Корпоративная магистратура: в поисках преподавателей

2782
Не секрет, что на рынке труда существует острый дефицит ряда специалистов, которых не готовит ни один российский вуз (например, системный архитектор инфраструктуры ИТ). Столкнувшись с этой проблемой около пяти лет назад, компания IBS взяла инициативу подготовки кадров в свои руки и создала собственную Академию IBS - некий симбиоз теоретических и практических знаний. В проекте задействовали ведущих преподавателей российских вузов и собственных экспертов. Результат этой инициативы - уникальный тандем профессионалов, говорящих на одном языке и одинаково понимающих, как и чему учить перспективных специалистов. Не в этом ли будущее образовательной системы?

Нехватка квалифицированных специалистов в ИТ-сфере и отсутствие необходимых специальностей в системе высшего образования привели IBS (компанию, работающую на рынке информационных технологий и консалтинга с 1992 г.) в 2006 г. к созданию собственной академии. Основная функция этого структурного подразделения - подготовка молодых специалистов для компании в сотрудничестве с ведущими российскими вузами. Посмотрим, каким образом в Академии IBS выстраивается работа с преподавательским составом, на примере магистерских программ.

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ IBS

Академия IBS (http://academy.ibs.ru) ведет подготовку сотрудников компании по двухгодичным программам в магистратурах корпоративных факультетов информационных бизнес-систем, созданных на базе двух вузов: МФТИ (2007) (http://fibs.mipt.ru/) и Института информационных бизнес-систем в НИТУ МИСиС (2008) (http://ibs.misis.ru/).

На сегодняшний день имеется пять магистерских программ:

Программа 1. Управление и консалтинг в области информатизации бизнеса.

Программа 2. Системная архитектура инфраструктуры ИТ.

Программа 3. Консалтинг по внедрению бизнес-приложений на основе SAP.

Программа 4. Консалтинг по внедрению бизнес-приложений на основе Oracle.

Программа 5. Консалтинг по внедрению комплексных решений автоматизации предприятий энергетической отрасли.

Эти программы - основные направления учебной деятельности Академии IBS. Их суть и особенность состоит в создании принципиально новых, востребованных рынком специальностей в сфере информационных технологий (по которым сегодня не готовит ни один российский вуз): системный архитектор, системный аналитик, консультант ИТ в области управления бизнесом, консультант ИТ по внедрению бизнес-приложений (SAP и Oracle).

От имени компании Академия IBS делает заказ на подготовку в вузах квалифицированных специалистов для департаментов данной организации (именно они определяют требования к содержанию обучения). Главная задача академии - обеспечить соответствие знаний, умений и навыков, получаемых магистрантами в ходе обучения, и требований к сотрудникам, возникающих у IBS при реализации конкретных консультационных проектов. Этот процесс включает:
• формирование профилей компетенций будущих выпускников магистратуры;
• составление учебных программ, определение дисциплин и их содержания;
• утверждение преподавательского состава;
• набор студентов на основе многоступенчатого ассесмента;
• ряд других методических, организационных и контролирующих процедур.

Подготовка специалистов на факультетах в рамках магистерских программ ведется по учебным планам, разработанным специалистами IBS совместно с преподавателями ведущих технических вузов: МФТИ, НИТУ МИСиС, ГУ ВШЭ, МИФИ, МИЭМ, МИЭТ, МЭИ, РЭА им. Г. В. Плеханова, МИРЭА и др. При создании программ авторы ориентировались на федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты ИТ-рынка, традиции российского высшего образования и лучший опыт международной практики.

Отметим особую роль преподавателей: они не только ведут занятия и разрабатывают учебные дисциплины по заказу компании, но и выступают как эксперты-методисты, предметники и идеологи в выстраивании концепции обучения.

Например, на этапе создания Магистратуры IBS (2006-2007 гг.) в экспертную группу по разработке учебных программ, наряду с представителями заказчика (ведущими экспертами IBS по ключевым направлениям деятельности компании), вошли «звезды» отечественной профессуры в сфере информационных технологий и управления бизнесом. Основным критерием отбора таких экспертов была известность в профессиональных кругах по соответствующим предметным областям.

Таким образом, магистранты получают академические знания в сочетании с практическими навыками и проектным опытом. После теоретической подготовки учащиеся проходят стажировку, участвуя в реальных проектах компании в рамках практических и научно-исследовательских работ, где научными руководителями выступают профессора и доценты (иногда одновременно являющиеся сотрудниками IBS), а наставниками - опытные практики IBS.

ОТ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ДО МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ

Главная особенность проекта магистратуры заключается в уникальной модели взаимодействия заказчика обучения (IBS) с вузами, при которой компания участвует в учебном процессе на всех этапах - от разработки программ до мониторинга результатов. При этом корпоративным факультетам приходится не только соблюдать государственные требования высшего образования, но и соответствовать динамично меняющимся условиям бизнеса.

Как следствие, у преподавателей из академической среды могут возникать трудности с пониманием корпоративной специфики и лояльностью по отношению к бизнесу, а у экспертов - с необходимостью осваивать премудрости методических и дидактических подходов высшей школы. Чтобы избежать подобных проблем, Академия IBS разработала собственный подход к взаимодействию с преподавательским составом. Он включает следующие аспекты:
• выбор преподавателей;
• методическое сопровождение процесса разработки обучающих материалов;
• мотивация профессорско-преподавательского состава;
• оценка качества преподавания.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

ТАНДЕМ ПРОФЕССИОНАЛОВ

При подборе преподавателей и распределении функций между ними специалисты Академии IBS учитывают, что половину каждого курса должна составлять теоретическая подготовка, а половину - практика, закрепляющая теорию. Таким образом, по каждой учебной дисциплине внешние и внутренние преподаватели работают совместно, компенсируя возможные недостатки и усиливая достоинства друг друга. Ответственным за дисциплину обычно бывает опытный вузовский профессор, в то время как один или несколько внутренних преподавателей подкрепляют теоретическую составляющую курса практикой, делясь проектным опытом на семинарах, мастер-классах и лабораторных работах.

При подборе преподавателей, помимо рассмотрения резюме и проверки ряда формальных требований (опыт учебной деятельности, наличие степеней и званий, публикации и т. п.), проводится встреча представителей заказчика (руководителей департаментов IBS или назначенных ими экспертов по предметным областям) с кандидатами. В ходе встречи уточняются пожелания относительно той или иной учебной дисциплины (таблица 1). На сегодняшний день в проекте магистратуры участвуют около 120 преподавателей.

Поскольку общесистемный теоретический блок у пяти специализаций общий, а практические дисциплины различны, преподаватели распределены соответствующим образом: 39% - представители вузов (в т. ч. кандидаты (28%) и доктора наук (11%)), 61% - ведущие специалисты отрасли, к которым относятся сотрудники функциональных подразделений и бизнес-тренеры корпоративных учебных центров.

ИНСТРУМЕНТЫ МОТИВАЦИИ

С целью выявить основные мотивы преподавателей к работе в Магистратуре IBS, академия в течение первого учебного цикла 2007-2008 гг. провела анкетирование. На основе его результатов (мотивы представлены в таблице 2 в порядке уменьшения значимости) были определены конкретные инструменты мотивации:
• тщательный отбор студентов (помимо сдачи вузовских экзаменов, все кандидаты проходят многоступенчатую процедуру ассесмент-цент-ра Академии IBS, включающую собеседования с руководителями подразделений-работодателей);
• выпуск серии учебно-методических материалов «Библиотека Академии IBS» (представлена на сайте);
• проведение научно-технических конференций, обучение преподавателей;
• ежегодное награждение лучших преподавателей по результатам обратной связи со студентами;
• выплата преподавателям зарплаты по ставкам выше средних по Москве и привлечение их к разработке учебно-методических комплексов и бизнес-кейсов, которая оплачивается дополнительно;
• проведение консультаций по вопросам получения ученых степеней и званий.

Таблица 1

Пожелания внутреннего заказчика к выбору преподавателя (пример)

Корпоративная магистратура: в поисках преподавателей

Таблица 2

Мотивация для преподавателей

Корпоративная магистратура: в поисках преподавателей

Приглашая преподавателей к участию в проекте Магистратуры IBS, сотрудники Академии IBS сообщают им обо всех перечисленных выгодах сотрудничества. Оно может иметь две формы: работа в штате корпоративного факультета с фиксированным окладом либо по договору с почасовой оплатой.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Эффективность работы преподавателей определяется по результатам обратной связи со всеми участниками процесса обучения (метод «360 градусов»). К таковым относятся:
• студенты;
• наблюдатели от подразделений-заказчиков;
• представители руководства и Академии IBS;
• сотрудники корпоративных факультетов;
• коллеги-преподаватели.

Все они оценивают преподавание с помощью анкет по разработанным Академией IBS критериям и дают рекомендации по его усовершенствованию. Данные собираются в течение всего периода обучения, а итоги обратной связи подводятся раз в семестр или по требованию начальства. Такая информация позволяет руководству Академии IBS и корпоративных факультетов оперативно принимать решения, касающиеся содержания, организации и методик обучения.

Отметим, что для повышения качества преподавания важно не только устанавливать четкие требования к педагогам и учебному процессу и закреплять их в регламентах, но и обеспечивать живое общение представителей бизнес- и академического сообществ. Результатом этого является уникальный тандем профессионалов-единомышленников, готовящих компетентных и востребованных специалистов на стратегическую перспективу. Именно такой результат получен за четыре года деятельности Академии IBS.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль