Работодатель отказался вступать в коллективные переговоры. Ответит по закону?

4482
К работодателю обратился профсоюз с предложением начать коллективные переговоры, в результате которых предстояло заключить коллективный договор. Однако руководитель организации инициативу профсоюза проигнорировал. Нарушение?Безусловно!Должен ответить?Несомненно, но... только на первый взгляд. Давайте не будем торопиться с оценкой. Может быть, руководитель в данной ситуации прав?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

Председатель первичной профсоюзной организации (ППО) профсоюза работников водного транспорта ФГУ «Х» 5 февраля 2010 г. направил в письменной форме предложение работодателю о начале коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Работодатель в лице руководителя ФГУ получил указанное предложение, но в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения не вступил. Инициатору переговоров также не был направлен ответ с указанием представителей со стороны работодателя для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Считая, что работодатель уклонился от переговоров, ППО обратилась с жалобой в прокуратуру. По этой жалобе прокуратура провела проверку и вынесла работодателю представление об устранении нарушений, одновременно возбудив дело об административном правонарушении в отношении руководителя ФГУ, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ДЕЛО РАССМАТРИВАЕТ ГИТ

Постановлением главного государственного инспектора труда от 19.03.2010 производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя ФГУ по ст. 5.28 КоАП РФ было прекращено за отсутствием события и состава правонарушения. Государственный инспектор труда не усмотрел нарушения: в материалах проверки прокуратуры отсутствовали доказательства, подтверждающие полномочность стороны работников при направлении предложения работодателю. При таких обстоятельствах государственный инспектор труда признал, что в действиях руководителя ФГУ отсутствует и состав правонарушения: вина должностного лица в такой ситуации не усматривается.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В СУДЕ

Не согласившись с выданным прокуратурой представлением, ФГУ оспорило его в суде. Районный суд признал требование прокуратуры правомерным.

Одновременно прокуратура опротестовала постановление государственного инспектора труда о прекращении производства в судебном порядке. Суд также принял позицию прокуратуры, отменив постановление ГИТ.

В судебном заседании представители ГИТ и ФГУ просили протест прокурора оставить без удовлетворения.

ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ СУДА

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, суд посчитал, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене. Должностным лицом при принятии оспариваемого постановления были сделаны выводы, противоречащие действующему законодательству.

Цитируем документ

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 5.28 КоАП РФ

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных

переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 36 ТК РФ

Объектом правонарушения по ст. 5.28 КоАП РФ являются социально-партнерские отношения, складывающиеся между работниками (их представителями) и работодателем (его представителем). Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения.

Одной из форм социального партнерства являются коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений, как следует из ст. 27 ТК РФ. При этом согласно ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в переговорах по подготовке, заключению или изменению колдоговора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в них в течение семи календарных дней со дня получения предложения, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению переговоров и их полномочий.

В рассматриваемой ситуации ФГУ как работодатель, получив указанное предложение 5 февраля 2010 г., не направил инициатору в течение семи календарных дней ответ с указанием представителей работодателя для участия в коллективных переговорах. Данные действия являются незаконными и нарушают права работников, предусмотренные ст. 21 ТК РФ. Работодатель не вступил в переговоры в течение семи календарных дней и тем самым уклонился от участия в коллективных переговорах.

Довод представителей ГИТ и руководителя ФГУ о том, что первичная профорганизация не объединяет в себе более половины работников ФГУ и поэтому не имела права обращаться с предложением о коллективных переговорах, является несостоятельным и судом не был принят. ППО, не объединяющая более половины работников организации, обладает правом направлять работодателю предложение о начале коллективных переговоров без каких-либо ограничений. При получении такого предложения у работодателя возникает безусловная обязанность вступить в переговоры.

Оценив представленные материалы в их совокупности, суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене.

ПОЗИЦИЯ ОБЛАСТНОГО СУДА

Не согласившись с решением районного суда и позицией прокуратуры, руководитель ФГУ в кассационном порядке просил отменить решение. Областной суд, удовлетворяя жалобу руководителя ФГУ, справедливо признал, что в действиях работодателя отсутствовала вина.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

И. А. Иванова,
канд. юрид. наук, зам. руководителя ГИТ - зам. главного государственного инспектора труда в Мурманской области (по правовым вопросам), профессор кафедры коммерческого менеджмента и права Мурманского филиала ФТОУ ВПО ТМА им. адмирала С. О. Макарова

Мы имеем дело с тем редким случаем, когда позиции работодателя и ГИТ совпадали. И это отрадно заметить, так как позиция была правильной: ППО, направившая работодателю предложение о вступлении в коллективные переговоры, не подтвердила свою легитимность, т. е. не доказала свои полномочия по представлению интересов всех работников учреждения.

Руководитель ФГУ, зная, что данная профсоюзная организация не объединяет более половины работников и что собраний, конференций по наделению полномочиями этой ППО не проводилось, посчитал возможным не отвечать на письменное предложение.

Принципы социального партнерства перечислены в ст. 24 ТК РФ. К ним, в частности, относится полномочность представителей сторон.

В соответствии со ст. 27 ТК РФ коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению колдоговоров, соглашений являются одной из форм реализации социально-партнерских отношений. При этом сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ). Интересы работников при коллективных переговорах, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

Особый порядок реализации такой формы социального партнерства, как ведение коллективных переговоров, определен ст. 37 ТК РФ. В частности, говоря о легитимности стороны социального партнерства, часть 3 указанной нормы предусматривает, что правом направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа обладает первичная профорганизация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, по решению своего выборного органа.

По смыслу закона, не любая профсоюзная организация или иной представительный орган обладают статусом стороны социального партнерства при ведении переговоров, а только та, которая объединяет более половины работников или наделена соответствующими полномочиями в порядке ч. 4 ст. 37 ТК РФ.

Таким образом, обращение представительного органа, не объединяющего более половины работников и не наделенного соответствующими полномочиями, к работодателю с просьбой вступить в коллективные переговоры по заключению колдоговора не следует расценивать как инициативу, регламентированную нормой ст. 36 ТК РФ.

Профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников организации, вправе представлять интересы работников в социальном партнерстве, как это и предусмотрено нормой ст. 30 ТК РФ: первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, установленных Кодексом (ч. 4 ст. 37), - интересы всех работников данного работодателя, независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении колдоговора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Согласно ст. 31 ТК РФ в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган).

В связи с тем, что ППО на момент направления письменного предложения не объединяла более половины работников и не была уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников, сторона работодателя правомерно не вступила в переговоры.

Во избежание затягивания переговорного процесса, представителям работников целесообразно одновременно с направлением работодателю письменного предложения о вступлении в коллективные переговоры представлять доказательства своей легитимности. Хотя перечень таких доказательств законом не определен, анализ сложившейся практики свидетельствует, что доказательством легитимности стороны может быть:
• протокол общего собрания (конференции) работников;
• личные заявления работников, не являющихся членами профсоюза;
• список членов профсоюзной организации, а также документы, свидетельствующие об уплате членских взносов, и др.

Кстати сказать

За рубежом отклонение работниками проекта колдоговора рассматривается как выражение недоверия представительному органу работников, который от их имени вел коллективные переговоры, после чего работники могут выбрать другой орган, который будет вести переговоры от их имени. Поэтому представляется целесообразным закрепить в ст. 37 ТК РФ норму, обязывающую профсоюз получить полномочие на представительство от общего собрания (конференции) работников организации, а в случае отказа профсоюзу

в таком полномочии - лишить его права на участие в коллективных переговорах.

Данный принцип следует распространить и на стороны коллективного договора. На практике довольно часто в коллективном договоре в качестве его сторон фигурируют субъекты, не предусмотренные законодательством, в результате чего обязательства принимаются не уполномоченными на то субъектами, и, как следствие, возникает вопрос о действительности самого коллективного договора.

Принцип полномочности представителей сторон коллективных переговоров, закрепленный в ст. 24 ТК РФ, в современных условиях приобретает большое практическое значение, поскольку нельзя признать юридически значимым договорной акт, заключенный представителем, не обладающим соответствующими полномочиями. Содержание данного принципа таково: представители субъектов социального партнерства должны обладать полномочиями принимать обязательства, имеющие юридическую силу как для них самих, так и для представляемых лиц.

Все представители сторон должны иметь документы, подтверждающие, что они уполномочены соответствующей стороной вести коллективные переговоры и подписывать соглашения.

Полномочность представителей стороны может устанавливаться законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и другим, они должны быть надлежащим образом оформлены.

Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК РФ), однако в соответствии со ст. 20 ТК РФ такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры и заключать коллективный договор с представителями работников от имени работодателя.

Такое же правило действует и в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, предъявив устав профсоюза, положение о первичной профорганизации, протокол общего собрания работников (конференции) об избрании органа первичной профорганизации (профсоюза) в качестве представителей работников при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль