Технология HR-поддержки

3450
Экспертная группа Общества по управлению человеческими ресурсами (SHRM) опубликовала недавно доклад о тенденциях в области информационных технологий. Общее заключение специалистов можно было предугадать: растущая автоматизация благотворно сказывается практически на всех аспектах HR-менеджмента. Однако не угрожает ли это «человеческой» составляющей деятельности служб персонала?

Растущая тревога по поводу нехватки рабочих рук и недостатка знаний, а также необходимость отвечать требованиям законодательства вынудили компании рассматривать вопросы HR-управления пристальнее, чем когда бы то ни было. В свою очередь, отделы кадров все чаще стали обращаться к руководству предприятий за помощью в решении таких задач, как повышение эффективности работы сотрудников, обучение, нацеленное на достижение заданного уровня компетенции, и планирование преемственности. Но можно ли считать оправданной позицию HR-отделов, которые в сущности призваны заниматься именно людьми, тем не менее, полагаясь на новые технологии, оставляют позади свою «человеческую» составляющую?

Без сомнения, среди менеджеров по персоналу велико желание задействовать информационные технологии, что подтверждает исследование SHRM. В отчете организации говорится о «широком использовании услуг по предоставлению HR-приложений через сеть» как об общей тенденции, однако особое внимание обращает на себя все более частое применение компонентов самообслуживания, встроенных в HR-системы. По мнению Стива Джойса, одного из ведущих специалистов по HR-практике компании Hackett Group, они дают сотрудникам доступ к информации об их заработной плате и пенсии в сети, а также возможность вносить ряд изменений в эти данные.

Среди других областей применения программного обеспечения - вопросы внутренней мобильности, вознаграждения, планирования преемственности, пересмотр условий трудоустройства и личное развитие. ПО, созданное для поиска кандидатов и отслеживания эффективности персонала, помогает отделам кадров управлять людьми (People Relationship Management - PRM), а также улучшает бренд компании как работодателя. «Система HR-управления позволяет организациям формировать отношения один на один с потенциальным или уже нанятым сотрудником, привлекать, развивать и удерживать нужных людей, а также наиболее полно реализовывать их потенциал, - считает Патрис Барбедетт, основатель Jobpartners. - Такие технические решения помогают компаниям взаимодействовать с кандидатами на ту или иную должность и со своими работниками так же, как и с клиентами. Кроме того, они дают возможность объективно и эффективно управлять людьми, а от этого много выигрывают как сотрудники, так и соискатели».

Интеграция ПО и одобрение сотрудников

На фоне активного развития HR-технологий вопросы интеграции в них информационных систем становятся все более актуальными. Сопутствующие этому риски могут дорого обойтись предприятию, поэтому некоторые отделы персонала обращаются к поставщикам услуг по аренде приложений. Особой популярностью среди предоставляемых ими продуктов пользуются системы отслеживания соискателей, отмечает Феликс Страуд-Аллен, глава компании Sales for Recruiternet: «Организации получают безупречно интегрированное приложение, избавляя свой ИТ-отдел от необходимости покупать новое оборудование и затем вкладывать время в его обслуживание».

Вместе с тем, для тех предприятий, которые стремятся совершать все необходимые операции самостоятельно, существуют другие возможности -к счастью, технологии созрели уже достаточно, чтобы разрубить гордиев узел, которым для многих компаний долгое время представлялась интеграция приложений. «По мере того как отделы кадров стремятся повысить эффективность и продуктивность своей работы, мы наблюдаем рост популярности систем управления бизнес-процессами (BPM), - говорит Стив Джойс. -Это программное обеспечение находится «над» корпоративной информационной системой управления (ERP) и помогает связать разные приложения между собой. Таким образом, если в компании имеется система ERP, куда добавляются новые сотрудники, и другая - для подбора кандидатов, программа BPM способна скоординировать работу обеих и определить слабые места во взаимодействии».

Используется в компании система BPM или нет, позитивное отношение к ней персонала вовсе не гарантировано. Отдел кадровможет оптимизировать свою работу с помощью нового ПО, но не факт, что остальные сотрудники предприятия воспримут новшество с таким же энтузиазмом, особенно если они не видят в этом явной пользы для себя. Таким образом, более дальновидные руководители вовлекают подчиненных в процесс внедрения новых технологий на самых ранних стадиях, чтобы обеспечить взаимную выгоду и поддержку.

«Люди приветствуют использование новых технологий, только когда это облегчает их работу, - подчеркивает Страуд-Аллен. - Данный постулат может показаться очевидным, однако я не раз сталкивался с ситуациями, когда специалистов даже не спрашивали о том, какое ПО им необходимо. Например, финансовый директор принимал решение приобрести систему отслеживания кандидатов, не проконсультировавшись с менеджерами по подбору персонала.

Важнейшие HR-технологии

Технологии, имеющие наибольшее влияние на HR-рынок в настоящее время:

  • самообслуживание сотрудников;
  • технологии управления рабочим процессом;
  • системы управления сетью поставщиков услуг;
  • системы отслеживания кандидатов;
  • системы подбора персонала;
  • ПО для электронного трудоустройства;
  • ПО для обеспечения внутренней мобильности;
  • ПО для управления эффективностью сотрудников и системой поощрения;
  • ПО для планирования преемственности;
  • ПО для планирования карьеры;
  • ПО для пересмотра условий трудоустройства;
  • ПО для топ-менеджмента компании и руководства отдела кадров.

Обычно такое происходит потому, что поставщик этой системы уже предоставляет компании программу для учета заработной платы. Тот факт, что последняя функционирует превосходно, не означает, что и первая окажется так же хороша».

«Главная причина неудач при внедрении новой технологии состоит в сопротивлении изменениям в организации. Вовлекайте своих сотрудников в проект с самого начала, и у вас будут все шансы на успех», - заключает Страуд-Аллен.

«Человеческая» составляющая

Не придется ли заплатить за внедрение информационных технологий некоторыми аспектами деятельности отдела кадров? Команда менеджеров может успешно ввести в работу новую HR-технологию, обеспечить поддержку со стороны сотрудников и гладкую интеграцию с существующей инфраструктурой, однако не будет ли это означать, что управление персоналом «продает душу» в угоду автоматизации? «Технологии крайне важны для увеличения эффективности HR-отдела и улучшения бренда работодателя, они дают возможность сделать компанию более привлекательной для соискателей, повысить показатели удержания сотрудников, сократить административные и денежные расходы и позволяют отделу кадров сосредоточиться на стратегических задачах. Тем не менее «человеческий» элемент остается жизненно важной частью работы, поскольку в основе HR-менеджмента лежит именно управление людьми, что требует межличностного взаимодействия», - считает Бербедетт.

Безусловно, специалисты по персоналу осознают опасность чрезмерного увлечения технологиями в ущерб «человеческой» составляющей. Рут Кавендар, руководитель HR-отдела компании Lane4, предупреждает, что «программного обеспечения, способного разрешить насущные вопросы управления людьми не существует, и предполагать, что такое возможно, - значит, недооценивать как многообразие «людских» вопросов, с которыми сталкивается организация, так и сложность человеческой психики».

«Мы не имеем права обращаться с персоналом как с неодушевленным товаром, хорошие сотрудники не потерпят, если к ним будут относиться как к расходному материалу, - соглашается Джефф Фелпс, президент WorkforceLogic/ ABE Services. - Использование технологий вместо человеческого общения чревато потерей ценных специалистов. Наилучшим решением служит целостный подход, при котором технологии сочетаются с «человеческим» элементом, помогая поместить нужного работника на нужное место в нужное время».

При условии, что этот баланс будет соблюдаться, и развивающиеся технологии не начнут преобладать в сфере управления персоналом, - есть все основания полагать, что они станут идеальным HR-партнером, более того, смогут укрепить «человеческую» составляющую. «Автоматизация благотворно влияет на HR-про-цессы и дает большие возможности для взаимодействия людей, -продолжает Фелпс. - Например, информационные технологии упрощают процедуры приема заявлений и поиска будущих сотрудников, позволяя HR-специалистам в полной мере проявить себя при проведении собеседований, отборе и рассмотрении кандидатур, т.е. тех частях процесса, где человеческий фактор имеет наибольшую ценность. Преимущества автоматизации заключаются в том, что она дает возможность предприятиям избегать сложностей при учете, документировании, хранении и распределении данных для будущего использования».

Джойс соглашается: «Менеджерам по персоналу больше не нужно тратить время на бумажную работу, вместо этого они могут приложить свои профессиональные навыки к планированию преемственности и развитию сотрудников. Теперь основной задачей HR-отдела стало личностное развитие работников, а в отношении бизнеса - объединение их интересов с целями, которые стоят перед предприятием. Управление персоналом должно эволюционировать, в то время как человеческий капитал требует координации и направления внутри организации».

Процесс эволюции

Автоматизация HR-процессов продолжится, и невозможно ограничить влияние технологий на управление персоналом. «Внедрение PRM-систем становится вопросом стратегической важности для организаций, рынок программных решений в этой области быстро растет, - считает Барбедетт. - HR-сфера в будущем потребует инновационных PRM решений, которые станут приносить компаниям значительный доход и смогут развиваться вместе с организацией. Ключевые области роста - вопросы вознаграждения и поощрения (расчетное моделирование, планирование заработной платы и др.), а также решения, оптимизирующие HR-процессы».

«Эволюция идет по пути увеличения мобильности рабочей силы с более активным использованием переносных устройств, таких как, например, Blackberry, -отмечает Джойс. - Менеджеры по персоналу, находясь вне офиса, смогут включаться в рабочие процессы посредством средств коммуникации. Более того, поскольку в ближайшие 30 лет в США ожидается сокращение численности трудоспособного населения в связи с уходом на пенсию представителей поколения бэби-бума, ожидается нехватка руководителей. Поиски решения этой проблемы вынуждают совершенствовать системы выявления наиболее эффективных специалистов и включения их в план развития организации. Компания ERP уже предлагает такие инструменты, однако некоторые другие «нишевые» разработчики, среди которых Taleo, выходят на лидирующие позиции».

Джеф Фелпс прогнозирует неуклонный рост ценности HR-тех-нологий. Вместе с тем критически важно соблюдать равновесие между ИТ и человеческим подходом - в сфере управления персоналом сделан новый шаг по пути автоматизации и оптимизации. «Можно справедливо отметить, что революция завершилась, и настал период эволюции», - заключает Фелпс.

Тенденции HR-сектора

Исследование Общества по управлению человеческими ресурсами позволило выделить тенденции в сфере технологий:

  • широкое использование интернета для доставки и применения HR-технологий как сторонней услуги;
  • большинство опрошенных менеджеров по персоналу сказали, что в их компаниях нет компонента самообслуживания для сотрудников, встроенного в технологическую HR-систему (по мнению экспертов, такое положение дел скоро изменится - по мере того, как интернет-приложения самообслуживания будут совершенствоваться и интегрироваться в другие рабочие процессы);
  • организации практически не измеряют прибыль, которая создается благодаря новым HR-технологиям, поэтому некоторые из них испытывают трудности с аргументацией в пользу их применения;
  • значительное увеличение использования дистанционного компьютерного обучения;
  • повышенная бдительность в вопросах конфиденциальности информации, что представляется чрезвычайно важным аспектом в свете участившихся случаев краж персональных данных;
  • рост аутсорсинга информационных технологических систем управления персоналом;
  • активный переход к системам выплаты заработка без использования бумажных документов.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль