Служебная тайна: определяем, сохраняем, защищаем

49552
 Станскова У. М.
старший преподаватель кафедры трудового и социального права Южно-Уральского государственного университета
Здоровье пациента, факт усыновления, частная жизнь человека, данные налогоплательщика - что объединяет подобные сведения? Правильно, все они являются тайной. А раз тайна - значит, подлежит охране. И если технические вопросы защиты информации должны решать специально обученные люди, то правовая регламентация доступа к таким сведениям и последствий их разглашения - зона ответственности кадровика.

Выполнение работником трудовых обязанностей зачастую связано с необходимостью доступа к информации, защита которой гарантируется законом. Сегодня мы поговорим о служебной и профессиональной тайне.

Служебная тайна и профессиональная тайна. Что есть что.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон об информации) относит служебную и профессиональную тайну к информации с ограниченным доступом.

Понятие профессиональной тайны сформулировано в двух нормативных правовых актах: Законе об информации и Перечне сведений конфиденциального характера, утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Основной признак профессиональной тайны - связь с профессиональной деятельностью.

Что касается служебной тайны, ее определение можно найти только в подзаконных нормативных актах. Их анализ позволяет сделать вывод:

Служебная тайна по содержанию составляет конфиденциальная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также конфиденциальная информация других лиц, полученная на законных основаниях в силу исполнения должностных обязанностей указанными органами, в отношении которой принимаются меры по охране конфиденциальности.

Характеристики служебной и профессиональной тайны

Критерий отличия Служебная тайна Профессиональная тайна
Субъект Государственные и муниципальные служащие Работники, осуществляющие различные виды профессиональной деятельности, не связанные с государственной и муниципальной службой
Правовая регламентация деятельности субъектов Специальные нормативные акты о государственной и муниципальной службе в части, не урегулированной трудовым законодательством Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
Состав тайны 1. Сведения о внутренней деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, органичения на распространение которых диктуются служебной необходимостью.
2. Сведения о деятельности трудих лиц, полученные государственными органами и органами местного самоуправления при исполении ими должностных обязанностей, которые составляют коммерческую, банковскую, аудиторскую тайну, тайну кредитных историй и др.
3. Сведения о физических лицах, составляющие личную, семейную тайны, персональные данные, а также тайна следствия и судопроизводства; налоговая тайна, сведения, полученные служащими антимонопольного органа, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенного органа и др.
1. Сведения и физических лицах (их личная и семейная тайны, персональные данные).
2. Сведения, касающиеся юридических лиц и их деятельности (коммерческая, банковская тайна и т. д.), а также аудиторская, нотариальная, банковская, журналистская, адвокатская, страховая, медицинская (врачебная) и религиозная тайны, тайна связи, усыновления и др.
Кто полномочен определять состав тайны Закон и руководитель государственного органа Закон

Скачать таблицу

Обратите внимание!
Обязанности и ответственность каждого вида государственных служащих различаются, в т. ч. в области защиты конфиденциальной информации.

Разграничивая служебную и профессиональную тайну, не следует забывать о возможности отнесения одних и тех же сведений и к служебной, и к профессиональной тайне.

Например, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских услуг, за исключением:
• сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
• сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
• сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

В данном определении речь идет именно о профессиональной тайне. В то же время п. 5 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности предусмотрена обязанность работников федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности и получивших доступ к такой информации, сохранять аудиторскую тайну. Соответствующие федеральные органы и их работники должны сохранять такие сведения в режиме служебной тайны.

Аналогичная ситуация складывается и с тайной усыновления.

Семейный кодекс (СК) РФ (ст. 139) предусматривает обязанность сохранять тайну усыновления ребенка для судей, вынесших решение об усыновлении ребенка, должностных лиц, осуществивших государственную регистрацию усыновления, а также лиц, иным образом осведомленных об усыновлении. Для судей и должностных лиц различных государственных органов сведения об усыновлении составляют служебную тайну, для иных лиц - профессиональную. К примеру, информация об усыновлении может стать доступной работникам отдела кадров и бухгалтерии в связи с реализацией права на отпуск, предусмотренного ст. 257 ТК РФ (отпуск работнику, усыновившему ребенка).

Понятие профессиональной и служебной тайны

Профессиональная тайна - это информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении профессиональных обязанностей или организациями - при осуществлении определенных видов деятельности (п. 5 ст. 9 Закона об информации).

Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Служебная тайна - это сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ и федеральными законами (Перечень сведений конфиденциального характера).

Служебной информацией ограниченного распространения является несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью (Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233).

Обратите внимание!
Лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, несут одинаковую уголовную ответственность за разглашение этой тайны в соответствии со ст. 155 УК РФ

Сведения, составляющие врачебную тайну, также могут стать служебной тайной. Так, согласно п. 13 Инструкции об организации работы по предупреждению распространения в органах наркоконтроля заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. приказом ФСКН России от 09.09.2005 № 279, сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне.

Рассматривая служебную и профессиональную тайны, не следует упускать из виду тот факт, что в их содержание, помимо охраняемых законом тайн, входят персональные данные. По смыслу Закона об информации персональные данные относятся к информации с ограниченным доступом. При этом такие данные должны быть сохранены как в режиме служебной, так и в режиме профессиональной тайны. Кроме того, часть персональных данных может относиться и к режиму государственной тайны.

Так, статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определяет: не подлежат оглашению сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

В то время как персональные данные человека (гражданина) идентифицируют его личность, персональные данные работника призваны характеризовать его именно как работника. Поэтому в состав таких данных должна входить только информация, имеющая отношение к способности выполнять трудовую функцию. Более подробное рассмотрение персональных данных работника и сведений, которые к ним относятся, - тема отдельной публикации.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает множество норм, регламентирующих запрет разглашать сведения, составляющие профессиональную или служебную тайну. Вместе с тем установление запрета еще не гарантирует соблюдение тайны - необходимо принятие ряда мер, направленных на ее обеспечение.

Условия отнесения информации к служебной тайне

Согласно ст. 9 Закона об информации условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и профессиональную тайну, обязанность соблюдения и ответственность должны быть определены федеральными законами. На сегодняшний день единый нормативный акт, регламентирующий условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны, отсутствует. Существует множество нормативных правовых актов, где фиксируется обязанность субъекта не разглашать сведения, иногда определяется состав сведений и предусматривается ответственность. Между тем условия отнесения сведений к тайне не определены. Исключение составляет Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (далее - Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования). Вместе с тем данное Положение, во-первых, не является федеральным законом и, во-вторых, имеет ограниченную сферу действия: подлежит применению только в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им предприятиях, учреждениях, организациях.

Обратите внимание!
На сегодняшний день нет единого нормативного акта, регламентирующего условия и порядок защиты служебной и профессиональной тайны

Анализ законодательства о защите информации позволяет выделить следующие условия отнесения сведений к служебной или профессиональной тайне.

Условие 1. Сведения, которые подлежат сохранению в режиме служебной или профессиональной тайны, не являются общедоступными.

Условие 2. Сведения не составляют государственную тайну.

Условие 3. Сведения могут быть сохранены в режиме служебной и профессиональной тайны (не запрещено).

Следует отметить: если сведения, составляющие профессиональную тайну, определяются федеральными законами, то в состав служебной тайны входят также сведения о деятельности государственных и муниципальных органов. В связи с этим при определении сведений необходимо учитывать установленные ограничения и запреты на отнесение определенных сведений к тайне.

Меры по защите информации

Обратите внимание!
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер.

Для установления режима служебной и профессиональной тайны обладатель информации должен принять ряд мер, направленных на ограничение свободного доступа к информации. При этом содержание конкретных мер защиты информации в законе не раскрывается, а определены лишь их направления.

Итак, меры должны быть направлены:

  1. на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
  2. на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
  3. на реализацию права на доступ к информации.

Кстати сказать

Закон об информации предусматривает, что доступ не может быть ограничен к следующим сведениям:

  1. Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. Информации о состоянии окружающей среды;
  3. Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования к служебной информации ограниченного распространения не могут быть отнесены:

  1. Акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных организаций, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  2. Сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  3. Описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  4. Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  5. Сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения и т. д.

Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне) определяет перечень мер по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

На обладателя информации, составляющей служебную и профессиональную тайну, возлагается разработка и принятие мер по её защите.

Меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну

Меры защиты информации Содержание
Правовые меры
  1. Составление и заключение соглашений о неразглашении тайны.
  2. Включение в трудовой договор (контракт) требований о неразглашении охраняемой законом тайны (профессиональной, служебной).
  3. Разработка локальных нормативных актов по вопросам защиты информации.

Это может быть как единое Положение о профессиональной (служебной) тайне, так и несколько актов о порядке доступа к сведениям, об организации работы с конфиденциальной информацией, о персональных данных, об организации конфиденциального (служебного) делопроизводства и т. д.

Организационные меры 1. Организация деятельности структурных подразделений, осуществляющих работу и охрану конфиденциальной информации.
2. Организация работы персонала с информацией, в т. ч. обучения и проверки знаний персонала по работе с конфиденциальной информацией.
3. Организация учёта лиц, получивших доступ к конфиденциальной информации.
4. Организация конфиденциального делопроизводства и работы с материальными носителями информации
Меры технической защиты Физические, аппаратные, программные средства защиты, в т. ч. криптографической

Скачать таблицу

На обладателя информации, составляющей служебную и профессиональную тайну, возлагается разработка и принятие мер по ее защите.

Разрабатываем локальный нормативный акт

Важным этапом в защите информации является разработка ряда локальных нормативных актов.

В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования руководитель федерального органа исполнительной власти определяет: категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; порядок передачи такой информации другим органам; порядок снятия пометки «Для служебного пользования» с носителей информации ограниченного распространения; организацию защиты информации ограниченного распространения.

Закон содержит требование в отношении ряда нормативных актов принимать их с учетом мнения представительного органа работников. Относится ли это к локальным актам о защите профессиональной тайны?

Обратите внимание!
Пример Положения об обеспечении защиты информации ограниченного доступа см. на www.pro-personal.ru

Законодательство не содержит специальных требований к принятию локальных актов о защите профессиональной тайны, поэтому такие локальные нормативные акты могут приниматься работодателем без участия представителей работников.

Статья 8 ТК РФ предусматривает несколько способов принятия локальных нормативных актов.

Способ 1. Работодатель принимает локальный нормативный акт единолично.

Способ 2. Работодатель принимает локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями).

Способ 3. Работодатель принимает локальный нормативный акт по согласованию с представительным органом работников (в случае, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением).

Закрепляем условие неразглашения служебной тайны в трудовом договоре

К мерам правовой защиты информации относится включение в трудовые договоры (служебные контракты) соответствующих работников условия об обеспечении сохранения тайны.

Можно ли привлечь работника к ответственности за разглашение профессиональной или служебной тайны, если обязательство о ее неразглашении по каким-либо причинам не было зафиксировано в трудовом договоре?

Согласно ст. 57 ТК РФ условие о неразглашении охраняемой законом тайны является дополнительным условием трудового договора. Вместе с тем обязанность сохранять конфиденциальность сведений, составляющих профессиональную и служебную тайну, возложена на работника в силу прямого предписания закона, независимо от усмотрения работодателя. Из смысла ч. 5 ст. 57 ТК РФ следует, что невключение в трудовой договор уже установленных в других правовых актах прав и обязанностей не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения обязанностей. Это означает, что независимо от наличия в трудовом договоре условия о неразглашении профессиональной тайны работник обязан сохранять данную информацию в режиме конфиденциальности.

Следовательно, он может быть привлечен к ответственности за неисполнение данной обязанности, даже если она прямо не закреплена в его трудовом договоре.

Обратите внимание!
Условие о сохранении конфиденциальности сведений, составляющих служебную и профессиональную тайну, целесообразно включать в трудовой договор

В то же время представляется необходимым указывать в трудовом договоре работника условие о сохранении конфиденциальности сведений, составляющих служебную и профессиональную тайну, несмотря на закрепление подобной обязанности в нормативных правовых актах. Такая позиция обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, условие о неразглашении будет являться доказательством того, что работник принял на себя обязанности, связанные с сохранением тайны. Во-вторых, данное условие носит информационный характер (напомнит работнику о необходимости соблюдения тайны). В-третьих, позволит определить круг лиц, трудовыми обязанностями которых предусмотрен доступ к тем или иным охраняемым законом сведениям.

Наконец, в-четвертых, согласно п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление от 17.03.2004 № 2) в случае оспаривания работником увольнения по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие, что работник обязывался не разглашать такие сведения. Доказательством принятия работником на себя соответствующих обязательств будет являться трудовой договор (или дополнительное соглашение к нему) с условием о неразглашении тайны.

Всех лиц, которые могут получить доступ к профессиональной тайне, можно поделить на группы.

Группа 1. Лица, профессия которых непосредственно связана с получением и обработкой информации, в т. ч. персональных данных (врачи, аудиторы, нотариусы, адвокаты и др.).

Группа 2. Лица, оказывающие содействие в осуществлении профессиональной и служебной деятельности первой группы лиц, т. е. вспомогательный персонал - помощники, секретари, младший медицинский персонал и др.

Группа 3. Лица, которые еще не получили соответствующего профессионального статуса, но проходят стажировку и обучение в этих целях.

Вместе с тем не все нормативные акты, регламентирующие защиту профессиональной тайны, закрепляют обязанность второй и третьей группы работников хранить тайну. Отсутствие закрепленной обязанности хранить тайну обуславливает невозможность привлечения лица к ответственности за ее разглашение.

Что касается служебной тайны, то обязанность обеспечить конфиденциальность возлагается на все категории государственных и муниципальных служащих. В соответствии с Федеральным законом РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе) в служебном контракте может быть предусмотрено условие о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений. Аналогичное условие установлено и для муниципальных служащих.

Привлекаем к ответственности за разглашение служебной и профессиональной тайны

Рассмотрев меры защиты информации, остановимся на ответственности за неисполнение обязанностей по сохранению профессиональной и служебной тайны.

Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в т. ч. с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

При решении вопроса о наступлении ответственности за нарушение законодательства в области защиты профессиональной и служебной тайны необходимо обратить внимание на несколько обстоятельств.

Во-первых, необходимо принятие обладателем информации мер по соблюдению конфиденциальности и требований по защите информации. Согласно ст. 17 Закона об информации требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные требования по защите информации.

Во-вторых, имеет значение способ нарушения законодательства о защите информации. Нарушение информационного законодательства может быть совершено различными способами: собирание, распространение, разглашение, использование, передача, похищение, выдача, утрата информации (материальных носителей), а также нарушение порядка обращения с материальными носителями информации, конфиденциального делопроизводства и доступа к информации.

В-третьих, как уже было отмечено, различия в правовом регулировании труда работников, обязанных обеспечивать служебную и профессиональную тайну, порождают отличия в ответственности за нарушение данной обязанности. В частности, различаются виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.

Нарушение требований Закона об информации влечет наступление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность за разглашение служебной тайны

В первую очередь дисциплинарная ответственность наступает за разглашение профессиональной и служебной тайны, которое может являться основанием для расторжения трудового договора с работником по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Условия правомерности расторжения трудового договора по данному основанию следующие.

Условие 1. Сведения, которые работник разгласил, относятся к служебной или профессиональной тайне либо составляют персональные данные другого работника.

Условие 2. Эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Условие 3. Работник обязывался не разглашать такие сведения (п. 43 Постановления от 17.03.2004 № 2).

Условие 4. Соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий. Так как увольнение по п. 6 ст. 81 ТК РФ является дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 192 ТК РФ), при его наложении необходимо получить письменное объяснение от работника, учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также соблюсти сроки применения взыскания.

Есть ли особенности в привлечении к ответственности госслужащего, разгласившего служебную тайну?

Разглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, является основанием для расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего по подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

Обратите внимание!
При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе

Согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным подп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 37 этого Закона, является дисциплинарным проступком. Поэтому при увольнении государственного гражданского служащего за разглашение служебной тайны также необходимо соблюдение порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 58 Закона о государственной гражданской службе. По аналогии с ТК РФ порядок применения дисциплинарного взыскания в отношении государственных гражданских служащих включает требование о предоставлении письменного объяснения.

До применения взыскания следует провести служебную проверку. В ее ходе должны быть установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от должности гражданской службы на время проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности.

По результатам проверки составляется письменное заключение, где указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении взыскания.

Сроки применения дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему совпадают с установленными ст. 193 ТК РФ.

Кроме того, согласно ст. 43 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случае разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (подп. «д» п. 1 ст. 43).

Обратите внимание!
Так как прекращение трудовых и служебных отношений возможно только за разглашение служебной и профессиональной тайны (кроме прекращения отношений с муниципальными служащими), за совершение иных неправомерных действий следует применять иные виды дисциплинарных взысканий

Особенность состоит в том, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия генерального прокурора РФ, а работников Следственного комитета при прокуратуре РФ - с согласия председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 5 ст. 41.7). Прокурорский работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания, отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Основаниями расторжения трудового договора с муниципальным служащим являются основания, предусмотренные ТК РФ, а также несоблюдение запретов, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». К ним, в частности, относится запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными служащему в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 8 ч. 1 ст. 14). Следует обратить внимание на тот факт, что ст. 14 данного Закона запрещает использование информации, а значит, существует возможность увольнения муниципального служащего не только за разглашение, но и за незаконное использование информации с ограниченным доступом.

Материальная ответственность за разглашение служебной тайны

Разглашение служебной и профессиональной тайны может послужить основанием для применения полной материальной ответственности в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Возможно двоякое толкование данной нормы. С одной стороны, к случаям, предусмотренным федеральными законами, можно отнести все законы, где закреплена обязанность лица «не разглашать» охраняемую законом тайну, и при наличии такой обязанности работник несет полную материальную ответственность. С другой стороны, данную норму можно понимать иначе: если в федеральном законе предусмотрено наступление полной материальной ответственности за разглашение охраняемой законом тайны. Однако подобные нормативные правовые акты отсутствуют.

Вряд ли можно считать случаем, необходимым для применения п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, норму ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», предусматривающую, что за разглашение банковской тайны должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Несмотря на то что ряд норм указывает на возмещение убытков в порядке, предусмотренном законодательством РФ (к примеру, ст. 9 Закона об аудиторской деятельности), порядок возмещения убытков должен осуществляться, по всей видимости, по нормам ГК РФ, а не ТК РФ.

В любом случае существует проблема определения размера причиненного ущерба (убытков) при разглашении служебной и профессиональной тайны. Если к таким случаям материальной ответственности отнести указание в законодательстве на «иную» ответственность, то такие законы существуют.

Например, Закон о персональных данных указывает, что за нарушение правил, установленных данным Федеральным законом, возможно наступление гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством РФ ответственности (ст. 24).

Согласно ст. 90 ТК РФ за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, возможно привлечение к материальной ответственности. Однако следует обратить внимание на тот факт, что в п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ нет указания на возможность привлечения к полной материальной ответственности за разглашение персональных данных.

Ввиду неоднозначности п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ разглашение служебной и профессиональной тайны, а также персональных данных может послужить основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности по пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ (за причинение ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда или в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом).

В остальных случаях работник несет только ограниченную материальную ответственность, т. е. возмещает ущерб в пределах среднего заработка.

Меры гражданской ответственности за разглашение конфиденциальных сведений

Правонарушение Ответственность Основание
Разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну Возмещение клиенту причинённых убытков Статья 857 ГК РФ
Нарушение страховщиком тайны страхования В зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 150 ГК РФ (нематериальные блага) Статья 946 ГК РФ
Разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне Возмещение причинённых убытков Статья 9 Закона об аудиторской деятельности
Разглашение антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составлющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну Возмещение вреда (за счёт казны РФ) Статья 26 Закона о защите конкуренции

Скачать таблицу

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Закон о государственной гражданской службе не предусматривает материальной ответственности служащего за причиненный ущерб. Поэтому, руководствуясь ст. 73 этого Закона, нормы трудового права применяются к государственным гражданским служащим в части, не урегулированной данным Законом.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданское законодательство предусматривает возмещение убытков, причиненных нарушением обязательств по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих профессиональную и служебную тайну.

Административная ответственность

Лицо, разгласившее служебную или профессиональную тайну, может быть привлечено к административной ответственности.

Меры административной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений

Правонарушение Ответственность Статья КоАП РФ
Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция) Административный штраф на гражданина в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 руб. 13.14
Разглашение сведений о мерах безопасности, применённых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких Административный штраф на гражданина в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб. 17.13

Скачать таблицу

Уголовная ответственность

Нарушение обязательств по защите профессиональной и служебной тайны может послужить основанием для применения уголовной ответственности. При этом тяжесть наказания в данном случае зависит от конкретного преступления.

Следует обратить внимание на ужесточение уголовной и административной ответственности должностных лиц и лиц, которым конфиденциальные сведения доверены в связи с исполнением профессиональных обязанностей.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает обязанность по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих служебную и профессиональную тайну. Вместе с тем защита конфиденциальной информации обеспечивается комплексом мер, принимаемых обладателем данной информации. Установление таких мер препятствует нарушению норм о защите информации с ограниченным доступом и позволяет привлечь виновных лиц к ответственности

Пример оформления обязательства о неразглашении профессиональной тайны

Служебная тайна: определяем, сохраняем, защищаем

Увеличить изображение



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль