Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

9801
 Исаева Диана
помощник генерального директора, менед- жер по обучению, бизнес-тренер, ОАО «ЭЛМАТ», «Группа ЭЛИКОР», г. Калуга
Делегирование передача другому лицу задач и полномочий, права принимать решения, а также ответственности за их выполнение. О том, как внедрить в компании эффективную систему делегирования, рассмотрим на примере промышленного предприятия.

Нет ничего более легкого, чем быть занятым,
и нет ничего более трудного, чем быть результативным.

Ален Маккензи

Главная практическая ценность делегирования состоит в том, что руководитель освобождает время от несложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении более серьезных управленческих задач. Одновременно этот метод представляет собой форму повышения квалификации сотрудников, способствует усилению их мотивации, проявлению инициативы и самостоятельности.

Квадрат Эйзенхауэра

Не все дела подлежат делегированию (см. табл. 1). Эффективно спланировать время и определить те задачи, которые можно с успехом передать другим лицам, позволяет квадрат Эйзенхауэра (см. рисунок). Для этого нужно распределить все рабочие дела на ближайшую неделю по четырем ячейкам квадрата. Кроме того, следует ответить на ряд специальных вопросов (см. Приложение).

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Это важно!

Прежде чем делегировать полномочия, стоит задуматься над тем, как, кому и по какому принципу их лучше передать, насколько эффективно будет выполнить их самому руководителю, доверяет ли он своим подчиненным, чему больше времени уделяет – стратегии или тактике.

Известно, что выполнение задания начинается с его постановки.

Как можно ставить цель и делегировать полномочия - рассмотрим на примере исследования управленческой деятельности руководителей первичного звена управления, которое проводилось на промышленном предприятии Калуги (автомобильная промышленность).

На одном из корпоративных семинаров-тренингов, проводимых в компании, группе начальников предлагалось выполнить два упражнения: «Геометрические фигуры» и «Подарок» (их автор -Романенко В. А., канд. психологических наук, доцент, организационный консультант, бизнес-тренер, г. Калуга). Методики направлены на выявление стилевых особенностей передачи подчиненному информации о поставленной цели и способах ее достижения, позволяют моделировать особенности управленческого взаимодействия.

Результатом применения данной методики стало выявление стиля целеполагания. Стиль целеполагания отражает способ передачи подчиненному информации об образе цели и способах ее достижения. Существуют 2 стиля целеполагания – аналитический

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Аналитический стиль

Принцип - от частного к общему.

Общая характеристика задания отсутствует, но предоставляется необходимая информация о способах его пошагового выполнения (величина углов, размеры изображаемых фигур). Подчиненный инструктируется детально, вплоть до мелочей, однако не указывается общая цель. Таким образом, сотрудника максимально информируют о том, как действовать, но не объясняют, зачем. Это говорит о том, что человеку не дают права выбора способа решения задачи и права на риск.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Вы – руководитель. Вам необходимо по телефону передать своему подчиненному задание. Его графическое изображение – перед вами. Опишите словами это задание так, чтобы сотрудник смог как можно точнее его понять.

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Пример ответа

Провести линию длиной 15 см. На одном конце - прямоугольный треугольник, где прямой угол - в 3-х см от начала линии. На другом конце -равносторонний треугольник. От прямого угла 1-го треугольника в правую сторону - овал.

Синтетический стиль

Принцип - от общего к частному.

Руководитель дает общую характеристику задания (например, указывает, что оно состоит из двух групп геометрических фигур, расположенных на плоскости листа, объясняет, какие именно это фигуры).

Упражнение «Подарок» помогает выявить уровень делегирования полномочий подчиненным.

Упражнение «Подарок»

Вы неожиданно узнаете, что завтра вам нужно ехать в срочную командировку. Сегодня четверг. На работу вы выйдете в понедельник. В пятницу у одной из ваших подчиненных юбилей. Деньги на подарок лежат у вас в сейфе. Купить подарок сами вы не успеваете. Хотя у вас есть некоторые идеи на этот счет. Например, вы думаете, что можно было бы купить посудомоечную машину. В прошлое воскресенье вы заходили в магазин «Дом и уют» и видели, что денег на такой подарок у вас хватает. Вы приглашаете к себе в кабинет подчиненного и поручаете ему купить подарок. Напишите в виде прямой речи все, что вы ему скажете.

Пример ответа

Возьмите лист бумаги А4, разделите пополам. Верхнюю половину разделите еще пополам. В центре 3-го и 4-го квадратов нарисуйте овалы размером 1 см на 2 см. К левому овалу справа по центру пририсуйте угол 45 градусов с равными лучами по 3 см. К нижнему лучу этого угла с внутренней стороны по центру - треугольник: левое ребро 1,5 см под углом 40 градусов, правое ребро - 1 см. Основание лежит на луче. От нижнего луча опустите влево луч 3 см под углом 45 градусов. Слева от центра правого овала нарисуйте прямоугольный треугольник с катетами: 1 см - верхний и 2 см - нижний. Верхний катет продлите вниз на 2,5 см. От конца этого отрезка вправо внизу нарисуйте равнобедренный треугольник.

Высокий уровень делегирования

Руководитель мотивирует подчиненного, сообщает о цели задания, дает ему возможность самостоятельно принять решение о том, какой подарок купить, где именно, и как его доставить. Характерно невмешательство в деятельность подчиненного во время выполнения задания, передача ответственности сотруднику, право принять альтернативное решение. Он может проявить инициативу и творчество.

Пример

Друг мой, обстоятельства не позволяют мне сделать приятное дело: купить подарок нашему коллеге на юбилей. Зная, что ты любишь готовить подарки, зная твою готовность помочь, я прошу тебя зайти в магазин и купить подарок на собранную сумму. празднование состоится в понедельник. Если по каким-либо причинам приобрести то, что мы решили, не удастся, обязательно купи что-то аналогичное. я знаю твой вкус и целиком тебе доверяю.

Средний уровень делегирования

Сообщается конкретный вариант решения задачи (что именно купить), но предоставляется право выбора способа решения (где купить и как доставить). Данный уровень характеризуется недостаточно полным информированием подчиненного о задании.

Пример

Валентина Сергеевна! я уезжаю в командировку и хочу попросить вас на собранную сумму приобрести подарок юбиляру. Мое предложение - купить бытовую технику и цветы.

Низкий уровень делегирования

Цель поставлена очень точно, до мелочей. Руководитель постоянно контролирует подчиненного, вмешивается по любому поводу, сотрудник выступает только в роли исполнителя, а не самостоятельного специалиста. О каждом своем решении или возникшей сложности он обязан сообщить начальнику. Характерна тенденция алгоритмизации задания. Руководитель объясняет не цель, а способ ее достижения. Подчиненный может не понимать ее значимости. Низкий уровень делегирования полномочий приводит к загруженности управленца и уменьшению эффективности его деятельности.

Пример

«Не забудь!

1. Адрес: Театральная пл., 8.

2. Магазин «Дом и уют».

3. Левый вход.

4. Открывать от себя.

5. продавец - Володя.

6. Скажи, что ты от меня - он все сделает.

7. В понедельник не забудь прийти на работу.

8. покупку принеси с собой.

9. по прибытии - доложить!

Принципы эффективного делегирования

Как бы эффективна ни была описанная техника делегирования, применять ее стоит выборочно, а также использовать коллективные формы организации труда, усиливающие горизонтальную кооперацию и интеграцию. Кроме того, нужно учитывать уровень готовности подчиненных к делегируемым обязанностям, а также стиль руководства самого начальника (см. табл. 2).

Таким образом, руководителю необходимо растить своих подчиненных до уровня, позволяющего делегировать полномочия.

Для эффективного делегирования необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Долой «пробки» в коммуникациях! Путь к эффективному делегированию - понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий. Это напрямую зависит от уровня общительности руководителя и наличия в компании информационной системы, помогающей доносить сведения без искажений.

2. Соотношение полномочий и ответственности: делегировать нужно полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые работник принимает на себя ответственность, т.е. попадающие в сферу переданных ему прав.

3. Только вперед! Исключение возможности отказа от полномочий, их возвращения руководству или дальнейшей передачи их другим сотрудникам.

4. Определение случаев вмешательства начальника - когда и при каких условиях.

5. Исключение вмешательства руководителя при правильном способе действий подчиненного. Задача управленца - контроль результата.

6. Подготовка начальника к вмешательству в случаях ошибок, а также в чрезвычайных обстоятельствах.

7. Взятие на себя руководителем общей ответственности.

8. Делегировать следует только тем, кто действительно к этому готов, - только так можно достичь максимального результата.

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Приложение

Вопросы для руководителя, планирующего делегировать полномочия подчиненным

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Мнение эксперта

Натэлла Бармакова,
преподаватель курса «Управление персоналом» ММВШБ «МИРБИС», независимый эксперт в области управления персоналом, г. Москва

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий

Практика эффективного целеполагания и делегирования полномочий



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль