Технология разработки электронных учебных курсов собственными силами

6209
 Стулов Андрей
начальник учебного центра Управления делами, Банк «Возрождение» (ОАО), г. Москва
В век компьютерных технологий Интернет проник во все сферы деятельности человека. Особенно ярко это проявляется в области образования. Как показывает статистика банка «Возрождение», количество сотрудников, прошедших обучение в 2009–2010 гг. посредством электронных дистанционных систем в компании, превышает в 12 раз число участников очных занятий за тот же период. При этом качество обучения находится на таком же уровне, что подтверждается результатами проверок знаний.

Во время обучения с помощью дистанционных электронных курсов (ДЭК) работник:

  • занимается дома, на своем рабочем месте, в специально оборудованном помещении;
  • получает учебный материал в виде компьютерных файлов, схем, текста, иллюстраций, анимации и т.д.;
  • обучается самостоятельно, без преподавателя.

Чтобы обеспечить требуемый уровень качества электронного обучения, необходимо стандартизировать процесс создания курсов (от постановки задач до принятия курса в эксплуатацию), определить перечень требований - к разработчикам, содержанию и сценарию. О качестве электронного курса будут говорить высокие баллы, получаемые сотрудниками во время оценочных мероприятий.

Справка о компании

Банк «Возрождение» ведет свою историю с апреля 1991 г. Сегодня филиальная сеть банка насчитывает 169 офисов и более 600 банкоматов в 20 регионах страны. Численность персонала - более 6000 человек.

Структура и содержание курса

Каждый электронный курс состоит из глав, разбитых на темы и подтемы.

Пример

Перечень глав, которые должны быть в учебном курсе практически по любому банковскому продукту:

1. общие сведения о банковском продукте.

2. маркетинговая информация о продукте и ее применение.

3. изменения в практике работы с банковскими продуктами.

4. нормативная база банковских продуктов.

5. Технология ведения сделки.

6. процедуры оценки рисков.

7. основы делопроизводства и документооборота.

8. Техника продаж банковскогопродукта.

Чтобы материал курса был усвоен максимально полно, его нужно подать соответствующим образом. Для проверки действенности курса целесообразно пользоваться моделью «Пять критериев учебного материала». Рассмотрим их.

1. Понятно

Уже на первых слайдах должна быть емко представлена вся информация о программе. А именно: что это за курс, основная его цель, как он построен - какие темы, подтемы, разделы, главы, сколько времени потребуется, чтобы его пройти. Нужно указать, какие знания получит обучающийся, с какими сложностями столкнется, какие задачи будет решать. Этот раздел формирует определенные ожидания от процесса обучения, и они должны быть адекватными и вызывать интерес к нему. Одно из главных требований - использование в материале минимума специальных терминов. А если их не избежать, то следует их расшифровать и описать на доступном языке. В целом, материал должен быть понятен каждому сотруднику.

2. Интересно

Чтобы быть интересным, курс должен нести в себе определенный вызов. Сможет ли обучаемый решить ту или иную задачу, каким будет результат? Разнообразие в подаче материала и его интенсивность - важная характеристика содержания программы. Оно должно быть, по возможности, максимально привязано к практической деятельности сотрудника.

Пример

Учебный центр банка «возрождение» разработал курс по методике проведения переговоров с юридическими лицами. в него включено много примеров, взятых из практики. и после того как курс прошли специалисты корпоративного бизнеса (именно для этой категории персонала он предназначен), многие руководители из розничного блока попросили назначить данную программу и их сотрудникам (для которых подобный курс находится только в производстве), так как посчитали его крайне интересным.

3. Запоминаемо

Способность удерживать в памяти информацию зависит от разных факторов: особенностей психики человека, места и времени проведения обучения, метода подачи материала и многих других. Запоминаемым курс помогут сделать следующие методы:

  • прямое повторение одних и тех же сведений в разных модулях курса;
  • скрытое повторение (тот же материал, но другими словами, в другом формате);
  • опросы, тесты, ранжирование данных по степени значимости (лучше размещать их в начале каждой темы);
  • проверочные вопросы по окончании каждой темы;
  • практические упражнения.

Пример

В начале новой темы, раздела, еще до теоретического материала, участнику предлагается выполнить упражнение. неважно, правильно он его выполнит или нет, поскольку далее даются пояснения, комментарии (как технически это осуществить, зависит от того программного обеспечения,которым пользуется учебный центр). после этого следует теоретический материал, в котором подробно объясняются все нюансы новой темы. и опять практика с очередным, можно того же типа, упражнением. Этот подход - так называемый «цикл Колба» - в большинстве случаев применяется в очном обучении, но в банке «возрождение» он с успехом используется и в СДЭО.

С ростом количества курсов растет и число упражнений, для подготовки которых нужны интересные идеи. Почерпнуть их можно, например, из книг с детскими загадками, телевизионных передач. Так, для программы «Проведение переговоров» в банке использовали ряд идей из передачи «Поле чудес», для курса кассиров - из телевикторины «Своя игра».

4. Эмоционально

Эмоции - важная и неотъемлемая составляющая жизни человека. Они помогают запоминать информацию, лучше понимать ее, пробуждают интерес. Поэтому важно, чтобы подаваемый материал вызывал эмоции. Работа над курсом обязательно должна включать данный аспект.

Пример

Выдержки из анкет обратной связи участников обучения:

  • «Курс очень понравился. пожелание для организаторов -чаще проводить такие курсы обучения»;
  • «Курс было легко и приятно проходить. вызвал позитивные эмоции. просто и понятно объяснили, как создавать приказы всех видов...».

Следует отметить, что во время обученияможно использовать не только положительные, но и отрицательные эмоции. С ними сложнее работать, поэтому не все специалисты в области обучения умеют, могут и хотят заниматься этим вопросом.

В библиотеке учебного центра банка «Возрождение» есть несколько достаточно сложных курсов. В них используется много практических упражнений. Они сложны для выполнения, и их особенность заключается в том, что нельзя перейти к следующему заданию, не решив правильно предыдущее. У ряда участников это вызывает эмоцию гнева. Но если была проведена правильная работа с негативом, то курс вызовет положительную обратную

Пример

На форуме банка «возрождение» по завершении именно вышеозначенных сложных курсов появились следующие комментарии:

  • «Ура! Я тоже закончила курс! безмерно рада. Чувствую себя сильнее, терпеливее и просто лучше. Хотя не всегда было просто»;
  • «Курс интересный и захватывающий, много полезных советов, тем и вариантов для обдумывания. однако, на мой взгляд, периодически присутствует чрезмерная запутанность... В целом ставлю 4+».

Что необходимо сделать, если есть основания полагать, что курс вызовет отрицательные эмоции:

  • в начале курса, в его описании, целесообразно в отдельном слайде рассказать, какие эмоции может вызвать та или иная тема, упражнение;
  • разъяснить участникам обучения, для каких целей это сделано;
  • предоставить обратную связь: указать, на какие адреса можно посылать письма разработчикам и экспертам;
  • организовать форум для обсуждения этой темы;
  • по завершении курса поместить небольшую заметку с описанием особенностей обучения и опубликовать его результаты.

Такой подход называется «утилизацией негатива». Подробнее данные методы и техники описаны в книгах по практической психологии. Ознакомиться с ними полезно специалисту по организации дистанционного обучения, так как ему нужен навык написания ответов на подобные письма, модерации форума, умение лично или по телефону общаться с негативно настроенными людьми.

5. Оценочно

Сотрудники должны понимать, насколько успешно они проходят обучение. Необходимо предоставлять им адекватную обратную связь. Иногда в компаниях применяется только два типа оценки: «курс пройден» или «курс не пройден». Практика показывает, что целесообразно выработать более гибкую систему. Можно измерять уровень успеваемости в баллах или процентах, а лучше использовать две шкалы, например: 100% - 200 баллов. При этом следует установить минимальную оценку, свидетельствующую о том, что курс пройден (если она ниже, то прохождение курса не засчитывается), и, соответственно, максимальную. При таком подходе специалист по обучению сможет строить рейтинг успеваемости сотрудников.

Форматы представления учебного материала

В СДЭО весь материал подается в нескольких форматах:

1. Электронный текст с иллюстрациями (Word) - описания, пояснения и т.д.

2. Слайды (PowerPoint) - блоки текстов, диаграммы, схемы, иллюстрации, анимация, звуки и т.д. Курсы банка «Возрождение» создаются таким образом, чтобы участники могли перечисленными объектами управлять - смешивать, сравнивать, удалять, сортировать и т.д. Данный подход повышает интерактивность курса и его качество. В этом и есть одно из преимуществ данного формата.

3. Звуковые объекты и видеоролики. Важно оценить целесообразность их применения, так как не на всех рабочих местах имеется необходимое аппаратное обеспечение - звуковые колонки, широкий интернет-канал, специальные программы. В основе ПО для этих объектов лежит flash-технология - способ передачи материала посредством мультипликации, анимированной компьютерной графики. Это достаточно прогрессивная технология, у нее большие возможности, она позволяет не только интересно преподносить материал, но и активно взаимодействовать с участником обучения, получать от него обратную связь.

Особенности использования flash:

  • разработка учебного курса посредством данной технологии сложнее, чем в случаях с электронным текстом и слайдами;
  • квалификация специалистов, которые создают учебный курс на основе данной технологии, должна быть достаточно высокой;
  • необходимы сложные задачи, которые оправдывали бы применение flash;
  • при использовании данной технологии на рабочих местах сотрудников, проходящих обучение, нужно установить дополнительное ПО и аппаратное обеспечение;
  • для данной технологии требуются соответствующие программные продукты, необходимые для разработки курса, а значит, дополнительные расходы.

В практике УЦ банка «Возрождение» пока не было курсов, которые были бы созданы исключительно на основе flash-технологий, хотя в некоторые модули flash-блоки встраиваются. Преимущественно в курсах используется второй формат, более удобный в использовании как для разработчиков, так и для участников обучения.

Основные разделы учебного курса СДЭО

Материал в учебном курсе должен быть разбит на разделы, это помогает в усвоении информации. В практике УЦ банка «Возрождение» курсы, как правило, включают следующие разделы:

1. Введение.Описание целей и задач курса, содержания, структуры, тем и того, как с ними нужно работать, условий успешного прохождения обучения. В данном разделе целесообразно мотивировать участника к обучению: рассказать о том, что лично он получит, пройдя курс, как этот материал поможет ему в работе и т.д.

Это важно!

К этому разделу следует применять критерий «понятно» из вышеописанной модели.

2. Теоретическая часть.В ней помещается основной материал. Раздел следует формировать по возможности кратким, давая главные сведения - самую суть, перемежая ее иллюстрациями, схемами. Это нужно для того, чтобы не утомлять человека, не перегружать его информацией, иначе он будет часто отвлекаться, не читать, а пролистывать материал. Разрабатывая учебные курсы по банковским продуктам, специалисты «Возрождения» вносят в теоретическую часть выдержки из инструкций, правил, положений. Целиком использовать их нецелесообразно, потому что они достаточно объемны и сложны. И чтобы сотруднику было легче обучаться, эксперты банка (специалисты, в совершенстве владеющие предметной областью) стараются перевести их на «русский язык»: дают к ним комментарии и пояснения, а в самом курсе оставляют ссылки на оригиналы этих документов, чтобы в любое время можно было к ним обратиться.

Это важно!

К этому разделу применимы все пять критериев из вышеописанной модели.

Пример

Имитационная среда программного комплекса «Кадры» точно повторяет его работу (с соблюдением правил подготовки приказов о приеме на работу и других документов, формирования личного дела сотрудника и т.п.), с той лишь разницей, что курс на основе заложенных в него алгоритмов контролирует, как обучающийся произвел ту или иную операцию, дает пояснения.

3. Практическая часть.Это логическое продолжение теоретической части либо же ее составляющая. Ее можно размещать перед теорией (согласно «циклу Колба»), а также и после основного материала. Данная часть может состоять из:

  • кейсов - написанных, например, на основе присланных работниками сложных бизнес-ситуаций;
  • тренажеров - в большинство учебных курсов встраиваются тренажеры по работе с банковскими программными продуктами;
  • таблиц с расчетами процентных ставок по депозитам, кредитным продуктам и т.д. и алгоритмами их вычислений. Чтобы обучающийся успешно прошел курс, он должен выполнить расчеты нескольких видов. Только в случае получения точного результата система позволит завершить курс, в противном случае -вернет участника к нужному слайду и предложит повторить расчет;
  • адаптивных диалогов - гибких программных алгоритмов ведения переговоров с клиентами (они построены на основе исследований, проведенных специалистами учебного центра, целью которых было выяснить типичные вопросы клиентов банка и корректные ответы на них).

Каждый алгоритм содержит более 20 вариаций и только 2 или 3 из них - верные. Обучающемуся предлагается правильно провести диалог с клиентом, чтобы тот остался доволен. Подобные адаптивные диалоги не заменяют очных тренингов по отработке коммуникативных навыков, а лишь дополняют их.

Это важно!

К этому разделу стоит применять все пять критериев из вышеописанной модели.

4. Проверочные вопросы.Использование этого раздела в курсе преследует три цели:

  • контроль полученных знаний при освоении теории и работе с практической частью;
  • углубление знаний. Достигается тем, что внимание участника обучения с помощью проверочных вопросов еще раз обращается к нужному материалу;
  • мотивация к обучению.

Как показывает опыт, если во «Введении» рассказывается о том, что в каждом разделе есть сложные проверочные вопросы, то успеваемость повышается.

5. Резюме. В данном разделе предоставляется обратная связь: как сотрудник прошел курс, сколько баллов набрал по каждому разделу и по курсу в целом, над чем ему еще необходимо работать. Следует обязательно поблагодарить за активное участие в обучении.

Оформление

Оформление материалов учебного курса в большей степени зависит от корпоративной культуры - в нем должна сохраняться визуальная идентичность, узнаваемость компании.

Необходим единый дизайн учебных курсов: графические элементы, размеры и типы шрифтов, цветовая гамма для текста, фона, графики и т.д. То, как будет выглядеть каждый курс, следует отразить в специальном документе. Готовить его должны работники учебного подразделения совместно с сотрудниками, отвечающими за развитие внутренних коммуникаций. На основе данного документа создается «шаблон». В банке «Возрождение» этим занимались представители учебного центра и управления маркетинга и коммуникаций. За основу они взяли бренд-бук банка и предложили макеты, по стилю оформления аналогичные применяемым во всей печатной и рекламной продукции компании.

Разработчики

Разработкой курсов в организации может заниматься собственная команда, или эту задачу выполняют внешние специалисты. В банке «Возрождение» был выбран первый вариант (так было создано 90% курсов). В рабочую группу входят сотрудники учебного центра и эксперты того подразделения, которое является заказчиком курса. Данная модель показала свою эффективность. Курсы подготавливаются точно в срок, достигают заложенных при их проектировании целей на 100%, содержание максимально приближено к функционалу тех, кто проходит обучение.

Как правило, разработкой курса занимаются несколько человек. При этом каждый из них может совмещать роли:

1. Заказчик курса. Сам не создает курс, но его роль в этом процессе ключевая:

  • ставит цели и задачи перед командой разработчиков;
  • принимает курс в эксплуатацию.

В банке «Возрождение» заказчиками курсов выступают руководители структурных подразделений.

2. Архитектор курса. Создает единую концепцию курса: описывает, из каких тем, разделов он будет состоять, что в него войдет. Архитектор, как правило, руководит всем проектом. Он устанавливает сроки, распределяет ответственность, минимизирует возможные риски. Еще одна важная задача - написание сценария курса (совместно с разработчиком контента), т.е. определение последовательности подачи материала, параллельных направлений обучения, возможных «ответвлений», когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы. В банке «Возрождение» архитекторами курсов выступают ведущие специалисты учебного центра.

Архитектор курса должен:

  • иметь организаторские способности в области управления проектами;
  • владеть методиками обучения взрослой аудитории, если еще и хорошо разбирается в предметной области - это большой плюс;
  • знать основы функционирования, внутреннего построения системы дистанционного обучения;
  • владеть технологиями создания электронных курсов.

3. Разработчик контента (содержания курса). Должен быть экспертом в предметной области, при этом уметь доступно излагать материал. В банке «Возрождение» эту роль исполняют сотрудники бизнес-подразделений.

Важно понимать, что разработчику контента не нужно быть специалистом в области обучения. Его задача - предоставить архитектору материал, который под его руководством должен быть изложен так, чтобы из него получился учебный курс.

4. «Заливщик» контента. После того как подготовлен сценарий, и на его основе - учебный материал, в работу вступает специалист по созданию, а точнее, компоновке курса в соответствующем программном обеспечении. Его задача - оформление материала, выставление его частей в нужном порядке, программирование необходимых функций и в завершении - проверка предварительно готовой версии курса, а также исправление выявленных в ходе ее ошибок.

Данный специалист должен:

  • отлично разбираться в компьютерной технике, различном программном обеспечении;
  • знать основы программирования на языках HTML, java, javascript;
  • владеть той программой, в которой производится компоновка учебного материала;
  • работать с графическими пакетами Photoshop, Photopaint и др.

Желательно, чтобы «заливщик» контента мог творчески подходить к делу - подбирать наиболее подходящие иллюстрации к материалу, верно компоновать все объекты (текстовые, графические и др.) на слайде и т.д.

5. Тестировщик курса. Проверяет учебный курс по завершении всех работ над ним. Он оценивает его функциональность, выявляет возможные ошибки, неточности. Данную задачу желательно доверять наиболее квалифицированным специалистам из тех подразделений, персонал которых будет в дальнейшем проходить обучение по курсу. Результаты своего труда тестиров-щик передает «заливщику».

Стоит отметить, на что следует обратить внимание при распределении ролей. В некоторых компаниях курсы сложно назвать «учебными». Они похожи на информационно-развлекательные материалы, либо рекламу, либо инструкции, перенесенные из бумажного в электронный вид. Но такой подход своих целей не достигает - курс не становится в полной мере обучающим. Одна из возможных причин - неверное распределение ролей разработчиков. Бывает так, что в организации всей системой дистанционного обучения занимается одни человек: и курсы создает, и администрирует учебные процессы, еще и другими делами занимается. При таком подходе крайне сложно, а зачастую и невозможно подготовить действительно интересный, востребованный, нужный обучающий курс.

Какие роли не следует совмещать: «заливщика» с тестировщиком, разработчика контента с «заливщиком». На последнего также не нужно возлагать обязанности, связанные с администрированием учебных процессов: это негативно сказывается на качестве курсов, нарушаются сроки сдачи их в эксплуатацию.

Подача материалов архитектору

Еще до начала создания курса следует определиться, в каком формате разработчик контента будет предоставлять архитектору готовые материалы. Для удобства и упрощения процедуры «заливки» целесообразно передавать их в формате MS Word, при этом обязательно с копией файла в распечатанном виде.

Требования к оформлению материалов:

  • в начале - содержание всех разделов;
  • каждая тема должна быть соотнесена (постранично пронумерована) со слайдами курса (если они используются);
  • к каждому слайду желательно подготовить иллюстрации - всевозможные картинки, фотографии, графики, схемы, которые уместно разместить в курсе.

Пример

В начале каждого года, когда в банке «возрождение» утверждаются календарные планы разработки курсов, специалисты учебного центра подбирают иллюстрации, которые могут пригодиться. И совместно с сотрудниками управления маркетинга (они отвечают за визуальную идентичность) готовятся сделать заказы картинок, фотографий и т.д. Этот функционал в большей степени относится к рекламному бизнесу, поэтому для их изготовления выбирается несколько сторонних компаний, специализирующихся в данной области. после выполнения предоставленного им детально разработанного технического задания выбирается лучшее предложение. в последнее время банк прибегает к услугам регио-налов: они более исполнительны, цены ниже, качество - на московском уровне. Следует обратить особое внимание на то, что использование любой фотографии, картинки без разрешения автора - это нарушение авторских прав. А при изготовлении подобных иллюстраций для компании в договоре с теми, кто будет оказывать подобного рода услуги, имеет смысл отметить, что все права на них принадлежат организации-заказчику.

Прежде чем приступить к разработке курсов, следует определиться с программным обеспечением (редактором курсов), с помощью которого в дальнейшем будет осуществляться «заливка» учебного материала, компоновка его и настройка под задачи компании.

При выборе ПО нужно обратить внимание на следующее:

  • редактор курсов должен соответствовать стандарту SCORM 2004, по которому определяется структура учебных материалов и интерфейс, благодаря чему объекты могут быть использованы в разных системах электронного дистанционного образования. Это открытый стандарт, и его описание можно найти в интернете;
  • от создателей курсов не должно требоваться знание HTML или других языков программирования;
  • для разработки особо сложных курсов специалистам желательно обеспечить поддержку языков программирования HTML, java, javascript;
  • в редакторе курсов должны быть встроенные средства и механизмы анимации объектов;
  • необходимы возможности создания собственной библиотеки объектов, шаблонов;
  • должна иметься технология импорта в курсы объектов мультимедиа - звука, видео, flash, а также функция захвата экранов для разработки курсов по технологии тренажеров.

Алгоритм разработки учебных курсов

Разработка курса включает следующие этапы:

1. Описание курса:

  • целей;
  • аудитории;
  • краткое содержание.

На этом этапе особое значение имеет взаимодействие заказчика и руководителя проекта по разработке курса. От последнего зависит, правильно ли будет поставлена задача, поэтому ему необходимы умения выявлять потребности, вести переговоры с заказчиком. Важно четко сформулировать цель программы, документально определить категории сотрудников, которые будут проходить обучение по ней, выяснить пожелания к содержанию учебного материала.

2. Создание рабочей группы и распределение ролей.

3. Формирование календарного плана.

В банке «Возрождение» архитекторы курсов на основе полученных от бизнес-подразделений заказов создают план разработки курсов. Со всеми участвующими специалистами согласовываются даты и определяются требуемые ресурсы: финансовые, временные, человеческие. Календарный план создается в программе MS Project. С его помощью удобно отслеживать выполнение работ, отчитываться руководству об уровне загруженности персонала подразделения и готовиться к дальнейшим действиям.

В конце каждого года (октябрь -ноябрь) составляется план работ на следующий период. Этот процесс занимает две-три недели, участвуют в нем те бизнес-подразделения, которые выступают заказчиками курсов. С целью сбора информации о том, каким отделам какие курсы нужны, всем руководителям учебный центр отправляет бланки запроса. Если заявок оказывается много - больше, чем имеется ресурсов, приходится совместно с главами подразделений выбирать наиболее приоритетные программы, достигать консенсуса. Зная, что для создания каждого нового курса нужно два-три месяца, а занимаются этим всего четыре архитектора, начальник учебного центра составляет единый план разработки курсов для банка на календарный год. План подписывают все заказчики, затем утверждает президент компании.

4. Разработка сценария.

В нем описываются составные части, главы курса, указывается, сколько слайдов будет в той или иной главе, во всем курсе, где нужно поместить проверочные вопросы. Также в сценарии составляется маршрут движения, т.е. последовательность прохождения участником частей и тем курса.

5. Подготовка учебного материала.

6. «Заливка».

За два года в банке «Возрождение» было разработано 36 учебных курсов разной сложности. Модернизировано 12 курсов, уже находящихся в эксплуатации. Спрос на создание новых программ со стороны бизнес-подразделений превышает возможности учебного центра в несколько раз. Поэтому его специалисты постоянно решают задачу совершенствования процессов разработки курсов с целью сокращения времени на их создание и повышения их качества.

Описанный подход позволяет сотрудникам УЦ выпускать действительно интересные и продуктивные учебные программы, что подтверждается требуемым уровнем квалификации работников банка, высоким спросом на курсы и положительными отзывами участников обучения.

7. Первое тестирование.

Оно позволяет выявить недоработки: ошибки в материале, отклонения от сценария и т.д. Их не избежать после первой «заливки» и компоновки курса, и к этому нужно относиться спокойно. Но важно ограничить время, требуемое для их обнаружения. Как правило, при первом тестировании курс просматривают не более трех специалистов-экспертов -наиболее опытных работников подразделения-заказчика, выбранных еще на стадии планирования. Им необходимо сообщить цели и задачи первичного тестирования - они сводятся к поиску наиболее грубых ошибок (общая оценка курса будет проводиться позже). Эксперты заполняют заранее подготовленный бланк протокола тестирования, где должно быть минимум места для произвольного описания ошибок, так как оно сложно в анализе, а больше полей, где по каждой теме отмечается: обнаружены ли ошибки, где именно, в каком слайде, как можно исправить. Такой подход экономит время «заливщику» и разработчику контента.

8. Устранение выявленных ошибок.

Обработанные учебным центром протоколы поступают архитектору и разработчику контента. Именно они решают, что нужно устранять и как, а что ошибкой не является.

9. Завершающее тестирование.

В УЦ банка «Возрождение» тестирование курса проводится только два раза, этого вполне достаточно для выпуска готового продукта. После устранения грубых ошибок чаще всего остаются более мелкие, малозаметные недоделки. Для их поиска и устранения проводится второе тестирование, только для участия в нем приглашаются новые эксперты, как правило, из числа тех, кто в дальнейшем будет проходить обучение. Их должно быть не меньше пяти -чтобы лучше проверить курс, но и не больше десяти - иначе будет много протоколов, и их обработка будет длиться долго. В остальном работа ведется так же, как и при первом тестировании.

10. Сдача в эксплуатацию:

  • подписание акта готовности курса всеми специалистами, которые занимались его разработкой;
  • регистрация принятого курса в учебной библиотеке;
  • рассылка уведомления об этом событии всем заинтересованным руководителям.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль