Организационная диагностика предприятия

6865
Низкая квалификация сотрудников, текучесть кадров, сложности подбора грамотных специалистов, отсутствие заинтересованности работников в результатах своего труда - эти, казалось бы, сугубо «кадровые» проблемы на деле сильно влияют на работу компании в целом. «Рядовые» сотрудники жалуются на «низкую зарплату» и не хотят работать, руководители буквально не знают, «за что хвататься» в первую очередь и как наладить работу хотя бы одного отдельно взятого подразделения. Разобраться в накопившихся проблемах поможет организационная диагностика.

Прежде чем браться за решение накопившихся в компании проблем и противоречий, следует провести их полную «инвентаризацию» и выявить причины. С этой целью, а также чтобы найти оптимальные способы преодоления сложностей, как правило, имеет смысл провести организационную диагностику.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРОБЛЕМЫ

Можно выделить три основных признака организационной проблемы.

Признак 1. В компании имеется «разрыв» между действительным и желаемым. Обычно он проявляется в виде противоречий в оценках количественных и (или) качественных показателей эффективности работы предприятия.

Например, это могут быть расхождения между достигнутым и нормативным уровнем чистой прибыли, рентабельности инвестиций, объема продаж, текучести кадров, удовлетворенности клиентов, компетентности персонала и др.

Признак 2. Руководителям организации и экспертам не известны способы преодоления этого «разрыва». Это означает, что истинных причин проблемы они тоже достоверно не знают, и требуется специальная диагностика.

Например, удовлетворенность клиентов может упасть вследствие разных обстоятельств: из-за ухудшения качества продукции, снижения уровня обслуживания, увеличения продолжительности выполнения заказов, сужения ассортимента и др.

Более того, руководители иногда не осознают действительных причин проблемы, поскольку она может находиться за пределами известного им круга факторов. Скажем, это могут быть стереотипы мышления или отсутствие в организационной культуре таких ключевых ценностей, как качество, доверие, ориентация на клиента.

Признак 3. В организации есть лица, обеспокоенные данной проблемой, и они предпринимают определенные действия для ее преодоления.

Перечислим наиболее типичные проблемы российских предприятий:
• ухудшение финансовых показателей;
• невыполнение планов продаж;
• недовольство клиентов;
• непредвиденные потери и убытки;
• регулярные задержки в выполнении проектов и заказов;
• высокая текучесть кадров;
• низкая квалификация персонала;
• неудовлетворительное качество продукции и услуг;
• просроченные дебиторская и кредиторская задолженности;
• низкая производительность труда;
• межличностные конфликты;
• снижение управляемости организацией;
• боязнь перемен, сопротивление изменениям;
• несогласованность действий подразделений;
• демотивирующий стиль управления;
• снижение удовлетворенности и лояльности персонала;
• неликвидные запасы готовой продукции;
• чрезмерные накладные расходы.

МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Организационная диагностика осуществляется с применением специальных методов и процедур. Наиболее информативный и действенный метод -диагностические интервью с руководителями всех уровней и «рядовыми» сотрудниками. В ходе разговора консультант с помощью уточняющих вопросов направляет ход мыслей собеседника от банальных жалоб («маленькая зарплата», «теснота в производственных помещениях» и пр.) к определению истинных проблем организации и выявлению их причин.

Диагностическое интервью - это совместное размышление, доверительный интеллектуальный и эмоциональный диалог консультанта и сотрудника компании, приводящий не только к осознанию самих сложностей, но и зачастую к нахождению методов их преодоления.

Помимо интервью, в арсенале консультантов, проводящих диагностику, имеются и другие методы получения информации: встречи для сбора данных, анализ управленческой документации, диагностическое наблюдение.

Полученные таким образом сведения проходят далее несколько этапов переработки:
• формулирование и экспертная оценка организационных сложностей;
• их логический анализ;
• выявление корневых проблем предприятия;
• определениеоптимальных «точек развития» компании;
• разработка детального плана организационных изменений.

При сборе информации следует четко обозначить выявленные сложности. Формулировки проблем - это утверждения, содержащие описание явлений, которые оцениваются руководителями и сотрудниками как нежелательные для предприятия и (или) имеющие негативное влияние на его функционирование и развитие.

Организационная диагностика предприятия

Например:
• «уменьшаются рентабельность продаж и прибыль компании»;
• «работники предприятия испытывают дефицит поощрений со стороны руководителей»;
• «у большинства работников предприятия преобладает равнодушное отношение к труду».

Если известна причина того или иного явления, она может быть включена в формулировку проблемы. Это позволяет существенно сократить общий перечень сложностей и упростить анализ проблемного поля организации.

Например:
• «нерациональная организация труда отражается на объеме производства и сроках выполнения заказов»;
• «боязнь личной ответственности и ошибки руководителей подразделений приводят к искажению информации, поступающей на верхний уровень управления»;
• «производственные участки испытывают нехватку инструментов и сырья, вследствие этого возникают простои, снижаются производительность и оплата труда».

АНАЛИЗ КОРНЕВЫХ СЛОЖНОСТЕЙ

Все выявленные организационные проблемы тщательно оцениваются ключевыми руководителями и сотрудниками предприятия. В результате из общего списка удаляются формулировки, по мнению экспертов, излишне жесткие или не соответствующие действительности. При этом некоторые проблемы могут быть уточнены и выражены в более мягкой форме.

Оставшиеся в списке сложности подвергаются более серьезному анализу. Для облегчения этого процесса предварительно все проблемы могут быть классифицированы и разделены на группы.

Например: подбор персонала и текучесть кадров; маркетинг и продажи; организация производства; мотивация и стимулирование труда; стиль управления и др.

Конечный результат такого анализа - построение проблемного поля организации. Оно должно включать в себя не только формулировки выявленных проблем, но и их причинно-следственную зависимость. Не секрет, что все организационные сложности логически взаимосвязанны. Решение любой из них прямо или косвенно влияет на преодоление множества других.

Цель диагностики состоит в том, чтобы на основе анализа проблемного поля обнаружить корневые проблемы, решение которых полностью устраняет или хотя бы ослабляет все остальные. Стало быть, способы решения корневых проблем - это и есть оптимальные точки развития, в которых необходимо энергично и концентрированно воздействовать на компанию с целью ее «лечения» и преобразования.

В соответствии с терминологией теории ограничений, корневые проблемы - это истинные причины остальных организационных трудностей, воспринимаемых руководителями как однозначно нежелательные явления.

К таковым относятся, например, сокращение объема продаж или клиентской базы, уменьшение чистой прибыли, увеличение производственных потерь и др.

Факты возникновения таких проблем, как правило, очевидны или легко регистрируются с помощью систем бухгалтерского и управленческого учета. Однако, чтобы добраться до истинных причин, необходимо выявить источник нежелательных явлений и далее провести анализ всех проблем организации. В итоге все проблемное поле может быть разделено на три уровня (см. рисунок). И на каждом уровне используются свои методы борьбы с трудностями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль