Корпоративная учебная программа: разработка и внедрение

2227
Представители производственных и сервисных подразделений должны говорить на одном языке – только так, по мнению специалистов ОАО «МОЭК», можно эффективно и быстро решать все рабочие вопросы. Для этого в компании разработана и внедрена корпоративная учебная программа.

Компания ОАО «МОЭК» была создана в ноябре 2005 г. в целях консолидации теплоэнергетических активов столицы и реализации энергетической политики Правительства Москвы. Область деятельности компании - производство, распределение и сбыт тепловой энергии.

Сегодня коллектив организации насчитывает более 22 тыс. сотрудников, которые обслуживают 9000 центральных и индивидуальных тепловых пунктов, 38 районных тепловых станций (РТС), 32 квартальные тепловые станции (КТС), 118 малых котельных (МК) и 10 380 км тепловых сетей. МОЭК - одно из крупнейших и стратегически важных предприятий Москвы.

Идея корпоративной учебной программы, которая позволила бы сотрудникам, приходящим в компанию из других отраслей, быстро осваивать производственный процесс, обсуждалась довольно давно. В ее разработке были заинтересованы и сервисные (для лучшего понимания производственных вопросов), и производственные подразделения (проблемы решаются быстрее, если обе стороны одинаково хорошо знают и предмет обсуждения, и общий контекст).

ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИКИ ДЛЯ ФИНАНСИСТОВ

Первый заместитель генерального директора компании по финансам поставил службе персонала задачу: организовать обучение основам теплоэнергетики для сотрудников финансовых подразделений. Обязательным элементом программы должны были стать экскурсии на производственные предприятия.

Первым шагом в подготовке к обучению стала разработка общей концепции программы, определение тематики отдельных занятий и назначение внутренних экспертов (преподавателей), которые не только знали бы соответствующую тему, но и могли интересно и понятно ее изложить. Все эти вопросы решали специалисты отдела обучения и развития персонала.

В качестве преподавателей в программу были приглашены руководители и главные инженеры производственных филиалов, их заместители по направлениям, заместитель генерального директора компании по персоналу, главные инженеры предприятий, специалисты служб аппарата управления. Решающими критериями отбора были стаж работы в отрасли (не менее четырех-пяти лет), репутация профессионала (на основе мнения начальства и коллег) и готовность делиться приобретенными знаниями.

Общая концепция программы обучения включала четыре основных момента:

1. Каждая тема должна быть относительно самостоятельной, чтобы сотрудники понимали материал независимо от того, была ли у них возможность присутствовать на предыдущем занятии.

2. Изучение каждой темы дает специфические «внутренние» знания (отличающие людей, работающих в отрасли) ключевых терминов и технологических решений, особых факторов, влияющих на ситуацию в бизнесе, которые позволят давать убедительные и содержательные ответы на вопросы клиентов компании.

3. Эксперты должны быть приверженцами предприятия и отрасли - только в этом случае они будут вместе со знаниями и опытом транслировать лояльное отношение к компании, гордость за общее дело и достижения.

4. График обучения нужно сделать комфортным как для преподавателей, так и для участников программы.

Программа обучения была разработана и согласована с ключевыми руководителями и участниками за три недели. Были определены преподаватели, выбран формат еженедельных полуторачасовых занятий, составлен их план. Для тех, кто по разным причинам не мог вести занятие, была найдена возможность замены. Добровольность участия в программе в качестве преподавателя была обязательным условием (вряд ли сможет хорошо обучать человек, который это делает против своего желания). Всего в программе участвовали девять преподавателей.

АЗЫ ПРОИЗВОДСТВА

В конце марта состоялось первое занятие. Его вел заместитель генерального директора по персоналу -человек, проработавший в теплоэнергетической отрасли более 30 лет (в т. ч. в качестве директора одного из 10 производственных филиалов компании). Целью вводного занятия было знакомство с программой, обзорная лекция по всем ключевым темам и оценка уровня подготовки самих участников.

Слушатели узнали, что отличает теплоэнергетику от «большой энергетики», компанию, работающую в системе жизнеобеспечения города, от других производственных предприятий, как построен процесс производства тепла. Разговор шел об организационной структуре компании, назначении каждого сервисного филиала, приоритетных задачах, которые сейчас решаются в отрасли, и о том, каким образом Правительство Москвы регулирует деятельность ОАО «МОЭК».

С марта по июнь состоялось восемь лекционных занятий и две экскурсии. Занятия проходили в рабочее время во второй половине дня, экскурсии -в первой. Руководителям подразделений сообщалось о них за два-три дня официальным письмом с просьбой обеспечить явку сотрудников. Каждый руководитель сам решал, смогут ли его подчиненные посетить ближайшее занятие (это зависело от плотности рабочего графика и, конечно, их собственной заинтересованности).

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

В апреле и мае занятия проходили один раз в неделю. Примерно за 7-10 дней сотрудники отдела обучения напоминали внутреннему эксперту о дате его занятия и обсуждали этапы подготовки.

Первым шагом была разработка структуры занятия в форме списка вопросов, которые будут рассматриваться. В этот процесс были вовлечены и сотрудники отдела обучения, и преподаватели. Старались так формулировать вопросы, чтобы они не просто заинтересовали слушателей, но и по возможности были не совсем простыми и не слишком узконаправленными.

Приведем примеры вопросов к занятию № 3, посвященному видам ресурсов, используемых для производства тепловой энергии.

  • Из чего «делают» тепло? Какие ресурсы мы используем для производства тепла? Какова доля затрат на ресурсы в общей структуре затрат?
  • Какие требования мы предъявляем к воде и что делаем, чтобы вода соответствовала всем требованиям? Что такое «водоподготовка» и чем занимаются аппаратчики химводоочистки? Что произойдет, если использовать обычную, неподготовленную водопроводную воду в теплосетях?
  • Можно ли работать так, чтобы потерь не было совсем? Почему и где происходят потери газа, воды, электроэнергии, тепла? И каким образом наша компания минимизирует потери?

Сотрудник отдела обучения подробно обсуждал с экспертом подготовленный список вопросов, затем согласовывал срок представления материалов по ним. Эта информация использовалась в презентации: каждый слайд содержал оптимальное количество анимации и текста. Иллюстрации к учебному материалу выбирались вместе с преподавателем, поскольку в данном случае важна точка зрения автора, который лучше других понимает, что именно должны увидеть слушатели.

Любой человек, даже имея педагогический опыт, немного волнуется перед встречей с аудиторией.

Большинство экспертов МОЭК ранее не преподавали, поэтому непосредственно перед началом каждого занятия сотрудник отдела обучения обсуждал с ними, как установить эмоциональный контакт с аудиторией и создать комфортную атмосферу для содержательного диалога. Этот разговор занимал всего 25-30 минут, но позволял преподавателям справиться с волнением и настроиться.

Основные моменты, на которые обращалось внимание преподавателей:
• аудитория слушателей большая, но очень доброжелательная и благодарная;
• начать занятие нужно с небольшого вступления, для установления эмоционального контакта стоит задать слушателям несколько вопросов;
• монолог не только тяжело слушать участникам программы, но и произносить самому лектору, поэтому вопросы и комментарии «из зала» приветствуются;
• хорошая динамичность и интерактивность занятия значительно повышают его ценность, да и приносят удовольствие от собственного дебюта (для тех, кто ведет занятие в первый раз).

Такая предварительная работа с преподавателями дала свои результаты. Если на первом занятии присутствовали 22 участника (а посещение программы не являлось обязательным), то на втором их было 31, на третьем - 38 человек. В конце апреля к программе по просьбе руководителя присоединилась служба стратегического развития, и число участников на некоторых занятиях достигло 40-45 человек.

ЭКСКУРСИИ НА ТЕПЛОСТАНЦИИ

За теоретическими занятиями последовали экскурсии. Были выбраны предприятия, где директор и главный инженер отнеслись с интересом к просьбе принять «учеников» и были готовы лично провести экскурсию и поговорить с гостями из непроизводственных подразделений.

Экскурсионные группы (14-16 человек) включали специалистов планово-экономической службы, бухгалтеров, казначеев, финансистов. Учащимся важно было увидеть оборудование и расходные материалы, на которые они планируют затраты, оформляют финансовые документы. Их интересовало: как часто происходит замена конкретных узлов, почему ремонт проводится только в определенные сроки, как это связано с планом профилактического отключения горячего водоснабжения, как определяется фактический износ тех или иных механизмов.

Встреча оказалась плодотворной для обеих сторон. Производственники получили возможность объяснить то, что им кажется очевидным (но не является таковым для представителей других подразделений). Например, почему выделяемых сумм (вроде бы немаленьких) бывает недостаточно для решения тех или иных технических проблем.

Главным инженерам и начальникам смен, в свою очередь, было интересно расспросить коллег из финансовых подразделений, как распределяются затраты по статьям бюджета. Экскурсии плавно перерастали в оживленное обсуждение рабочих вопросов, где стороны говорили на одном языке. Ради этого, собственно, и проводилась программа «Теплоэнергетика для нетеплоэнергетиков».

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Через месяц после завершения программы была организована обратная связь от участвовавших в ней сотрудников и руководителей. В частности, спрашивалось, какие занятия запомнились больше всего, какая информация активно используется в работе, какие вопросы стали решаться легче.

Перед службой персонала были поставлены новые задачи:

1. Перенести программу «Теплоэнергетика для нетеплоэнергетиков» в дистанционный формат, чтобы каждый сотрудник сервисного подразделения на своем рабочем месте мог «погрузиться» в специфику отрасли, понять язык производственников.

2. Подготовить и провести еще одну программу -«Финансы для производственных подразделений теплоэнергетической компании». Теперь прежним слушателям предстоит занять преподавательское место и рассказывать о бюджетах, планировании, ключевых финансовых показателях.

Новые цели представляют собой логическое развитие программы «Теплоэнергетика для нетеплоэнергетиков», а также следующий шаг в формировании системы управления внутренними знаниями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль