Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

7307
 Ковалев А.В.
государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
Закон о защите прав работодателей при проведении проверок не прочитал разве что ленивый. Но признайтесь честно: кто-нибудь из вас знает точно, по какому поводу и как часто к вам теперь может прийти инспектор ГИТ? Сомневаетесь? Не переживайте - они и сами не всегда могут ответить на этот вопрос... А тем временем проверки проводят... И ориентируются при этом не столько на Закон, сколько на Методические рекомендации о его применении. Сегодня мы поговорим о проведении плановых проверок в изменившихся условиях, о «новых» формах и правилах.

Наш непростой разговор о проверках, проводимых Государственной инспекцией труда (ГИТ), начнем с правовых оснований плановых проверок. Осуществляя контрольную деятельность, инспекторы руководствуются планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) устанавливает порядок утверждения такого плана и доведения его до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), чья деятельность подлежит проверке.

ВКЛЮЧЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ в ПЛАН ПРОВЕРОК

Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ содержит перечень оснований для включения работодателей в ежегодный план проверок. Это истечение трех лет со дня:
• государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
• начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с уведомлением, представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти, о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности - в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих указанного уведомления.

Обратите внимание!При составлении плана проверок должны учитываться проверки, ранее проведенные ГИТ за трехлетний период

Из изложенного следует, что при составлении плана проверок должна учитываться имеющаяся у органа контроля информация о ранее проведенных им проверках субъектов предпринимательской деятельности за трехлетний период с учетом даты регистрации организации.

Рассмотрим примеры.

Предположим, ООО «Швейное дело», зарегистрированное 25.08.2000, занимается продажей швейного оборудования. Последний раз ГИТ проверяла (по плану) «Швейное дело» в 2008 г. Дата окончания этой проверки -3 марта 2008 г., что отражено в акте. Следующая плановая проверка в этой организации может начаться не ранее 4 марта 2011 г. (основание - истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки юридического лица, ИП).

ООО «Компьютерный век», специализирующееся на разработке компьютерных программ, зарегистрировано 20.06.2008, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В этом случае первая плановая проверка в компании начнется не ранее 21 июня 2011 г. (основание - истечение трех лет со дня государственной регистрации юрлица, ИП).

Вместе с тем в отношении юридических лиц и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

ФОРМА ПЛАНА ПРОВЕРОК

Типовая форма плана проверок утверждена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обратите внимание!Форма ежегодного плана проведения плановых проверок едина и носит обязательный характер

В ежегодных планах проверок указываются следующие сведения:
• наименование органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, осуществляющего плановую проверку;
• наименование юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
• адрес фактического осуществления деятельности (субъект РФ, поселение, улица, номер дома);
• основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
• цель проверки;
• основания проверки (дата государственной регистрации юридического лица (ИП), дата окончания последней проверки, дата начала осуществления юридическим лицом (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале предпринимательской деятельности);
• дата начала проверки;
• сроки проведения проверки - количество рабочих дней, рабочих часов (для малых субъектов предпринимательства (МСП) и микропредприятий (МКП));
• форма проверки (документарная, выездная);
• наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, совместно с которым проводится проверка.

УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАЧА ПРОВЕРОК

Рассмотрим схему составления ежегодного плана проверок.

Этап 1. Разработка плана проверок органом государственного контроля (надзора)

При разработке ежегодного плана территориальные органы федеральных органов исполнительной власти предусматривают:

1. Включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, установленных Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

2. Определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние три года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или ИП деятельностью.

3. Согласование с другими заинтересованными органами, если намечаются совместные плановые проверки юридических лиц и ИП.

4. Составление проекта ежегодного плана по типовой форме.

Этап 2. Направление проекта плана проверок в органы прокуратуры

Проект ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируются плановые проверки.

Этап 3. Доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры

Рассматривая план проверок, органы прокуратуры оценивают полноту представляемых сведений о контрольных мероприятиях. Если прокуроры установят, что какие-то конкретные пункты планов (их проектов), представленных органами контроля (надзора), не соответствуют требованиям законодательства, то подобные пункты исключаются. И соответствующий орган контроля мотивированно уведомляется об этом до 1 октября года, предшествующего году плановых проверок.

В случае если органы прокуратуры выявляют совпадения в сводном плане - намечены проверки одного и того же субъекта различными органами контроля (надзора), - то в срок до 1 октября года, предшествующего году плановых проверок, они вносят предложения руководителям органов госконтроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Этап 4. Направление доработанного плана проверок в органы прокуратуры

Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры; по итогам рассмотрения в срок до 1 ноября года, предшествующего году плановых проверок, они направляют в органы прокуратуры ежегодные планы проведения плановых проверок.

Обратите внимание!С планом проверок ГИТ в городе Москве в 2011 г. вы можете ознакомиться по адресуhttp://git77.rostrud.ru/plan.shtml

Такой ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах контролирующих органов в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством РФ. Учитывая, что в настоящее время у подавляющего большинства (если не у всех) органов контроля (надзора) есть официальные сайты, вы можете проверить, не включена ли ваша организация в план проверок на текущий или следующий год, на какое время назначена проверка и какова ее продолжительность.

Обратите внимание!Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2011 г. опубликован по адресу:http://plan.genproc.gov.ru/plan2011/

Этап 5. Обобщение ежегодных планов органами прокуратуры и направление их в Генеральную прокуратуру РФ

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году плановых проверок, обобщают поступившие от органов госконтроля (надзора) ежегодные планы и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ежегодного сводного плана проверок.

Этап 5. Формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок

Порядок формирования органами прокуратуры такого плана утвержден приказом Генпрокуратуры РФ от 11.08.2010 № 313 «Об утверждении органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте (http://genproc.gov.ru/) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Могут ли вноситься изменения в ежегодный план проверок?

Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения проверки деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юрлицом или ИП деятельности, подлежащей плановой проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Обратите внимание!Если ваша организация не значится в плане проверок ГИТ на текущий год, то проводить плановую проверку в вашей организации в этом году ГИТ не имеет права

Если ваша организация не значится в плане проверок ГИТ на текущий год, то проводить плановую проверку в вашей организации в этом году ГИТ не имеет права

Сведения об изменениях, внесенных в ежегодный план, в 10-дневный срок со дня их внесения контролирующие органы направляют в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещают на официальном сайте в Интернете.

Таким образом, если ваша организация в плане проверок на текущий год не значится, то и проверяющий не вправе появиться у вас на пороге с плановой проверкой. Если же организация включена в план, то проверка должна быть проведена. В этом случае у проверяющего возникает право и одновременно обязанность выполнить проверку, а организация должна обеспечить ему такую возможность.

СРОКИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Кстати сказать

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие трем следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных

моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям, или бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до 100 человек включительно для малых предприятий, при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 25 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 60 млн руб.; малые предприятия - 400 млн руб. (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предусмотрена возможность приостановления или прерывания плановой проверки.

Может ли продлеваться срок плановой проверки?

Срок проведения плановой проверки может быть продлен руководителем проверяющего органа, но не более чем на 20 рабочих дней (в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 часов). Это делается на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, в исключительных случаях, связанных с необходимостью выполнения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований.

ПРОВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

О предстоящей плановой проверке работодатель должен быть уведомлен органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа госконтроля (надзора) о начале плановой проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Правовым основанием начала плановой проверки является распоряжение или приказ руководителя ГИТ со ссылкой на ежегодный план проведения плановых проверок. Также госинспектор труда предъявит вам служебное удостоверение.

Статьей 15 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрены ограничения при проверках.

Так, должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую выездную проверку в случае отсутствия при этом руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя; исключением является случай проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 21 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предоставляет право руководителю организации, другому надлежащим образом уполномоченному представителю работодателя непосредственно присутствовать при плановой проверке, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету.

Эти положения не противоречат норме п. 5 ст. 12 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, согласно которой руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации обязаны:
• предоставить должностным лицам органа госконтроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, в случае если выездной проверке не предшествовала документарная;
• обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении деятельности, к эксплуатируемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Более того, ст. 25 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрена ответственность работодателей за нарушение этих требований. Юридические лица, их руководители, иные уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Наша организация включена в план ежегодных проверок на 2011 г. ГИТ прислала по почте копию распоряжения о начале плановой проверки. Однако наш руководитель срочно должен уехать в командировку: в филиале, расположенном в другом городе, произошла серьезная производственная авария, и его присутствие там необходимо. Сколько руководитель там пробудет - неизвестно, но совершенно точно не успеет вернуться до начала проверки. Что нам предпринять?

Если вы получили копию распоряжения о проведении плановой проверки, а руководитель организации находится в командировке, вы можете письменно уведомить об этом государственного инспектора труда. К такому уведомлению приложите заверенные копии подтверждающих документов.

В то же время не советуем вам злоупотреблять таким «приемом» как способом уклонения от плановой проверки. Это может привести к административной ответственности.

Направляясь в командировку, руководитель может передать полномочия на представление интересов работодателя в ходе плановой проверки, например, своему заместителю. Подумайте: может, в вашей ситуации лучше поступить таким образом, чем объяснять инспектору, по каким причинам руководитель отсутствует в даты, на которые запланирована проверка.

ДОКУМЕНТЫ, СОЗДАВАЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

В ходе плановой проверки инспектором ГИТ - с учетом требований Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ - создается определенный пакет документов.

Условно эти документы можно разделить на две основные группы (см. табл.).

Документы, создаваемые в ходе проведения проверки

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

Ознакомимся с некоторыми документами, создаваемыми госинспекторами труда. Для большей наглядности рассмотрим процесс конкретной плановой документарной проверки государственного инспектора труда, так сказать, от А до Я - от самого ее начала и до завершения.

Итак, основанием для проведения плановой проверки является надлежащим образом утвержденный ежегодный план проверок. Предположим, что согласно Плану проверок ГИТ на 2011 год плановая документарная проверка будет проводиться в ОАО «Родные просторы».

Распоряжение на проведение проверки

Первое, что потребуется для начала плановой проверки, - это распоряжение о проведении проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Распоряжению присваивается определенный номер, указывается дата его издания. Распоряжение содержит девять пунктов.

Пункт 1. В нем руководитель (заместитель руководителя) ГИТ поручает провести проверку в отношении конкретного хозяйствующего субъекта. Здесь указывается полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица.

Пункт 2. В этом пункте называются должностные лица ГИТ, уполномоченные на проведение конкретной проверки.

Пункт 3. Он включает перечень лиц, которые будут привлечены в качестве экспертов, специалистов экспертных организаций. Их участие будет необходимо в тех случаях, когда в ходе проверки потребуется наличие специальных знаний и навыков.

Пункт 4. Данный пункт содержит в себе цели и задачи проверки. Так, целью проверки является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников (ст. 1 ТК РФ). Задачи проверки могут быть самыми разными.

Кстати сказать

Сертификат доверия работодателю

В свете заявленной темы уместно сказать несколько слов об интересном проекте, запущенном Рос-трудом. Речь идет о проекте «Сертификат доверия работодателю».

При получении такого Сертификата работодатель освобождается от плановых проверок. Участвовать в проекте может каждый работодатель. Для этого необходимо подать заявку в соответствующую территориальную инспекцию труда, заполнить анкету. К вам на обследование выйдут государственные инспекторы и проверят соблюдение

действующего трудового законодательства. Если с точки зрения охраны труда у вас все хорошо, трудовые отношения с работниками оформляются надлежащим образом, все кадровые документы в порядке, заработная плата выплачивается вовремя - в общем, если трудовое законодательство соблюдается в полном объеме, то будет принято решение о выдаче «Сертификата доверия работодателю».

Помимо авторитета и престижа, Сертификат освобождает работодателя от плановых проверок ГИТ на срок до пяти лет. На территории России такие Сертификаты уже

вручаются, а поддержать добросовестных работодателей всегда очень приятно.

Например, в 2010 г. в Москве обладателями Сертификата доверия работодателю стали следующие организации:
• ГУ «КСЦО "Красносельский"»;
• ГУП «Москоллектор»;
• ГУП «МосНПО Радон»;
• ГУП «Моссвет»;
• МГУП «Мосводоканал»;
• ОАО «Бритиш Американ Тобакко-Ява»;
• ОАО «МОС ОТИС».

Более подробную информацию о данном проекте можно найти на сайтах территориальных органов ГИТ.

В случае, когда проверка проводится по вопросу надлежащего оформления трудовых отношений, ее задачей является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 21 ТК РФ).

Задачей проверки может быть обеспечение соблюдения и защиты права работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы (ст. 21 ТК РФ). То есть проверка будет проводиться по вопросам оплаты труда.

Пункт 5. В нем раскрывается предмет проверки. Согласно ст. 9 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Пункт 6. Этот пункт обозначает период проверки. В нем содержится информация об общем сроке проверки и конкретные календарные даты ее проведения.

Пункт 7. Он содержит правовые основания, послужившие началом проверки. Здесь приводятся ссылки на положения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется проверка, и устанавливаются требования, являющиеся ее предметом. Ознакомившись с ними, работодатель будет иметь более четкое представление о полномочиях проверяющих его должностных лиц, их правах и обязанностях.

Безусловно, в распоряжении всегда будет ссылка на ТК РФ (ст. 356 и 357), где, в частности, есть условие: государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей [...] и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных мероприятий. Из данной нормы закона следует, что у инспектора есть право запросить какие-либо документы, необходимые для проверки, а у работодателя возникает обязанность их предоставить, причем на безвозмездной основе.

Пункт 8. Для достижения целей и задач проверки инспектор ГИТ должен будет провести определенные мероприятии по контролю (надзору). Перечень этих мероприятий оговаривается в данном пункте распоряжения.

Например, в ходе документарной плановой проверки инспектор запросит документы, касающиеся вопроса своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам, и даст им правовую оценку.

Пункт 9. В последнем пункте распоряжения приводится перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (при их наличии), необходимых для проведения проверки, административных регламентов взаимодействия (при их наличии).

Распоряжение подписывается руководителем ГИТ либо его заместителем. В нем ставится печать, указываются фамилия, инициалы и должность лица, подготовившего проект распоряжения, его контактный телефон и электронный адрес (при наличии). После заполнения всех обязательных для этого граф и при соблюдении всех требований к заполнению распоряжение на проведение проверки считается готовым. Копия распоряжения, как мы уже говорили, должна быть заблаговременно направлена работодателю, чью деятельность будет проверять инспектор.

Запрос на представление документов и информации

В нашем примере в ОАО «Родные просторы» будет проводиться документарная проверка. Значит, инспектору ГИТ необходимо каким-то образом получить документы, которые он будет проверять. Их должен представить работодатель по письменному запросу инспектора. Соответственно следующим документом, который подготовит и направит в ваш адрес инспектор ГИТ, будет запрос на представление документов и информации.

Предположим, в ОАО «Родные просторы» проводится плановая документарная проверка по вопросу надлежащего оформления трудовых отношений (прием на работу, переводы на другую работу, увольнения) с работниками. В этом случае инспектор запросит следующие документы:

1) учредительные документы ОАО «Родные просторы»;

2) документы о назначении руководителя ОАО;

3) штатное расписание;

4) локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу, изменения трудовых договоров, увольнения;

5) трудовые договоры с работниками, дополнительные соглашения к ним;

6) приказы по личному составу (о приеме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении) за период с 00.00.0000 по 00.00.0000;

7) личные карточки работников;

8) ...

Обратите внимание!В запросе на представление каждый документ должен быть логически обоснован и отвечать требованиям проверки ГИТ

Обратите внимание: в таком запросе называются документы, связанные с вопросами, подлежащими рассмотрению в ходе проверки. Не упоминаются, например, расчетные листки, платежные поручения, платежные ведомости, другие документы, подтверждающие выплату заработной платы, поскольку эти документы с темой оформления трудовых отношений непосредственно не связаны.

Если в ОАО «Родные просторы» будет проводиться документарная проверка по вопросу своевременности выплаты заработной платы, то в запросе, помимо учредительных документов, скорее всего, будут значиться:

1) штатное расписание ОАО «Родные просторы»;

2) локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы оплаты труда;

3) трудовые договоры с работниками, дополнительные соглашения к ним;

4) табели учета рабочего времени за период с 00.00.0000 по 00.00.0000;

5) расчетные листки, документы по начислению заработной платы с расшифровкой по всем видам выплат;

6) документы, подтверждающие выплату заработной платы работникам (платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения с реестрами зачисленных на банковские карточки сумм).

Совет Подготовьте письменное пояснение к представляемым вами документам, по вопросам, подлежащим проверке. Пояснение будет приобщено к материалам проверки и обязательно изучено инспектором

Таким образом, каждый документ, названный в запросе, логически обоснован и отвечает требованиям проверки: трудовой договор, соглашения к нему несут информацию об индивидуально закрепленных условиях оплаты труда; штатное расписание - о фонде оплаты труда по каждой конкретной должности; локальные нормативные акты - об условиях оплаты труда в целом в организации, сроках выплаты заработной платы; табель учета использования рабочего времени - о количестве отработанных работником часов в течение определенного периода, за который ему была начислена заработная плата; расчетные листки - обо всех начислениях и удержаниях за определенный период. В представленном запросе нет ни одного случайного документа, не относящегося к предмету проверки.

Инспектор ГИТ будет изучать все представленные по его запросу документы и давать им правовую оценку. Безусловно, вы вправе давать пояснения по документам, аргументированно обосновывать свою позицию.

После исследования всех документов на предмет их соответствия требованиям трудового законодательства инспектор готовит документы, касающиеся оформления результатов проверки.

Акт проверки

По результатам проверки должностные лица ГИТ составляют соответствующий акт по установленной форме в двух экземплярах. Статья 16 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ устанавливает перечень сведений, обязательных для отражения в таком акте.

Акт проверки, который составляет государственный инспектор труда, содержит информацию о том, на основании какого распоряжения руководителя ГИТ проводилась проверка, с указанием его номера и даты.

В акте обязательно указывается адрес, по которому осуществлялась проверка. При документарной проверке это адрес соответствующей ГИТ, при выездной - адрес организации, ставшей объектом проверки.

При выездной проверке ставится отметка об ознакомлении с копией распоряжения о ее проведении. В этом случае инспектор должен не просто предъявить представителю работодателя распоряжение о проверке, а ознакомить его с документом под роспись, о чем впоследствии сделать отметку в акте проверки.

Далее в акте указывается должностное лицо ГИТ, уполномоченное на выполнение проверки (фамилия, имя, отчество, должность). Это то же лицо, которое было указано в распоряжении. Данные об экспертах вносятся в том случае, если они по каким-либо причинам привлекались к контролю.

Присутствовавшие при проверке должностные лица проверяемой организации перечисляются в следующей строке акта. В случае проведения проверки по правовым вопросам на практике чаще всего это руководитель организации, сотрудники отдела кадров, бухгалтерии. При проверке по вопросам охраны труда это могут быть руководитель организации, инженер по охране труда и др.

Обратите внимание!Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, должен быть в каждой организации

Нарушения, выявленные в ходе проверки, перечисляются со ссылками на нормы права, которые были нарушены.

Если были установлены факты невыполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, ранее выданных должностными лицами ГИТ, - указываются реквизиты этих предписаний.

По окончании проверки инспектор ГИТ вносит запись в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами госконтроля (надзора), либо ставит в акте отметку, что такой журнал отсутствует.

Форма Журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Мы знаем, что по закону у нас должен быть журнал учета проверок, однако за все время существования нашей компании нас никто ни разу не проверял. Посмотрели сводный план проверок на 2011 г., опубликованный на сайте Генпрокуратуры, - там наша организация тоже не значится. Вопрос: обязаны ли мы в таком случае иметь журнал учета проверок?

Журнала учета проверок должен быть в каждой организации. Тот факт, что в вашей организации никогда не проводились проверки, вовсе не означает, что их не будет в дальнейшем. Помните: помимо плановых проверок, о которых вы можете узнать заранее на сайте Генеральной прокуратуры РФ, органы государственного контроля (надзора) могут проводить внеплановые проверки, например по жалобам.

Имейте в виду, что ведение Журнала учета проверок, прежде всего, нужно вам самим, чтобы защитить права организации в ходе деятельности контролирующих органов. С его помощью вы всегда можете проследить, когда и какой продолжительности у вас была проверка, какой уполномоченный орган ее проводил, чем она завершилась.

Обратите внимание!Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя

В конце акта проверки указываются прилагаемые документы. Это обычно протоколы и заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Далее идут подписи должностных лиц ГИТ, проводивших проверку, и подпись представителя работодателя, подтверждающая его ознакомление с актом и получение всех приложений к нему. В случае отказа от ознакомления с актом проверки должностное лицо инспекции делает в акте соответствующую отметку.

В нашей организации недавно завершилась плановая проверка. Инспектор оформил акт, выдал предписание об устранении выявленных нарушений, и сейчас рассматривается дело о привлечении нашего руководителя к административной ответственности за нарушение требований законодательства о труде. Но дело в том, что мы не согласны с инспектором по большинству пунктов, указанных в акте и в предписании, и собираемся их обжаловать. Поэтому шеф отказался ознакомиться под роспись с документами, составленными инспектором по результатам проверки. Не повлияет ли тот факт, что руководитель отказался ознакомиться с документами, на результаты обжалования?

Не переживайте, на результаты обжалования решений инспектора как в этой, так и в других ситуациях может повлиять только один факт: кто действительно прав - вы или инспектор.

И все же на будущее рекомендуем: даже если вы не согласны с содержанием документа, например акта проверки, лучше распишитесь в нем и получите все приложения.

Пункт 12 ст. 16 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ гласит: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, - в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений - в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо и ИП вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах - по одному для каждой стороны.

Мнение эксперта

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

А.В. Батура,
эксперт журнала «Справочник кадровика»

О формах документов и Методических рекомендациях

Приказом Роструда от 03.06.2009 № 127 «О мерах по реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и Муниципального контроля"» с учетом приказа Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"», утвердившего типовые формы документов, необходимых для реализации указанного Федерального закона, были утверждены:

• форма распоряжения на проведение проверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 1-ГИТ);
• форма акта проверки соблюдениятрудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 2-ГИТ);
• Методические рекомендации государственным инспекторам труда по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по организации и проведению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Методические рекомендации). Формы и Методические рекомендации были введены в действие с 1 мая 2009 г.

Однако указанный документ утратил силу в связи с изданием приказа Роструда от 07.09.2010 № 250 «Об отмене приказа Федеральной службы по труду и занятости от 03.06.2009 № 127».

Получается, что утвержденные этим приказом формы № 1-ГИТ и № 2-ГИТ, а также Методические рекомендации не подлежат применению с 7 сентября 2010 г.

Государственные инспекторы, конечно, могут следовать отдельным рекомендациям при совершении определенных действий. Однако такие действия не должны противоречить действующему трудовому законодательству.

Возникает закономерный вопрос, по каким формам должны составляться распоряжение на проведение проверки и акт проверки?

Типовые формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Полагаем, что в настоящее время эти документы должны оформляться по указанным типовым формам. Пример оформления распоряжения на проведение проверки приведен в приложении 1. Пример оформления акта приведен в приложении 2.

Предписание об устранении нарушений

В случае выявления в ходе проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны (ст. 17 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

Обратите внимание!Вы обязаны не только устранить выявленные инспектором ГИТ нарушения, но и отчитаться перед инспектором о проделанной работе

1) выдать юрлицу, ИП предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков для этого;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В предписании указываются необходимые действия, которые обязан совершить работодатель, по устранению выявленных инспектором ГИТ нарушений трудового законодательства.

Например, если не была выплачена заработная плата работнику - выплатить. Не был заключен трудовой договор в письменной форме - оформить и выдать работнику на руки под роспись. Не велась Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них - привести ведение Книги в соответствие с установленными требованиями. Был издан какой-либо незаконный приказ - отменить как изданный с нарушением определенных статей Кодекса.

Обратите внимание!Проводить проверку и выдавать предписания могут только те лица, которые уполномочены на это распоряжением руководителя (заместителя руководителя) ГИТ соответствующего субъекта РФ

В обязательном порядке в предписании будет определен срок устранения выявленных нарушений. В указанный срок вы должны отчитаться в ГИТ о проделанной работе по устранению нарушений и приложить заверенные копии документов, подтверждающих проделанную работу.

Так, к отчету следует приложить копии документов по выплате заработной платы, надлежащим образом оформленного трудового договора, книги учета движения трудовых книжек, приказа об отмене более раннего приказа, изданного с нарушением требований трудового законодательства.

По результатам проверки решается вопрос и о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности. В этом случае госинспектор труда составит протокол об административном правонарушении и вынесет постановление о назначении административного наказания. Каждый из упомянутых документов составляется в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон проверки.

Подробно о практике рассмотрения административных дел за нарушения трудового законодательства мы поговорим в следующих номерах «Справочника кадровика».

Приложение 1

Пример оформления распоряжения на проведение проверки (фрагмент)

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

Приложение 1

Окончание

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

Приложение 2

Пример оформления акта проверки (фрагмент)

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

Приложение 2

Продолжение

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?

Приложение 2

Окончание

Проверки ГИТ : всё идет «по плану»?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль