Корпоративная магистратура: в поисках препо- давателей

2846
 Бабешко Владимир
канд. техн. наук, начальник методического отдела, Академия IBS, г. Москва
Нехватка квалифицированных специалистов в ИТ-сфере и отсутствие необходимых направлений обучения в системе высшего образования привели IBS в 2006 г. к решению создать собственную академию. Основная функция этого структурного подразделения - подготовка молодых специалистов для компании в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Рассмотрим, каким образом в Академии IBS выстраивается работа с преподавательским составом на примере магистерских программ.

Магистерские программы IBS

В настоящее время Академия IBS ведет подготовку сотрудников компании по двухгодичным программам в магистратурах корпоративных факультетов информационных бизнес-систем, созданных на базе двух вузов: МФТИ (2007) и Института информационных бизнес-систем в НИТУ «МИСиС» (2008).

На сегодняшний день в IBS пять магистерских программ:

1. Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса.

2. Системная архитектура инфраструктуры ИТ.

3. Консалтинг по внедрению бизнес-приложений на основе SAP.

4. Консалтинг по внедрению бизнес-приложений на основе ORACLE.

5. Консалтинг по внедрению комплексных решений автоматизации предприятий энергетической отрасли.

Эти программы - основные направления учебной деятельности Академии IBS. Их суть и особенность состоит в со здании принципиально новых, востребованных рынком специальностей в сфере информационных технологий, по которым сегодня не готовит ни один российский вуз: системный архитектор, системный аналитик, консультант ИТ в области управления бизнесом, консультант ИТ по внедрению бизнес-приложений (SAP и Oracle).

Справка о компании

Компания IBS работает на рынке информационных технологий и консалтинга с 1992 г. Численность персонала - около 3000 человек.

Академия IBS делает от имени компании заказ на подготовку в вузах квалифицированных специалистов для департаментов данной организации, определяющих требования к содержанию обучения. Главная задача академии - обеспечение соответствия знаний, умений и навыков, получаемых магистрантами в ходе обучения, с требованиями к сотрудникам, возникающими у IBS при реализации конкретных консультационных проектов. Этот процесс включает:

  • формирование профилей компетенций будущих выпускников магистратуры;
  • составление учебных программ, определение дисциплин и их содержания;
  • утверждение преподавательского состава;
  • набор студентов на основе многоступенчатого ассессмента;
  • ряд других методических, организационных и контролирующих процедур.

Подготовка специалистов в рамках магистерских программ ведется по учебным планам, разработанным специалистами IBS совместно с преподавателями ведущих технических вузов России: МФТИ, НИТУ «МИСИС», ГУ ВШЭ, МИФИ, МИЭМ, МИЭТ, МЭИ, РЭА им. Плеханова, МИРЭА и др. При создании этих программ их авторы ориентировались на федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты ИТ-рынка, традиции российского высшего образования и лучшие международные практики. Отметим особую значимость роли преподавателей: они не только ведут занятия и разрабатывают учебные дисциплины по заказу компании, но и выступают как эксперты-методисты, предметники и идеологи в выстраивании концепции обучения. Например, на этапе создания Магистратуры IBS (2006-2007 гг.) в экспертную группу по разработке учебных программ наряду с представителями заказчика (ведущими специалистами IBS по ключевым направлениям деятельности компании) вошли «звезды» отечественной профессуры в сфере информационных технологий и управления бизнесом. Основным критерием отбора таких экспертов была известность в профессиональных кругах по соответствующим предметным областям.

Магистерские программы содержат два блока учебных дисциплин - общесистемный и специализированный. Первый реализуется преимущественно вузовскими преподавателями, во втором к ним подключаются ведущие эксперты компании и бизнес-тренеры корпоративных учебных центров, которые ведут лекции, тренинги, семинары, лабораторные работы и мастер-классы. Таким образом, магистранты получают академические знания в сочетании с практическими навыками и проектным опытом. После теоретической подготовки студенты проходят стажировку, участвуя в реальных проектах компании в рамках практических и научно-исследовательских работ, где научными руководителями выступают профессора и доценты (иногда одновременно являющиеся сотрудниками IBS), а наставниками - опытные практики IBS.

Проблемы преподавателей

Главная особенность проекта магистратуры заключается в уникальной модели взаимодействия заказчика обучения (IBS) с вузами, при которой компания участвует в учебном процессе на всех этапах - от разработки программ до мониторинга результатов. При этом корпоративным факультетам приходится не только соблюдать государственные требования высшего образования, но и соответствовать динамично меняющимся условиям бизнеса.

Как следствие, у преподавателей из академической среды могут возникать трудности с пониманием корпоративной специфики илояльностью по отношению к бизнесу, а у экспертов - с необходимостью осваивать премудрости методических и дидактических подходов высшей школы. Чтобы избежать этих проблем, Академия IBS разработала собственный способ взаимодействия с преподавательским составом по следующим аспектам:

  • выбор преподавателей;.
  • методическое сопровождение процесса разработки обучающих материалов;.
  • мотивация профессорско-преподавательского состава;.
  • оценка качества преподавания.

Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.

Выбор преподавателей

При подборе преподавателей и распределении функций между ними специалисты Академии IBS учитывают, что каждый курс должна составлять как теоретическая подготовка, так и практика, закрепляющая теорию. Таким образом, по каждой учебной дисциплине внешние и внутренние преподаватели работают совместно, компенсируя возможные недостатки и усиливая достоинства друг друга. Ответственным за дисциплину обычно бывает опытный вузовский профессор, в то время как один или несколько внутренних преподавателей подкрепляют теоретическую составляющую курса практикой, делясь проектным опытом на семинарах, мастер-классах и лабораторных работах.

При подборе преподавателей, помимо рассмотрения резюме и проверки ряда формальных требований (опыт в учебной деятельности, наличие степеней и званий, публикации и т.п.), проводится встреча представителей заказчика (руководителей департаментов IBS или назначенных ими экспертов по предметным областям) с кандидатами, в ходе которой уточняются пожелания относительно той или иной учебной дисциплины (пример см. в табл. 1). На сегодняшний день в проекте магистратуры принимают участие около 120 преподавателей.

Корпоративная магистратура: в поисках препо- давателей

Поскольку общесистемный теоретический блок у пяти специализаций общий, а практические дисциплины различны, то преподаватели распределены соответствующим образом: 39% -представители вузов (28% - кандидаты наук и 11% - доктора наук), 61% - ведущие специалисты отрасли, к которым относятся сотрудники функциональных подразделений и бизнес-тренеры корпоративных учебных центров (см. рис. 1).

Корпоративная магистратура: в поисках препо- давателей

Методическое сопровождение процесса обучения

Методическое сопровождение процесса обучения необходимо для того, чтобы компенсировать недостаток вузовского опыта ведения занятий у внутренних преподавателей, а внешним - помочь в понимании специфики бизнеса компании. В Академии IBS разработаны требования и методические указания к содержанию учебных дисциплин, составу и структуре учебно-методических комплексов, а также к организации выпускных квалификационных работ, учебных проектов, бизнес-кейсов.

Методисты Академии IBS сопровождают весь цикл обучения, начиная от формирования учебных планов магистерских программ и заканчивая организацией и проведением конкретных учебных мероприятий. Например, они участвуют в постановке задач ответственным преподавателям, разрабатывают шаблоны и формы документов (регламенты, процедуры по основным бизнес-процессам деятельности частно-государственного образовательного партнерства) и презентаций, участвуют в согласовании программ учебных дисциплин и методических материалов к ним.

Мотивация преподавателей

С целью выявления основных мотивов преподавателей к работе в магистратуре IBS академия в течение первого учебного цикла 2007-2008 гг. провела их анкетирование. На основе полученных результатов (мотивы представлены в табл. 2 в порядке уменьшения значимости) были определены конкретные инструменты мотивации:

  • тщательный отбор студентов (все они помимо сдачи вузовских экзаменов проходят многоступенчатую процедуру ассессмент-центра Академии IBS, включающую собеседования с руководителями подразделений-работодателей);
  • выпуск серии учебно-методических материалов «Библиотека Академии IBS» (представлена в том числе на сайте академии);
  • проведение научно-технических конференций, обучение преподавателей;
  • ежегодное награждение лучших преподавателей по результатам обратной связи от студентов;
  • выплата преподавателям зарплаты по ставкам выше средних по Москве и привлечение их к разработке учебно-методических комплексов и бизнес-кейсов, которая оплачивается дополнительно;
  • проведение консультаций по вопросам получения ученых степеней и званий.

Корпоративная магистратура: в поисках препо- давателей

Приглашая преподавателей к участию в проекте магистратуры IBS, специалисты Академии IBS сообщают им обо всех перечисленных выгодах сотрудничества. Оно может иметь 2 формы: работа в штате корпоративного факультета с фиксированным окладом либо по договору с почасовой оплатой.

Оценка качества преподавания

Эффективность работы преподавателей определяется по результатам обратной связи от всех участников процесса обучения (метод «360 градусов»). К таковым относятся:

  • студенты;
  • наблюдатели от подразделений-заказчиков;
  • представители руководства и Академии IBS;
  • сотрудники корпоративных факультетов;
  • коллеги-преподаватели.

Все они оценивают качество преподавания с помощью анкет по разработанным Академией IBS критериям и дают рекомендации по его усовершенствованию. Данные собираются в течение всего периода обучения, а итоги обратной связи подводятся раз в семестр или по требованию начальства. Такая информация позволяет руководству Академии IBS и корпоративных факультетов оперативно принимать решения, касающиеся содержания, организации и методик обучения. Например, корректируются учебные программы, выдаются памятные призы и сертификаты лучшим преподавателям, проводятся организационные преобразования (дооснащение лабораторий оборудованием, деление учебных групп на подгруппы и даже замена преподавателей).

Пример результатов обратной связи от студентов по общесистемному блоку учебных программ представлен на рисунке 2.

Корпоративная магистратура: в поисках препо- давателей

Отметим, что для повышения качества преподавания важно не только устанавливать четкие требованияк преподавателям, учебному процессу и закреплять их в регламентах, но и обеспечивать живое общение представителей бизнес- и академического сообществ. Результатом этого является уникальный тандем профессионалов, говорящих на одном языке и знающих, как и чему учить специалистов на стратегическую перспективу. Именно такой результат получен за 4 года деятельности Академии IBS.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль