента надо знать в лицо, поэтому предлагаем вам, на всякий случай, узнать, что может ожидать нарушителя. Расскажем, от чего зависит размер штрафа, за что грозит приостановление деятельности и что делать, если вы не согласны с выводами инспектора. В общем, подробно поговорим обо всей этой не самой приятной процедуре. А там, глядишь, и срок давности привлечения к ответственности пройдет... Такое тоже возможно.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • когда состав правонарушения не позволяет привлекать к административной ответственности
  • кто вправе возбуждать, рассматривать и прекращать административное дело
  • почему важно письменно отразить объяснения в протоколе об административном нарушении
  • сроки привлечения к административной ответственности

Сегодня, уважаемые кадровики, мы поговорим о том, что составляет не самую приятную часть наших с вами взаимоотношений: об административных наказаниях. А чтобы минимизировать эту неприятную составляющую, постараемся узнать о ней все.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

 Административным правонарушением ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

За нарушения трудового законодательства в КоАП РФ «отвечает» ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Иными словами, какой бы инспектор - правовой или по охране труда - ни пришел с проверкой в организацию, в случае выявления нарушений трудового законодательства он будет решать вопрос о возбуждении производства об административном правонарушении именно по этой статье.

Обратите внимание! Если хотя бы один из элементов состава правонарушения отсутствует, то привлечь к ответственности невозможно

В любом правонарушении выделяются четыре составляющие: субъект правонарушения, субъективная сторона, объект правонарушения и объективная сторона. Это так называемый состав административного правонарушения. И только при наличии всех четырех составляющих закон дает право привлечь правонарушителя к административной ответственности. Это касается абсолютно любого правонарушения.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

В нескольких словах расскажем о каждом из названных элементов применительно к нарушению законодательства о труде и об охране труда.

Субъект правонарушения

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, т. е. лицом, его совершившим, в отношении которого решается вопрос об административном наказании, может являться:
1) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
2) должностное лицо;
3) юридическое лицо (организация).

Каких субъектов КоАП РФ относит к должностным лицам?

Ответ на этот вопрос содержится в Примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Так, под должностным лицом следует понимать:

  • лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
  • лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах России, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Цитируем документ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Как видно из содержания ст. 5.27 КоАП РФ, от статуса субъекта зависит размер административного штрафа, а также возможность назначения другого вида наказания.

Субъективная сторона вины при совершении административного правонарушения

Субъективная сторона правонарушения заключается в наличии вины правонарушителя (в субъективном отношении лица к своим действиям или бездействию). Статья 2.2 КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел и неосторожность.

Формы вины при совершении административного правонарушения

Форма вины Осознание субъектом характера своих действий Оценка субъектом последствий своих действий Отношение субъекта к последствиям своих действий
Умысел Лицо осознаёт противоправный характер своего действия (бездействия) Лицо предвидит вредные последствия Лицо сознательно допускает вредные последствия либо относится к ним безразлично
Неосторожность Лицо осознаёт противоправный характер своего действия (бездействия) Лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) Лицо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение таких последствий
Лицо не осознаёт противоправный характер своего действия (бездействия) Лицо не предвидит возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть -

Скачать таблицу

Может возникнуть вопрос: зачем все эти, казалось бы, теоретические положения нужно знать кадровику? Дело в том, что при назначении административного наказания государственный инспектор труда обязательно будет оценивать все составляющие административного правонарушения, в т. ч. устанавливать форму вины в его совершении. И от того, совершил работодатель нарушение законодательства о труде умышленно (когда осознавал, предвидел) или по неосторожности (когда предвидел возможные последствия, но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение, или не предвидел), будет зависеть строгость административного наказания.

Объект правонарушения

Объектом правонарушения является то, на что, так сказать, «покусился» правонарушитель. В рассматриваемых нами случаях это в основном нарушенные трудовые права работников.

Объектом правонарушения в сфере труда и охраны труда могут быть нарушенные права работников на своевременную выплату заработной платы, на своевременно и в полном объеме предоставленный отпуск, на надлежащим образом оформленный трудовой договор и т. д.

 Обратите внимание: в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении о назначении административного наказания государственный инспектор труда обязательно подробно перечислит, какие именно права работников нарушил работодатель.

Объективная сторона

Нарушение может быть в форме действия (работодатель незаконно уволил работника, допустил его к работе без обязательного предварительного медицинского осмотра и т. д.) или в форме бездействия (работодатель своевременно не рассчитался с работником при увольнении, не оформил трудовой договор, не начислил районный коэффициент и т. д.).

Опять же, и в протоколе об административном правонарушении, и в постановлении о назначении административного наказания инспектор обязательно укажет все обстоятельства объективной стороны совершенного правонарушения: когда и кому не выплачена заработная плата, кто и когда допущен до работы без обязательного медицинского осмотра, в чем заключается невыполнение обязанности по оформлению письменного трудового договора, а также чем (какими документами, материалами дела) все эти нарушения подтверждаются - со ссылкой на норму права, которую нарушил работодатель.

Например, нарушение, касающееся сроков выплаты выходного пособия, может быть расписано так:

«В соответствии с ч. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В нарушение данной нормы директор ООО «Запрудное» Иванов И.И. в день увольнения не выплатил работнику Петрову П.П. заработную плату. Суммы, причитающиеся Петрову П.П. при увольнении, в размере 23 768 руб. 45 коп. были выплачены ему 29 декабря 2010 г. Данный факт подтверждается приказом о расторжении трудового договора с Петровым П.П. от 12.12.2010 № 111-к, табелем учета рабочего времени за декабрь 2010 г., расчетным листком Петрова П.П. за декабрь 2010 г., платежной ведомостью от 29.12.2010 № 298. Объектом правонарушения являются трудовые права работника Петрова П.П. на своевременную выплату заработной платы».

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУM

В статье 5.27 КоАП РФ, напомним, две части. Административное дело по части первой этой статьи вправе возбуждать государственный инспектор труда или прокурор. А вот рассматривать дело, т. е. назначать административное наказание или прекращать производство по каким-либо основаниям, имеет право только инспектор ГИТ и - в некоторых случаях, относящихся к разделу охраны труда, - суд.

Если дело возбуждает прокурор - он выносит постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и направляет его в ГИТ для рассмотрения по существу. Если государственный инспектор - составляется протокол об административном правонарушении.

Четвертая часть ст. 5.27 КоАП РФ применяется, когда лицо повторно совершает административное правонарушение. Наказание здесь более суровое: штраф и дисквалификация.

В чем состоит административное наказание в виде дисквалификации?

Дисквалификация - это лишение физического лица права:

  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы;
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация устанавливается на срок от одного года  до трех лет.

Обратите внимание!
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления)

Особенность назначения этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только судьей. Инспектор ГИТ составляет протокол об административном правонарушении и направляет его в суд, решение же по существу дела всегда принимает только суд.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 14.52 КоАП РФ).

На практике обычно поводом являются нарушения, выявленные инспектором ГИТ или прокурором в ходе контроля соблюдения трудового законодательства. Проверка проводится только по предусмотренным законом основаниям и в установленном законом порядке - об этом мы подробно рассказывали в предыдущих публикациях.

Допустим, повод для возбуждения дела об административном правонарушении обнаружен во время проверки ГИТ. Какие документы в этом случае оформит государственный инспектор труда?

В первую очередь этот факт найдет отражение в акте, составленном инспектором по результатам проверки (в двух экземплярах). Именно в нем будут зафиксированы выявленные нарушения. Далее будет составлен протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ по факту совершения административного правонарушения составляется протокол.

КоАП РФ ограничил сроки для его составления. По общему правилу протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Совет: Даже если вы не согласны с выводами инспектора, лучше представить свои объяснения, чем вовсе отказаться от них. Так, в протоколе будут отражены ваша точка зрения, ваше мнение, что повлияет на рассмотрение дела

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении государственный инспектор труда разъяснит вам права и обязанности, о чем сделает запись в протоколе, предоставит возможность ознакомиться с протоколом, дать объяснения и замечания по его содержанию. Объяснения и замечания будут приложены к протоколу.

Далее инспектор подпишет протокол и вручит его вам под роспись либо сделает отметку об отказе получить протокол, если вы не желаете его брать. При этом отказываться от получения протокола мы не рекомендуем. Даже в том случае, когда вы не согласны с действиями инспектора, протокол лучше получить, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен и в отсутствие должностного лица или уполномоченного представителя работодателя в случае их неявки, при условии своевременного извещения. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

Постановление прокурора

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении содержит все сведения, о которых мы сказали выше, и выносится в таком же порядке, что и протокол. Прокурор направляет постановление в ГИТ.

Далее прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по его инициативе. Таким образом, прокурор вправе в последующем участвовать в рассмотрении дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела.

ПОДГОТОВКА К РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

На стадии подготовки к рассмотрению дела государственным инспектором труда могут быть вынесены следующие процессуальные документы:

1. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Такое определение инспектор направит в ваш адрес заказной почтой или выберет иную возможность вручить его под роспись. Это его обязанность.

2. Определение о возврате дела в прокуратуру для устранения недостатков по делу. Это определение будет направлено в прокуратуру, если в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении будут выявлены некоторые недостатки, которые могут повлечь отмену постановления о наказании.

Например, требуется устранить такой недостаток: постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокурор не вручил вам под роспись, не направил почтой, т. е. вы вообще не знаете, что в отношении вас возбуждено административное дело.

3. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения;
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Например, может случиться так, что на момент начала подготовки дела к рассмотрению сроки давности привлечения к административной ответственности истекли. В этом случае госинспектор труда на стадии подготовки к рассмотрению своим постановлением прекращает производство по делу об административном правонарушении.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА

Это самая интересная стадия, на которой административное дело рассматривается по существу, т. е. решается вопрос: прекратить дело или наказать нарушителя, и если наказать, то насколько строго. Других решений на этой стадии быть не может.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая
административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу также должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если решение - то только мотивированное

КоАП РФ предусматривает, что в постановлении должно быть указано мотивированное решение по делу. Что это означает? Решение должно быть основано на фактах, подтвержденных материалами дела, а также должно быть обоснованным и законным.

Выше мы уже говорили о составе правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Напомним: если какой-либо элемент с достоверностью не установлен, не исследован и материалами административного дела не подтвержден, привлечение к административной ответственности невозможно. Причем выясниться эти обстоятельства могут уже на стадии рассмотрения дела.

Например, возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя филиала организации в связи с тем, что трудовой договор не был заключен в письменной форме. При рассмотрении дела выясняется: сама организация (головной офис) находится в другом регионе, в соответствии с учредительными документами руководство организацией осуществляет генеральный директор, который в т. ч. утверждает штатное расписание, издает приказы о приеме на работу и увольнении, организует всю финансовую деятельность, поощряет работников и привлекает их к дисциплинарной ответственности. В организации ведется так называемое централизованное делопроизводство.

В доверенности, оформленной на имя руководителя филиала, не указаны полномочия по заключению трудовых договоров о работе в филиале. Все трудовые договоры, заключаемые в этой организации, в т. ч. и о работе в обособленных структурных подразделениях, оформляются головной организацией и подписываются генеральным директором.

В этом случае директор филиала не является субъектом правонарушения, поскольку не полномочен заключать трудовые договоры. Следовательно, состав правонарушения неполный, что влечет за собой прекращение административного дела за отсутствием состава правонарушения.

А вот противоположный пример. В ходе проверки инспектор установил, что работнику филиала московского предприятия П. в день увольнения не была выплачена заработная плата. Директор филиала сослался на то, что фактически генеральный директор не дает ему право распоряжаться финансами и все финансовые распоряжения различного рода издаются только с согласия головной организации. В то же время из документов следовало обратное.

Согласно доверенности, выданной руководителем организации директору филиала, последнему делегировались следующие права: принимать на работу и увольнять работников филиала, вести всю текущую деятельность филиала, решать все вопросы, связанные с финансовой деятельностью, подписывать все документы, связанные с работой филиала, и др. Платежные ведомости о выплате заработной платы работникам обособленного подразделения, представленные в суде, были подписаны директором филиала, на трудовых договорах с работниками также стояла его подпись.

Таким образом, доводы руководителя, что финансами филиала фактически управляет генеральный директор, документального подтверждения не нашли. Директор филиала был признан надлежащим субъектом правонарушения и привлечен к административной ответственности.

Обратите внимание: если ваша организация имеет обособленные структурные подразделения, необходимо четко прописывать в документах права и обязанности руководителей этих подразделений. Помните: в случае возникновения спора, в т. ч. и в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, только документы помогут вам отстоять свою точку зрения.

Виновен - не виновен

Немало споров на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вызывает исследование и установление такого элемента правонарушения, как субъективная сторона - вина. Если точнее, имеет значение ее наличие (либо отсутствие): если не имеется субъективной стороны (вины), то может быть принято решение о прекращении административного дела за отсутствием состава правонарушения.

На муниципальном предприятии имеется задолженность по зарплате. Возникла она в результате банкротства обслуживающего его банка: лицензия на осуществление банковских операций отозвана, назначена временная администрация по управлению банком, наконец, решением арбитражного суда банк признан несостоятельным (банкротом).

Директор муниципального предприятия активно принимает все возможные меры для погашения задолженности:

  • обращается в суды с исками о взыскании долга со своих кредиторов (и с помощью судебных приставов часть долга по таким судебным решениям взыскана);.
  • обращается письменно за содействием и помощью к учредителю;.
  • обращается в банки за кредитованием для погашения долга по зарплате;.
  • письменно обращается в администрацию района с просьбой о выступлении залогодателем по кредитному договору и т. д.

В результате таких усилий зарплата работникам с задержкой, но была полностью выплачена.

Итак, факт задержки заработной платы работникам и нарушения ст. 136 ТК РФ установлен. Субъект - руководитель организации - надлежащий. Объект - нарушенные трудовые права работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Но есть ли вина директора в совершении правонарушения? В данном конкретном случае инспектор сделал вывод: руководитель организации, понимая свою обязанность как представителя работодателя вовремя выплачивать зарплату работникам, активно пытался изыскать финансовые возможности для исполнения этого долга. Говоря языком административного производства, он предвидел возможность наступления вредных последствий для работников возглавляемой им организации в случае своего бездействия и предпринимал все исчерпывающие меры к устранению возникшей задолженности по зарплате, что смог подтвердить документами.

В связи с отсутствием состава правонарушения (отсутствие вины) производство по делу об административном правонарушении в отношении этого должностного лица было прекращено.

Приведем еще один пример, касающийся субъективной стороны.

При рассмотрении административного дела было установлено, что директор ООО «А-Т» не выплатил заработную плату работнику в день его увольнения. Нарушение нашло документальное подтверждение, и постановлением госинспектора труда директор был привлечен к административной ответственности.

Не согласившись с вынесенным постановлением и назначенным штрафом, директор обжаловал постановление в суд. В жалобе он указал: в отношении ООО «А-Т» (занималось продажей автомобилей) введена процедура банкротства и на счетах отсутствуют денежные средства, а инспектор при назначении наказания этого не учел.

Вместе с тем на рассмотрение административного дела при надлежащем извещении о времени и месте заседания директор не явился, никаких документов, подтверждающих его аргументы, не представил, как не явился и в суд, где разбиралась его жалоба. Суд своим решением признал постановление гострудинспектора законным и обоснованным, указав следующее. Вид деятельности предприятия не влияет на обязанность работодателя выплачивать заработную плату, следовательно, юридически значимым обстоятельством не является; документов, подтверждающих процедуру банкротства и отсутствие денежных средств на счетах (например, выписки со счетов), представитель работодателя не представил, как не предъявил и документов, подтверждающих принятие мер для устранения вредных последствий.

Постановление о назначении административного наказания, вынесенное инспектором, оставлено в силе, а жалоба - без удовлетворения.

Помни о сроках!

Полагаем, что необходимо отдельно остановиться на сроках привлечения к административной ответственности. Давность привлечения к административной ответственности установлена в ст. 4.5 КоАП РФ.

Цитируем документ

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение... правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников)... - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Статья 4.5 КоАП РФ

Обратите внимание!
Административные правонарушения характеризуются короткими сроками привлечения к ответственности

В общем и целом административные правонарушения характеризуются короткими сроками привлечения к ответственности за их совершение, в отличие, скажем, от уголовных преступлений.

При длящихся правонарушениях срок привлечения исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, при недлящемся правонарушении - со дня совершения.

В случае привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, когда административное дело рассматривает государственный инспектор труда, давность привлечения к административной ответственности составляет два месяца. Говоря проще, если два месяца истекло, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Но каждый раз нужно иметь в виду, что эти два месяца следует исчислять со дня обнаружения правонарушения или со дня его совершения.

Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (далее - постановление № 5) разъясняет эти положения подробнее. Представим разъяснения Пленума в таблице 2.

В соответствии с п. 14 постановления № 5 срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения недлящегося административного правонарушения (за днем обнаружения длящегося правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Таблица 2

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Вид правонарушения Форма правонарушения В чём состоит правонарушение Правила исчисления срока давности привлечения к ответственности Начало исчисления срока давности привлечения к ответственности
1 2 3 4 5
Длящееся правонарушение Действие Длительное непрекращающееся ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения правонарушения. При этом днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения Со дня, следующего за днём обнаружения административного правонарушения (со дня, следующего за днём составления протокола об административном правонарушении)
Бездействие Длительное непрекращающееся невыполнение предусмотренных законом обязанностей
Недлящееся правонарушение Действие Ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения Со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения
Бездействие Невыполнение предусмотренных законом обязанностией. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня невыполнения соответствующей обязанности Со дня, следующего за последним днём периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности

Скачать таблицу

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо учитывать, что днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Обратите внимание: на практике в основном длящихся нарушений намного меньше, чем недлящихся. Крайне редки случаи, когда в связи с административным правонарушением, совершенным, скажем, в 2008 г., придет инспектор и накажет в 2011 г. Почти всегда в подобных случаях можно говорить о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности.

При рассмотрении административного дела 22 октября было установлено, что работнику, уволенному 12 мая, до настоящего времени не выплачена заработная плата. Этот факт полностью нашел свое подтверждение документально. Нарушение совершено в форме бездействия (работодатель не выплатил зарплату), когда обязанность выплатить зарплату не была исполнена к установленному законом сроку.

Следуя требованиям п. 14 постановления № 5, срок привлечения к административной ответственности при данных условиях к 22 октября - на день рассмотрения дела - истек. Производство по делу подлежит прекращению по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

 Сразу оговорюсь, что для тех, кто, стремясь избежать административной ответственности, намеренно затягивает сроки, - это не выход. Давайте не будем забывать, что ст. 1451 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы на срок более двух месяцев. Поэтому государственный инспектор предписание о выплате зарплаты все равно выдаст, а далее материалы проверки будут направлены в следственные органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 1451 УК РФ.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Рассмотрение административного дела каждый раз индивидуально. Невозможно составить универсальный, характерный для всех ряд обстоятельств, причин, следствий, условий, степени вины. От того, как вы докажете инспектору степень вины, объективную сторону, подтверждая свои доводы документами (и только документами!), мотивированными объяснениями со ссылками на конкретные нормы закона, - будет зависеть и строгость наказания.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль