Ночная работа и ее оплата

28770
Работа в ночное время, по мнению ученых, отрицательно сказывается на здоровье работника. Она дискомфортна как в биологическом, так и в социальном плане. Между тем все понимают, что в современном обществе практически невозможно отказаться от использования ночного труда. Как должны возмещаться дополнительные физиологические и психологические затраты организма? И что отличает компенсацию ночной работы от других случаев повышенной оплаты труда? Об этом пойдет речь далее.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • как законодательно регулируется трудовая деятельность в ночное время
  • какие категории работников не допускаются к работе в ночное время
  • как рассчитывается оплата труда за работу в ночное время
  • какие требования к оплате труда в ночное время определены в ст.154 ТК РФ

Специалистами в области физиологии труда давно установлено, что физиологические функции людей в течение суток меняются в строго определенном порядке. Большая их часть (температура тела, мышечная активность, лабильность зрительного анализатора, работа сердца и другие) в дневные часы суток повышается, а в ночные понижается.

Ночное время суток является наиболее благоприятным для сна человека. Такого рода ежесуточный покой обуславливается физиологической необходимостью, поскольку потребность организма в полном покое удовлетворяется только ночным сном достаточной продолжительности (7-8 часов в сутки).

Человеческий организм создан природой для того, чтобы активно функционировать днем и отдыхать ночью, поэтому ночная работа противоречит биологической природе человека.

Прочитайте полезную статью по теме:

Систематическая работа в ночное время и длительный характер такой работы могут отрицательно сказываться на здоровье работников, особенно подростков и детей, беременных женщин и некоторых других категорий работающих. Во всяком случае, за состоянием здоровья людей, работа которых осуществляется в ночной период, требуется регулярный медицинский контроль.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Все это объясняет то обстоятельство, что в большинстве стран регулирование ночной работы и условий привлечения к ней является предметом трудового законодательства.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЪ НОЧНОЙ РАБОТЫ

Международной организацией труда (МОТ) принят ряд конвенций и рекомендаций, связанных с регулированием работы в ночное время. К их числу относятся: Конвенция МОТ от 09.10.1946 № 79 «Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах», Конвенция МОТ от 10.07.1948 № 90 «Относительно ночного труда подростков в промышленности», Конвенция МОТ от 09.07.1948 № 89 «О ночном труде женщин в промышленности», Конвенция МОТ № 171 и Рекомендация МОТ от № 178 от 26.06.1990 «О ночном труде» и др.

Кстати сказать

Так, согласно Конвенции МОТ № 171 (не ратифицирована Россией) термин «ночной труд» означает любую работу, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра, устанавливаемого компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников или коллективными договорами.

Термин «трудящийся, работающий в ночное время» означает лицо, работающее по найму, работа которого требует осуществления трудовой функции в ночное время в течение значительного количества часов сверх установленного предела. Этот предел устанавливается компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников или коллективными договорами.

В российском законодательстве вышеуказанные термины не применяются.

Конвенция МОТ № 171 и Рекомендация МОТ № 178 «О ночном труде» для «работников, работающих в ночное время», предусматривает комплекс защитных мероприятий, в которых не нуждаются другие работники, работа которых может быть связана с ночным трудом. Такой комплекс включает:

• организацию бесплатных медицинских обследований «работников, работающих в ночное время»;
• обеспечение в случае необходимости возможности быстрого получения медицинской помощи и должного лечения;
• обеспечение особых мер защиты «работников, работающих в ночное время», в случае признания их непригодными для ночного труда, защита от увольнения или предупреждения об увольнении, перевод на другую работу, получение соответствующих пособий;
• обеспечение наличия альтернативной ночному труду работы для трудящихся женщин;
• компенсация трудящимся, работающим в ночное время, касающаяся продолжительности рабочего времени, оплаты труда или аналогичных льгот;
• предоставление адекватных социально-бытовых услуг;
• введение графиков работы, предусматривающих работу в ночное время, только после широких, регулярных консультаций с представителями трудящихся.

Российское законодательство такой особой заботы о работниках, регулярно или преимущественно работающих в ночное время, не предусматривает.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 96 ТК РФ ночным временем считается время с 22 часов до 6 часов

В соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ законодательство стран - членов МОТ должно учитывать понятия «ночной труд» и «трудящийся, работающий в ночное время».

Российское законодательство не предусматривает необходимости проявления особой заботы о работниках, специально принятых для работы в ночное время, а также об отдельных категориях работников, для которых ночная работа носит систематический характер либо занимает основной удельный вес в фонде рабочего времени.

По существу, у нас такие работники уравниваются с теми, для которых ночная работа является случайностью и занимает небольшой объем в фонде их рабочего времени. В этом легко убедиться, обратившись к положениям ст. 96 «Работа в ночное время» и ст. 154 «Оплата труда в ночное время» ТК РФ.

Хотя в статье 96 ТК РФ и указывается, что продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки, легко заметить, что это положение носит ограниченный характер.

Так, продолжительность работы (смены) в ночное время не сокращается для работников, которым установлено сокращенное рабочее время, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Получается, что положение о сокращении продолжительности работы (смены) в ночное время относится только к работникам с нормальными, т. е. невредными и (или) неопасными, условиями труда, которым установлена нормальная 40-часовая рабочая неделя, и в тех случаях, когда они привлекаются к выполнению таких же работ в ночное время.

Возникает вопрос: почему это положение не применяется к работникам, которые в дневное время работают во вредных и (или) опасных условиях труда и привлекаются к работе в этих же условиях в ночное время? Разве ночная работа во вредных условиях легче дневной работы в таких же условиях? Или, может быть, ночная работа во вредных и (или) опасных условиях равнозначна дневной работе в таких же условиях труда? Ведь только так можно объяснить то, что Кодекс не распространил требование о сокращении продолжительности работы (смены) в ночное время на работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.

Столь же необъяснима позиция законодателя по неприменению положения о сокращении продолжительности времени работы в ночной период для работников, специально принимаемых для такой работы. Разве справедливо, что у сторожа, работающего днем, и у сторожа, специально нанимаемого работать ночью (ночной сторож), продолжительность рабочей недели одинаковая (40 часов в неделю)? Особенно если учесть, что ночное время наиболее удобно для тех, кто намерен совершить кражу или какое-либо другое преступление, а значит, труд ночного сторожа труднее, опаснее и напряженнее.

Продолжительность работы в ночное время согласно ч. 4 ст. 96 ТК РФ уравнивается с продолжительностью работы в дневное время и в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Кроме того, законодательством не предусмотрена предельная продолжительность работы в ночное время за определенный промежуток времени, как это сделано, например, в случае со сверхурочной работой.

Таким образом, можно сказать, что положения ст. 96 ТК РФ не имеют реального значения в деле ограничения продолжительности времени, которое допустимо для выполнения работ ночью.

Согласно ст. 96 ТК РФ получается, что вполне допустим график двухсменной работы на вахте по 15 дней подряд со сменами продолжительностью по 11 часов (плюс часовой обеденный перерыв), из которых одна смена включает 7 часов работы ночью. В этом случае за 15 дней на ночное время приходится 105 часов.

Допустим также график «сутки работы - трое суток отдыха», когда на ночное время будет приходиться 49 часов за месяц, и т. д.

Тем временем исследования отечественных и зарубежных физиологов и других специалистов в области медицины труда свидетельствуют о необходимости ограничения ночной работы с точки зрения ее продолжительности.

Например, применительно к работникам, исключительно занятым на ночных работах, физиологи-исследователи рекомендуют:
• установить для работающих постоянно в ночные смены 4-дневную рабочую неделю (возможно, даже с продолжительностью смены по 8 часов при работе в нормальных условиях труда), поскольку наибольшей выраженности физиологические сдвиги достигают в третью и последующие ночи;
• увеличить продолжительность еженедельного непрерывного отдыха с двух суток до трех в целях сокращения накопившегося дефицита сна;
• увеличить продолжительность ежегодного отпуска на три-семь дней в зависимости от стажа работы для компенсации того переходного периода в начале отпуска, в течение которого происходит перестройка на нормальный режим сна и бодрствования;
• разработать методику профессионального подбора лиц для постоянной работы в ночное время, поскольку обнаруживаются существенные индивидуальные различия в способности к адаптации.

Рекомендации физиологов относительно времени ночной работы для лиц, работающих в многосменном режиме, сводятся к его предельному ограничению в течение календарного месяца. Например: не более 42 часов при нормальных условиях труда и с обязательным днем отдыха после каждой ночной смены или двух дней отдыха после двух ночных смен подряд. С точки зрения физиологов недопустимы удлиненные по сменам вахты (по 11-12 часов) с ежедневными ночными сменами в течение трех-пяти дней подряд.

Приведенные исследования и рекомендации специалистов в области медицины труда свидетельствуют о необходимости более жесткого регулирования времени ночной работы. Тем не менее, как показывает практика, удлиненные по сменам вахты продолжительностью от 15 дней до одного месяца начинают становиться нормой жизни, особенно на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При привлечении работников к работе в ночное время необходимо учитывать гарантии, предусмотренные ТК РФ для отдельных категорий (табл. 1).

Обратите внимание! Отдельные категории работников к работе в ночное время не допускаются

В статье 96 ТК РФ сделаны также некоторые оговорки относительно порядка работы в ночное время творческих работников. Он может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Что касается Перечня профессий и должностей творческих работников вышеуказанных организаций, то он утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252. Однако этот Перечень не связан напрямую с действием только ст. 96 ТК РФ (он упоминается и в ст. 59, 94, 113, 153, 157 и 268) и не дает никаких ориентиров соответствующим организациям для регулирования ночной работы по должностям работников, приведенным в нем.

ОПЛАТА ТРУДА В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.

Законодатель не ориентирует работодателя и работников дифференцированно подходить к повышению оплаты в ночное время в зависимости от того, каков удельный вес работы ночью в общем (сменном) рабочем времени.

Таблица 1

Особенности привлечения к работе в ночное время

Ночная работа и ее оплата

Но, согласитесь, что если в составе смены время ночной работы составляет всего один-два часа, то вряд ли справедливо повышать за них оплату так же, как и в том случае, когда смена состоит сплошь из ночных часов работы. На час или два ночной работы организму не требуется такая же перестройка, как на полноценную ночную смену. Вряд ли недельная работа в вечернюю смену с кратковременным (до двух часов) ночным периодом вызывает такие же последствия для организма, как и недельная работа в ночную смену. На наш взгляд, дифференцированный подход к повышению оплаты за работу в ночное время при сменных режимах является более справедливым.

Основные требования законодателя к оплате труда в ночное время определены в ст. 154 ТК РФ.

Требование 1. Каждый час работы в ночное время должен оплачиваться в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях.

Требование 2. Минимальные размеры повышения оплаты за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом конкретные размеры повышения оплаты труда ночью устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором и не могут быть ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Рассмотрим указанные требования подробнее.

Повременный подход

Прежде всего, надо отметить, что законодатель определил «повременный» подход к повышению оплаты за работу ночью.

Оплачивается время работы, а не сама работа. Это отличает подход к оплате труда в ночное время, предусмотренный в ст. 154 ТК РФ, от других статей, регламентирующих повышенную оплату труда, где размер оплаты привязывается к выполненной работе, а не ко времени (например, в ст. 153 ТК РФ говорится, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в повышенном размере). При этом выполненная работа может измеряться как в количестве произведенной продукции (или услуг), так и в количестве часов работы. Что касается ст. 146 ТК РФ, то в ней применяется еще более общая формулировка, сводящаяся к оплате труда в особых условиях в повышенном размере, что может относиться как к оплате труда по тарифным ставкам (окладам), так и к заработной плате в целом.

Между тем такой подход законодателя к оплате работы в ночное время, как нам кажется, не имеет логического объяснения. Непонятно, например, почему работа, выполненная сдельщиком в ночной период, должна оплачиваться в том же размере, что и работа повременщика, а также окладника, т. е. оплачиваться по времени, а не по выполненной работе, а именно одинаково - за каждый час работы ночью. С формальной точки зрения повышенная оплата за работу в ночное время может реализовываться только в виде доплаты, начисляемой за каждый час работы ночью.

Применительно к оплате труда рабочих-сдельщиков это означает: если за 7 часов работы ночью один рабочий выполнил норму на 90%, а другой -на 200%, то они получат одинаковую доплату за 7 часов работы ночью.

Конечно, работодатель в локальном нормативном акте может установить повышенные расценки за работу ночью в зависимости от выполнения норм, не привязываясь к количеству часов. Однако в этом случае применение повышенных расценок за работу ночью не будет отвечать принципу, установленному законодателем в ст. 154 ТК РФ. Рабочий, выполнивший норму на 90%, может потребовать от работодателя повышенной оплаты не по выполненной работе, а только за часы ночной работы.

Поясним вышеприведенное положение относительно «повременного» подхода к оплате за работу в ночное время примерами расчетов.

Например, трое рабочих одинаковой квалификации (5-й разряд по ЕТКС) в июне 2010 г. отработали в течение месяца по девять смен в ночное время продолжительностью по 7 часов. Они работали в режиме 40-часовой рабочей недели с продолжительностью смен: первая - 8 ч 30 мин, вторая -8 ч 30 мин (с обеденным перерывом по 30 мин), третья - 7 ч (с разрешением принимать пищу в течение рабочего времени в удобное для работников время, совмещая время приема пищи с технологическими факторами производства - технологические перерывы, время пассивного наблюдения за производственным процессом и т. п.)

Фонд рабочего времени в июне 2010 г. по производственному календарю составил 167 часов. Для рабочих, отработавших девять смен в ночное время, он был равен 158 часам (167 ч - 1 ч х 9). Рабочие находились на различных системах оплаты: сдельной, повременной и окладной. Положением об оплате и нормировании труда организации часовая тарифная ставка рабочего 5-го разряда, используемая для расчета сдельных расценок, и повременная оплата за отработанное время установлена в сумме 181,18 руб., а оклад рабочего 5-го разряда - в размере 30 000 руб. в месяц. За 158 часов работы в июне 2010 г. рабочим начислено:
• рабочему-сдельщику (по расценкам) - 31 489,08 руб., при перевыполнении нормы труда на 10%;
• рабочему-повременщику (по часовым тарифным ставкам) - 28 626,44 руб.;
• рабочему-окладнику - 30 000,00 руб.

Доплата за работу в ночное время установлена Положением об оплате и нормировании труда в размере 40% к часовой тарифной ставке или часовой части оклада за каждый час работы в ночное время. За 63 часа ночной работы (7 ч х 9 смен) доплата составляла:
• рабочему-сдельщику - 4565,74 руб. (181,18 х 63 х 0,4);
• рабочему-повременщику - 4565,74 руб. (181,18 х 63 х 0,4);
• рабочему-окладнику - 4784,81 руб. (30 000 : 158 х 63 х 0,4).

Из приведенного примера можно увидеть, в какой степени доплата за работу в ночное время компенсирует падение заработка у рабочих (сдельщика и повременщика). Если бы сокращения фонда рабочего времени не было и в июне оба рабочих отработали по 167 ч (а не по 158 ч), то заработок по расценкам составил бы: у рабочего-сдельщика - 33 282,76 руб. (31 489,08 : 158 х 167), у рабочего-повременщика - 30 257,06 руб. (181,18 х 167).

Таким образом, из-за сокращения фонда рабочего времени рабочий-сдельщик в июне потерял 1793,68 руб. (33 282,76 - 31 489,08), а рабочий-повременщик - 1630,62 руб. (30 257,06 - 28 626,44).

Компенсация за работу в ночное время перекрыла потерю в заработке у рабочего-сдельщика на 2772,06 руб. (4565,74 - 1793,68), а у рабочего-повременщика на 2935,12 руб. (4565,74 - 1630,62).

Что касается рабочего окладника, то от сокращения фонда рабочего времени он не пострадал. За 158 часов ему начислены те же 30 000 руб., что и за 167 часов (фонд рабочего времени без ночных работ). Более того, ему начислена доплата в повышенном (относительно двух других рабочих) размере: 4784,81 руб. против 4565,74 руб.

Двухуровневый подход

Второе требование законодателя к повышению оплаты за работу в ночное время состоит в установлении по крайней мере двухуровневого подхода к определению размера повышения.

Уровень 1.Государство устанавливает минимальный размер повышения оплаты.

Уровень 2. Является дополнением к первому и определяется либо в ходе переговоров между работодателем и работниками путем заключения коллективного договора, либо принятием с учетом мнения представительного органа работников локального нормативного акта, либо при заключении с работником трудового договора.

Обратите внимание!О регулировании оплаты труда в ночное время до вступления в силу Трудового кодекса РФ см. на www.pro-personal.ru

В настоящее время минимальный размер повышения оплаты за работу в ночное время установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» и составляет 20% часовой тарифной ставки или оклада (должностного оклада), рассчитанного за каждый час работы в ночное время.

Введение двухуровневого порядка по установлению повышения оплаты труда в ночное время нуждается в особом рассмотрении. Прежде всего, его целесообразно сравнить с подходом, установленным МОТ в Конвенции № 171 «О ночном труде» и в Рекомендации № 178 «О ночном труде».

Здесь в первую очередь обращает на себя внимание положение Конвенции МОТ № 171 о том, что компенсация трудящимся, работающим в ночное время, по оплате труда должна учитывать особенности ночного труда. Как уже было сказано, самая главная особенность ночного труда состоит в том, что он противопоказан человеческому организму и должен быть сокращен до минимума.

В этой связи первый принцип установления размеров повышения оплаты труда в ночное время состоит в том, чтобы компенсировать работнику снижение заработка в связи с сокращением продолжительности ночной работы по сравнению с дневной. Поэтому неслучайно в Рекомендации МОТ № 178 указывается, что при определении размера денежной компенсации может учитываться степень сокращения продолжительности рабочего времени. В указанной Рекомендации обращается внимание на то, что если денежная компенсация введена без сокращения времени ночной работы, то она может быть по договоренности заменена сокращением продолжительности рабочего времени в ночной период. При этом ни Конвенция, ни Рекомендация не отрицают возможности установления оплаты за ночную работу в более высоком размере по сравнению с компенсацией, пропорциональной сокращению продолжительности ночной работы.

Поэтому установленный ТК РФ двухуровневый подход не противоречит требованиям Конвенции МОТ № 171 и Рекомендации МОТ № 178, согласно которым их положения могут применяться «посредством законов или регламента, коллективных договоров, арбитражных или судебных решений, посредством сочетания этих способов или иным образом, соответствующим национальным условиям или практике». Однако необходимо иметь в виду, что установление повышения оплаты в более высоких размерах может создать заинтересованность работника в увеличении доли времени ночной работы в его фонде рабочего времени. Причем чем выше размер повышения оплаты за работу в ночное время, тем выше такая заинтересованность.

Цитируем документ

1) Работа в ночное время должна, как правило, служить основанием для выплаты соответствующей денежной компенсации. Такая компенсация должна дополнять вознаграждение, выплачиваемое за такую же работу одинаковой трудности в дневное время, и:а) должна соответствовать принципу равного вознаграждения мужчин и женщин за одинаковую работу или за труд равной ценности;

b) может по договоренности быть заменена сокращением продолжительности рабочего времени.

2) При определении размера такой компенсации может учитываться степень сокращения продолжительности рабочего времени...

Раздел III «Денежная компенсация» Рекомендации МОТ № 178

С точки зрения особенностей ночного труда было бы правильно установить повышенную оплату в размере 35% и выше за каждый час ночной работы, указав при этом на необходимость соблюдения допустимого фонда времени работы ночью, например: не более 16 часов в течение 10 дней работы при непрерывном производстве или не более 30% месячного фонда рабочего времени при работе в многосменном режиме.

В ТК РФ применение повышения оплаты сверх минимального размера не сопровождается требованиями ограничения фонда времени ночной работы.

ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЛАТЫ

Применение повышенных размеров оплаты за работу в ночное время сверх минимального по смыслу ст. 154 ТК РФ должно быть компромиссным решением работодателя, учитывающим взаимные притязания сторон трудовых отношений. Однако достижение такого компромисса затруднено в условиях сохранения норм оплаты ночного времени, установленных правительствами СССР и РСФСР или их центральными ведомствами.

НА № 9‘2008Так, в постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (подп. «а» п. 9) установлены размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме: в размере 20% - за работу в вечернюю смену, 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) - за работу в ночную смену. Указанный документ не признан утратившим силу, несмотря на то, что 22 июля 2008 г. Правительство РФ приняло постановление № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (далее - Постановление № 554). Согласно указанному постановлению Правительства РФ минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки или оклада (должностного оклада), рассчитанного за каждый час работы в ночное время.

Ряд специалистов, правда, считают, что применять Постановление от 12.02.1987 № 194 не нужно, так как есть определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 321-О, где указано: «...к числу законодательных актов, утративших силу, следует относить не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат».

Именно этим определением Конституционного Суда РФ руководствовался и судья Верховного Суда РФ, вынося определение от 12.11.2008 № ГКПИ08-2113 по заявлению ОАО «Мурманский морской торговый порт». В данном определении, в частности, указано: «В настоящее время вопросы повышения оплаты труда за работу в ночное время нормативно регулируются постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554. В силу этого положения подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 не подлежит применению».

Между тем нельзя забывать, что вопросы повышения оплаты труда за работу в ночное время наряду с Постановлением № 554 регулируются также ст. 154 ТК РФ. Часть 1 данной статьи предусматривает, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. И до тех пор, пока ч. 1 ст. 154 ТК РФ сформулирована таким образом, реализация принципа двухуровневого подхода вряд ли будет работать в полной мере.

Разумеется, найдутся работодатели, которые воспользуются определением Верховного Суда РФ № ГКПИ08-2113 и перестанут применять подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194, а также другие нормативные акты СССР и РСФСР.

Но имейте в виду, что профсоюзные организации и иные представительные органы работников могут настоять на отмене принимаемых работодателями решений о снижении по сравнению с установленными союзными актами размеров повышения оплаты за работу в ночную смену.

Очевидно, что положения Постановления от 12.02.1987 № 194 больше отвечают интересам работников, а значит, еще не известно, как может разрешиться спор в суде, если таковой состоится.

Следует обратить внимание еще на один вопрос, связанный с повышением оплаты труда за работу в ночное время, требующий правового регулирования.

Вполне объяснимое желание работодателей не платить довольно высокие размеры повышения оплаты за работу в ночное время вызвало активное сопротивление со стороны объединений профсоюзов, которые сделали регулирование повышения этой оплаты предметом отраслевых соглашений. Приведем в качестве примера несколько отраслевых соглашений, принятых на федеральном уровне (табл. 2).

Таблица 2

Установление размеров доплаты в федеральных отраслевых соглашениях

Ночная работа и ее оплата

Отраслевые соглашения, регулирующие повышение оплаты за труд в ночное время, как правило, предусматривают доплаты за такую работу в размере 40% часовой ставки. Например, на уровне субъектов РФ заключены следующие соглашения:
• Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и горэлектротранспорте Волгоградской области на 2008-2010 годы от 15.01.2008 № С-2/08;
• Отраслевое соглашение по организациям текстильной и легкой промышленности Республики Татарстан на 2007-2010 годы и т. д.

На первый взгляд установление размеров повышения оплаты за работу в ночное время соглашениями вполне правомерно, тем более если учитывать, что согласно ст. 46 ТК РФ в числе обязательств, которые могут включаться в соглашение, названы вопросы оплаты труда. Более того, такие соглашения, как правило, «улучшают» положение работников. Однако анализ ст. 154 ТК РФ показывает, что регулирование данного вопроса с помощью механизма социального партнерства предусмотрено только путем заключения коллективного договора, но никак не соглашения. И если строго следовать «букве» закона, установление размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время в соглашениях, пусть даже на федеральном уровне, противоречит ст. 154 ТК РФ.

Следует отметить, что основная цель ст. 154 ТК РФ дать возможность работодателю дифференцированно подходить к установлению размеров доплаты за работу в ночное время, превышающих тот минимум повышения, который установлен Правительством РФ и носит исключительно компенсационный характер. В тех случаях, когда на тех или иных участках производства необходимо создать дополнительные стимулы, чтобы работник сделал выбор в пользу выполнения ночных работ именно на них, работодатель в ходе личных или коллективных переговоров вправе установить взаимоприемлемый размер повышения оплаты труда в ночное время.

Например, на участках с наиболее низкой нагрузкой можно установить небольшое повышение оплаты труда в ночное время, на других (с преобладанием умственной нагрузки) - несколько выше, на участках с очень высоким и значительным напряжением физических сил работника - самый высокий.

Огульное (без дифференцированного подхода) установление в соглашениях размеров повышения оплаты за работу в ночное время связывает руки работодателю, лишает его необходимой гибкости в принятии решений, а иногда и вынуждает находить обходные пути для достижения своих целей.

Завершая рассмотрение вопроса о работе в ночное время и ее оплате, отметим: если упущения и недостатки законодательства впредь до их устранения будут решаться на уровне работодателя в локальных нормативных актах, коллективных и трудовых договорах, это позволит предотвратить или значительно уменьшить наносимый здоровью работников ущерб от применения ночных работ, а в конечном счете повысить результативность работы и экономический эффект для работодателя.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль