Организационная диагностика предприятия

6905
Низкая квалификация сотрудников, текучесть кадров, сложности подбора грамотных специалистов, отсутствие заинтересованности работников в результатах своего труда - эти, казалось бы, сугубо «кадровые» проблемы на деле сильно влияют на работу компании в целом. «Рядовые» сотрудники жалуются на «низкую зарплату» и не хотят работать, руководители буквально не знают, «за что хвататься» в первую очередь и как наладить работу хотя бы одного отдельно взятого подразделения. Разобраться в накопившихся проблемах поможет организационная диагностика.

Прежде чем браться за решение накопившихся в компании проблем и противоречий, следует провести их полную «инвентаризацию» и выявить причины. С этой целью, а также чтобы найти оптимальные способы преодоления сложностей, как правило, имеет смысл провести организационную диагностику.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Можно выделить три основных признака организационной проблемы.

Признак 1. В компании имеется «разрыв» между действительным и желаемым. Обычно он проявляется в виде противоречий в оценках количественных и (или) качественных показателей эффективности работы предприятия.

Например, это могут быть расхождения между достигнутым и нормативным уровнем чистой прибыли, рентабельности инвестиций, объема продаж, текучести кадров, удовлетворенности клиентов, компетентности персонала и др.

Признак 2. Руководителям организации и экспертам не известны способы преодоления этого «разрыва». Это означает, что истинных причин проблемы они тоже достоверно не знают, и требуется специальная диагностика.

Например, удовлетворенность клиентов может упасть вследствие разных обстоятельств: из-за ухудшения качества продукции, снижения уровня обслуживания, увеличения продолжительности выполнения заказов, сужения ассортимента и др.

Более того, руководители иногда не осознают действительных причин проблемы, поскольку она может находиться за пределами известного им круга факторов. Скажем, это могут быть стереотипы мышления или отсутствие в организационной культуре таких ключевых ценностей, как качество, доверие, ориентация на клиента.

Признак 3. В организации есть лица, обеспокоенные данной проблемой, и они предпринимают определенные действия для ее преодоления.

Перечислим наиболее типичные проблемы российских предприятий:
• ухудшение финансовых показателей;
• невыполнение планов продаж;
• недовольство клиентов;
• непредвиденные потери и убытки;
• регулярные задержки в выполнении проектов и заказов;
• высокая текучесть кадров;
• низкая квалификация персонала;
• неудовлетворительное качество продукции и услуг;
• просроченные дебиторская и кредиторская задолженности;
• низкая производительность труда;
• межличностные конфликты;
• снижение управляемости организацией;
• боязнь перемен, сопротивление изменениям;
• несогласованность действий подразделений;
• демотивирующий стиль управления;
• снижение удовлетворенности и лояльности персонала;
• неликвидные запасы готовой продукции;
• чрезмерные накладные расходы.

МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Организационная диагностика осуществляется с применением специальных методов и процедур. Наиболее информативный и действенный метод -диагностические интервью с руководителями всех уровней и «рядовыми» сотрудниками. В ходе разговора консультант с помощью уточняющих вопросов направляет ход мыслей собеседника от банальных жалоб («маленькая зарплата», «теснота в производственных помещениях» и пр.) к определению истинных проблем организации и выявлению их причин.

Диагностическое интервью - это совместное размышление, доверительный интеллектуальный и эмоциональный диалог консультанта и сотрудника компании, приводящий не только к осознанию самих сложностей, но и зачастую к нахождению методов их преодоления.

Помимо интервью, в арсенале консультантов, проводящих диагностику, имеются и другие методы получения информации: встречи для сбора данных, анализ управленческой документации, диагностическое наблюдение.

Полученные таким образом сведения проходят далее несколько этапов переработки:
• формулирование и экспертная оценка организационных сложностей;
• их логический анализ;
• выявление корневых проблем предприятия;
• определениеоптимальных «точек развития» компании;
• разработка детального плана организационных изменений.

При сборе информации следует четко обозначить выявленные сложности. Формулировки проблем - это утверждения, содержащие описание явлений, которые оцениваются руководителями и сотрудниками как нежелательные для предприятия и (или) имеющие негативное влияние на его функционирование и развитие.

Организационная диагностика предприятия

Например:
• «уменьшаются рентабельность продаж и прибыль компании»;
• «работники предприятия испытывают дефицит поощрений со стороны руководителей»;
• «у большинства работников предприятия преобладает равнодушное отношение к труду».

Если известна причина того или иного явления, она может быть включена в формулировку проблемы. Это позволяет существенно сократить общий перечень сложностей и упростить анализ проблемного поля организации.

Например:
• «нерациональная организация труда отражается на объеме производства и сроках выполнения заказов»;
• «боязнь личной ответственности и ошибки руководителей подразделений приводят к искажению информации, поступающей на верхний уровень управления»;
• «производственные участки испытывают нехватку инструментов и сырья, вследствие этого возникают простои, снижаются производительность и оплата труда».

АНАЛИЗ КОРНЕВЫХ СЛОЖНОСТЕЙ

Все выявленные организационные проблемы тщательно оцениваются ключевыми руководителями и сотрудниками предприятия. В результате из общего списка удаляются формулировки, по мнению экспертов, излишне жесткие или не соответствующие действительности. При этом некоторые проблемы могут быть уточнены и выражены в более мягкой форме.

Оставшиеся в списке сложности подвергаются более серьезному анализу. Для облегчения этого процесса предварительно все проблемы могут быть классифицированы и разделены на группы.

Например: подбор персонала и текучесть кадров; маркетинг и продажи; организация производства; мотивация и стимулирование труда; стиль управления и др.

Конечный результат такого анализа - построение проблемного поля организации. Оно должно включать в себя не только формулировки выявленных проблем, но и их причинно-следственную зависимость. Не секрет, что все организационные сложности логически взаимосвязанны. Решение любой из них прямо или косвенно влияет на преодоление множества других.

Цель диагностики состоит в том, чтобы на основе анализа проблемного поля обнаружить корневые проблемы, решение которых полностью устраняет или хотя бы ослабляет все остальные. Стало быть, способы решения корневых проблем - это и есть оптимальные точки развития, в которых необходимо энергично и концентрированно воздействовать на компанию с целью ее «лечения» и преобразования.

В соответствии с терминологией теории ограничений, корневые проблемы - это истинные причины остальных организационных трудностей, воспринимаемых руководителями как однозначно нежелательные явления.

К таковым относятся, например, сокращение объема продаж или клиентской базы, уменьшение чистой прибыли, увеличение производственных потерь и др.

Факты возникновения таких проблем, как правило, очевидны или легко регистрируются с помощью систем бухгалтерского и управленческого учета. Однако, чтобы добраться до истинных причин, необходимо выявить источник нежелательных явлений и далее провести анализ всех проблем организации. В итоге все проблемное поле может быть разделено на три уровня (см. рисунок). И на каждом уровне используются свои методы борьбы с трудностями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль