Направляете на работу за границу? Учитывайте особенности

17605
Дипломаты, послы, консулы – работники, вне всяких сомнений, необычные. С одной стороны, все они – гражданские служащие. А с другой – очевидно, что, когда гражданин направляется за границу, его труд регулируется каким‑то особым образом. Мы расскажем, как заключаются договоры с такими лицами, как учитывается их рабочее время и время отдыха, какие гарантии и компенсации им положены. Но работать за пределы нашей страны сегодня едут многие, и не только послы, поэтому мы не обошли вниманием и тему направления за рубеж работников коммерческих организаций.

Для осуществления внешних сношений государства направляют в другие страны своих представителей, создают постоянные представительства или миссии, посылают делегации и т. п. В настоящее время межгосударственное сотрудничество носит постоянный и интенсивный характер.

Кстати сказать

В соответствии с Положением о посольстве Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28.10.1996 № 1497, посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в иностранном государстве, являющимся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет Россию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Назначение в штат Посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИД России. При назначении на старшие дипломатические должности Посольства (советник и выше) учитывается мнение Посла. В состав Посольства могут включаться в установленном действующим законодательством порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их направления, назначения,

деятельности и отзыва определяются в установленном порядке МИД России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

Положение о консульском учреждении Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 05.11.1998 № 1330, устанавливает: консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени РФ. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора России с соответствующим иностранным государством и входит в систему МИД России. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства РФ. Утверждение штатного расписания консульского учреждения, назначение в штат, а также перемещение и замена сотрудников осуществляются в порядке, установленном МИД России. Консульским должностным лицом может быть только гражданин РФ.

Осуществление трудовой функции за пределами своего государства обладает существенной спецификой по сравнению с обычной трудовой деятельностью. Именно это обусловило закрепление в трудовом законодательстве правовых норм, устанавливающих особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей.

РАБОТА В ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Направление лиц на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ.

Направление представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений на работу в дипломатические представительства РФ в иностранных государствах (при международных организациях) и открытие за рубежом представительств упомянутых органов и учреждений допускаются, если это обусловлено:
• государственными интересами;
• функциями, связанными с деятельностью за рубежом и определяющими необходимость включения в состав дипломатических представительств РФ специалистов по отдельным вопросам или осуществления их непосредственно через представительства соответствующих органов и учреждений;
• высоким уровнем двустороннего (многостороннего) сотрудничества в данной области.

Среди таких федеральных органов исполнительной власти наиболее важное место занимает МИД России, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений России. МИД России ведет свою деятельность непосредственно, через загранучреждения, в число которых включаются дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также через территориальные органы - представительства МИД России на территории РФ.

Учреждениями, непосредственно представляющими интересы нашей страны в других государствах и обеспечивающими защиту интересов находящихся на их территории иностранных граждан, являются посольства и консульства РФ.

НА № 5-8, 10‘2006Весь персонал посольств и консульств можно разделить на две основные категории: дипломатический состав и вспомогательный (технический) состав. Дипломатический состав посольства и миссии - это посол, поверенный в делах РФ, советник-посланник и другие дипломатические работники. Все дипломатические работники являются исходя из Реестра должностей Федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, гражданскими служащими.

НА № 10-12‘2004Соответственно на них распространяются только те положения трудового законодательства, в т. ч. и главы 53 ТК РФ, которые не урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе).

Так, к государственным гражданским служащим дипломатических представительств РФ должны применяться нормы ст. 339 и 340 ТК РФ, устанавливающие дополнительные гарантии, компенсации и отпуска работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей.

В то же время положения ст. 338 ТК РФ в настоящее время к ним применяться не должны, поскольку с гражданскими служащими заключается не трудовой договор, а служебный контракт.

Помимо гражданских служащих, в посольствах и консульствах РФ работает значительное число персонала, обеспечивающего деятельность дипломатических работников, например врачи, техники, секретари, коменданты, водители, курьеры, охранники и др.

Такие лица имеют статус обычных работников, соответственно особенности регулирования труда, установленные гл. 53 ТК РФ, распространяются на них в полной мере.

Помимо дипломатических представительств и консульских учреждений, различные органы власти и государственные учреждения могут создавать за пределами России и иные представительства.

Таким представительством, например, является Торговое представительство РФ в иностранном государстве - государственный орган, обеспечивающий внешнеэкономические интересы РФ в государстве пребывания. Общее руководство деятельностью Торгового представительства осуществляет Минэкономразвития России. Оно же утверждает структуру и штатное расписание представительства, а также осуществляет его кадровое обеспечение.

Правом создавать представительства за рубежом наделены также МВД России, ФМС России и другие федеральные органы исполнительной власти.

Среди работников этих представительств также выделяются государственные служащие, на которых трудовое законодательство распространяется ограниченно, и обычные работники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ

Обратите внимание!С работниками, направляемыми на работу в представительство РФ за границей, заключается срочный трудовой договор. Его максимальный срок - три года

Первая особенность регулирования труда работников, направляемых на работу в представительство РФ за границей, связана с заключением с ними трудовых договоров.

Работа в представительствах РФ за рубежом в любом случае рассматривается законодателем как временная, поэтому с таким работником ст. 338 ТК РФ требует заключать срочный трудовой договор, причем максимальный срок этого договора снижен по сравнению с общим, установленным ТК РФ, - с пяти до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

В нашей организации (государственное учреждение) есть несколько работников, которых вышестоящая организация планирует направить на работу в представительство РФ за границей. При этом прекращать договор с ними мы не планируем. Но смущает, что в таком случае у работника будет два действующих трудовых договора. Разве это возможно?

Нередко на работу в представительство РФ принимаются работники, уже занимающие должности в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ.

Поскольку с такими работниками трудовой договор уже заключен и, как правило, носит бессрочный характер, срочный трудовой договор не заключается. Вместо этого в заключенный с ними ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии - с согласия работника -другая работа (должность). Эти специальные правила предусмотрены ч. 2 ст. 338 ТК РФ.

Другая особенность регулирования труда работников, направляемых на работу в представительства РФ за границей, касается условий их труда и отдыха.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

Статья 339 ТК РФ закрепляет, что рабочее время и время отдыха определяются исключительно локальными нормативными актами соответствующего представительства и трудовыми договорами, которые, однако, не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным ТК РФ.

Обратите внимание!Локальные нормативные акты представительства РФ за границей не должны ухудшать условий труда и отдыха работника по сравнению с установленными ТК РФ

Помимо этого, сотрудникам, работающим в представительствах РФ за границей, в странах с особыми (в т. ч. климатическими) условиями, должны предоставляться ежегодные дополнительные отпуска. Минимальная продолжительность ежегодных дополнительных отпусков и условия их предоставления работающим в представительствах РФ за границей, в странах с особыми (в т. ч. климатическими) условиями, а также перечень этих стран устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Пока Правительство РФ этого не сделало, гражданам, работающим в представительствах РФ за границей, в странах с тяжелыми климатическими условиями, отпуска предоставляются в соответствии с Приложением № 4 к Правилам об условиях труда советских работников за границей, утв. постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.1974 № 365.

Кроме того, служащим, работающим в представительствах РФ за границей на условиях ненормированного рабочего дня, предоставляются дополнительные отпуска. Федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата МИД России, территориальных органов МИД России, загранучреждений за ненормированный рабочий день предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых указана в таблице.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день

Направляете на работу за границу? Учитывайте особенности

Привлечение работников центрального аппарата МИД России, территориальных органов МИД России, загранучреждений, не являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, к выполнению трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени компенсируется добавлением к их ежегодному основному оплачиваемому отпуску в количестве 28 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в размере 8 дней.

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Статья 340 ТК РФ определяет, что работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей, полагаются дополнительные гарантии и компенсации. Они должны предоставляться как обычным работникам таких представительств, так и федеральным гражданским служащим. Порядок и условия установления дополнительных гарантий и выплаты компенсаций в связи с переездом к месту работы, а также условия материально-бытового обеспечения и оплаты труда работников, направляемых на работу в представительства РФ за границей, устанавливаются Правительством РФ с учетом климатических и иных особых условий в стране пребывания. В настоящее время эти вопросы урегулированы постановлением Правительства РФ от 20.12.2002 № 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей».

Кстати сказать

Направляете на работу за границу? Учитывайте особенности

И.А. Костян,
доктор. юрид. наук, доцент кафедры трудового права МГУ им. М. В. Ломоносова

Формы международного труда

Наряду с формами осуществления трудовой деятельности за границей, изложенными в статье, существует еще несколько форм выполнения трудовой функции гражданами РФ за рубежом. Кроме того, в последнее время стали хорошо известны формы применения труда с иностранным участием, когда работник или работодатель являются иностранными субъектами. Такая форма осуществления трудовой деятельности получила название международного труда. И. Я. Киселев в книге «Труд с иностранным участием (правовые аспекты)»* довольно подробно остановился на этих вопросах. В частности, он разграничил международный труд по таким основаниям, как субъектный состав (наличие в отношениях иностранного субъекта) и объект (т. е. осуществление труда за рубежом).

Действительно, трудовые отношения, которые складываются с участием иностранных субъектов (работодателя или работника), выходят за рамки применения хорошо известного нам труда, который осуществляется на условиях трудового договора, заключаемого между российскими участниками. Определенные особенности имеются и при использовании труда на территории других государств.

Выделяют пять форм международного труда:
• работа российских граждан за рубежом на основании трудового договора, заключенного с российскими работодателями;
• работа российских граждан за рубежом в международных организациях;
• работа российских граждан за рубежом (внешняя трудовая миграция);
• работа российских граждан в России на основании трудового договора, заключенного с иностранным работодателем или с международной организацией;
• работа иностранных граждан в России на российских работодателей (юридических и физических лиц).

К пятой форме труда с иностранным участием приравнивается также труд лиц без гражданства, работающих в России на основании трудового договора, заключенного с российским работодателем.

В последнее время указанные выше формы применения международного труда вызывают большой интерес.

Осуществление трудовой деятельности за рубежом российскими гражданами, состоящими в трудовых отношениях с российскими организациями (физическими лицами - гражданами России), осуществляется в двух формах:
• направление работника на работу за границу;
• командирование работника за границу.

При этом, казалось бы, на первый взгляд простейший вопрос, связанный с необходимостью разграничить два понятия - «направление работника на работу за границу» и «зарубежная служебная командировка», вызывает довольно серьезные затруднения, если учесть целый ряд общих черт, присущих двум неодинаковым по своей сути процедурам. Усугубляет положение использование работодателем на практике такого термина, как «откомандирование из-за границы на Родину», который употребляется по традиции и находит отражение в приказах (распоряжениях), иных документах работодателя.

Необходимость направления сотрудника на работу за границу может быть обусловлена обучением, например, в форме стажировки в зарубежных компаниях. Потребность в осуществлении трудовой деятельности в филиале или представительстве, филиале российского юридического лица (работодателя), расположенного за пределами РФ, также может быть связана с необходимостью направления специалиста на работу за границу. Выбор формы осуществления трудовой деятельности за рубежом (в форме направления на работу за границу или в форме служебной зарубежной командировки) определяет работодатель, призванный организовывать процесс труда и руководить им. Однако для этого необходимо иметь представление о критериях различия данных форм выполнения трудовой функции.

Нужно иметь в виду: труд работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, регламентирован ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы, предусматривающие особенности регулирования труда указанных работников. Между тем аналогичный труд лиц, работающих в коммерческих структурах и направляемых на работу за границу, подлежит урегулированию работодателем на локальном уровне (путем формирования отдельных положений, иных актов, действующих в организации) в строгом соответствии с международными стандартами, международными договорами (соглашениями). На уровне государственного регулирования трудовых отношений, возникающих по поводу применения международного труда негосударственными учреждениями (организациями), определен очень небольшой круг вопросов.

Осуществление трудовой функции работником, состоящим в трудовых отношениях с иностранной организацией (работодателем),

расположенной на территории России, строится на основе российского законодательства.

Данное утверждение вытекает из положения ТК РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные международным договором РФ.

При этом возникает серьезный вопрос: законодательство какой страны применяется к работникам, состоящим в трудовых отношениях с иностранной организацией (организацией, созданной с участием иностранных граждан), в случае их направления за границу для работы в филиале или представительстве такой компании?

Следует заметить, что применение труда российских граждан на условиях трудовых договоров, заключаемых с иностранными работодателями, и (или) осуществления трудовой деятельности на территории другого государства сопряжено с применением специальных правовых норм. Подобные нормы содержатся в таких важных источниках права, как международные договоры (соглашения), заключаемые с участием России, Конвенции, Рекомендации Международной организации труда, ратифицированные Россией. И, прежде всего, их необходимо найти (что не всегда доступно), затем проанализировать, обобщить и найти единственно правильное решение, что зачастую работодатель (а тем более работник) не может сделать без посторонней помощи. Этим обусловлено наличие большого числа вопросов и ошибок, допускаемых как работодателями, так и работниками в практике применения трудового законодательства к субъектам международного труда.

Такое положение объясняется наличием значительного числа нерешенных российским законодательством так называемых коллизионных проблем, когда на практике неясным остается вопрос, нормы какого государства следует применять к отношениям, складывающимся по поводу использования международного труда в случае, когда возникает конфликт законов различных стран. Это, в свою очередь, сопряжено с изменениями, происходящими в мире, во внутренней и внешней политике страны.

Появление новых (расширение прежних) областей применения трудового законодательства, безусловно, требует усиления правовой регламентации указанных отношений, устранения пробелов в данной области. Такая работа проводится, и достаточно активно. Вместе с тем говорить, что в этой сфере деятельности все замечательно, пока все же не приходится.

Обратите внимание!Гарантии и компенсации работникам представительств зависят от климатических и иных особых условий страны пребывания

Что касается особенностей оплаты труда работников, направляемых на работу в представительства РФ за границей, то п. 1 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» предусмотрена выплата указанной категории государственных гражданских служащих:
• денежного содержания в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте;
• месячных окладов в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы РФ (дипломатическими рангами), ежемесячных и иных дополнительных выплат (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренных ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, в рублях в размере 20%.

ПРЕКРАЩЕНИЕ РАБОТЫ в ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

Прекращение работы в представительстве РФ за границей производится в связи с истечением срока, установленного при направлении работника соответствующим федеральным органом исполнительной власти или государственным учреждением РФ или при заключении с ним срочного трудового договора.

Работа в представительстве РФ за границей может быть прекращена досрочно также в случаях: 1) возникновения чрезвычайной ситуации в стране пребывания; 2) объявления работника персоной нон грата либо получения уведомления от компетентных властей страны пребывания о его неприемлемости в стране пребывания; 3) уменьшения установленной квоты дипломатических или технических работников соответствующего представительства; 4) несоблюдения работником обычаев и законов страны пребывания, а также общепринятых норм поведения и морали; 5) невыполнения работником принятых на себя при заключении трудового договора обязательств по обеспечению соблюдения членами своей семьи законов страны пребывания, общепринятых норм поведения и морали, а также правил проживания, действующих на территории соответствующего представительства; 6) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также режимных требований, с которыми работник был ознакомлен при заключении трудового договора; 7) временной нетрудоспособности продолжительностью свыше двух месяцев подряд или при наличии заболевания, препятствующего работе за границей, в соответствии со списком заболеваний, утв. уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такой список в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2003 № 208 «Об утверждении списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей».

Последствия досрочного прекращения работы в представительстве РФ за границей для работника различаются в зависимости от того, состоял ли он в штате направившего его на работу за границу федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения РФ до этого направления.

Если не состоял - он подлежит увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора). В противном случае работник лишь отзывается из страны пребывания и может продолжить работу на территории России. Трудовой договор с ним может быть расторгнут только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. В то же время указанный работник не может потребовать вновь назначить его на замещаемую ранее должность в представительстве РФ за границей.

М. А. Колотков являлся государственным служащим МИД России. Его назначили на должность атташе в Посольство России в Республике Уганда на период с 1998 г. по май 2001 г. Приказом от 17.07.2001 он был уволен из МИД России в связи с истечением срока трудового договора (в соответствии с действующим на тот момент законодательством с государственными служащими МИД России заключались не служебные контракты, а трудовые договоры). Колотков 30 июля 2001 г. подал иск в Пресненский районный суд г. Москвы о восстановлении его на работе.

МИД России 9 ноября 2001 г. издал приказ о восстановлении истца в должности в соответствии с судебным решением от 19.10.2001. Однако, поскольку трехлетний срок командирования заявителя в Уганду истек и не было возможности его продлить, в январе 2002 г. заявителю была предложена должность атташе в центральном аппарате МИД России в г. Москве. Колотков отказался от этого предложения и потребовал, чтобы ему предоставили возможность продолжить работу в должности атташе в Посольстве России в Уганде.

Позднее (3 ноября 2003 г.) служащий был уволен из МИД России ввиду неоднократных прогулов. 20 ноября 2003 г. он подал заявление в Пресненский районный суд г. Москвы, оспаривая это увольнение. Пресненский районный суд г. Москвы 15 июня 2004 г. подтвердил правомерность действий МИД России. Впоследствии отсутствие нарушений его прав подтвердил и Европейский суд по правам человека.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль