Трансформация профессиональных компетенций

2938
Продолжаем начатый в прошлом номере журнала разговор о Профессиональных стандартах авиастроительного профиля. На этот раз поговорим о соответствии профессиональных стандартов образовательным, формировании компе-тентностных учебно-методических комплексов.

Трансформация профессиональных компетенций

Для того чтобы сделать вывод о возможности освоения профессиональной компетенции в рамках профессионального образования сначала необходимо проанализировать действующие образовательные стандарты и образовательные программы на соответствие их требованиям профессионального стандарта.

На этом этапе происходит выявление направлений подготовки и специальностей (посредством анализа учебных планов, предметных цепочек, содержания рабочих программ, дисциплин), способствующих наиболее полному освоению компетенции, и делается вывод о принципиальной возможности освоения рассматриваемой ПК в рамках действующих специальностей (см. табл. 1 и рис. 1). Работы в данном направлении целесообразно поручать экспертным рабочим группам, ранее занятым в вопросах структурирования компетенции, погруженных в проблематику и имеющих представления о целевых индикаторах проводимых работ. Такой подход вполне оправдан, поскольку позволит обеспечить заданное качество выполняемых работ.

От профессиональных стандартов к образовательным программам

От профессиональных стандартов к образовательным программам
От профессиональных стандартов к образовательным программам

Далее, в соответствии с разработанной методикой, необходимо проанализировать процесс трансформации ПК в рамках каждого направления подготовки и существующих образовательных программ. Рассмотрим этот вопрос на примере направления «Прикладная механика», специальности «Динамика и прочность машин», специализация «Математическое моделирование в динамике и прочности конструкций». На рис. 2 продемонстрирован структурный план-схема осуществления трансформации профессиональной компетенции для соответствующего отраслевого ядра.

Составим матрицу соответствия (см. табл. 2), в которой дидактические единицы из профессионального стандарта соотносятся с дисциплинами учебного плана. Таким образом, реализуется модульно-дисциплинарный подход при разработке образовательных программ.

От профессиональных стандартов к образовательным программам
От профессиональных стандартов к образовательным программам

Необходимо отметить, что возможно возникновение ситуации, когда на данном этапе реализации методики могут выявиться дополнительные обеспечивающие дидактически единицы, при этом некоторые из них не будут входить в рассматриваемое направление подготовки. В данной ситуации станет необходимо осуществить дополнение/модернизацию содержания дисциплин учебного плана подготовки.

В результате анализа предложенного материала сделаем следующие выводы:

  • о существовании оптимальной образовательной программы, в рамках которой формируется рассматриваемая профессиональная компетенция;
  • о корректировке или разработке новых дополнительных образовательных программ.

Формирование компетентностных учебно-методических комплексов

Прочитайте полезные статьи по теме:

Компетентностный учебно-методический комплекс (КУМК) представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимую для методического обеспечения всех мероприятий по формированию компетенции и предназначен для решения следующих задач:

  • формирование учебных программ профессионального образования;
  • оценка качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования;
  • аттестация профессорско-преподавательского состава (ППС) образовательных учреждений;
  • определение основных направлений повышения квалификации и стажировок ППС;
  • определение основных направлений развития учебно-методического и материальнотехнического обеспечения учреждений профессионального образования;
  • государственная и профессиональная аккредитации учреждений профессионального образования.

По сути, КУМК является основой для формирования УМК отдельных дисциплин основных образовательных программ.

В состав КУМК входят:

  • рекомендации по формированию содержания образовательных программ, направленных на получение требуемой ПК (отраслевые ядра ПК);
  • трансформированная ПК;
  • календарный график освоения компетенции;
  • рекомендации по применяемым образовательным технологиям;
  • программы модулей.

В таблице 3 в качестве иллюстрации представлен принципиальный календарный план-график освоения компетенции, являющейся своеобразным логическим итогом рассмотренной выше методики разработки образовательных стандартов и основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов и компетентностного подхода.

От профессиональных стандартов к образовательным программам

Результаты

Необходимым условием успешной разработки и реализации компетентностных учебно-методических комплексов является вовлечение и обеспечение влияния работодателей в этот процесс (на примере отдельных направлений авиастроения и других наукоемких отраслей в учебных заведениях профессионального образования). Это позволит корректировать и видоизменять учебные модули, ориентировать их на более полное и качественное освоение компетенций, необходимых будущему выпускнику.

Процесс вовлечения представителей рынка труда целесообразно организовывать путем создания постоянно действующих экспертных рабочих групп, сформированных из работодателей и представителей учебных заведений профессионального образования. С определенной периодичностью рекомендуется изменять состав группы экспертов путем обеспечения ротации или введения новых членов с целью обеспечения наличия «свежего» взгляда на рассматриваемые проблемы. Кроме того, необходимо использовать базу теории принятия решений и экспертной оценки для достижения качественных результатов совместной деятельности представителей рабочей группы. Ввиду необходимости интеграции учебных заведений профессионального образования и профильных предприятий, работодатель в сложившейся ситуации должен принимать непосредственное участие в процессе подготовки кадров, предоставляя для этой цели имеющееся оборудование, производственные площади, кадровые и другие ресурсы. Такая практика показывает, что выпускники вузов, ссузов уже в процессе обучения ориентируются на продолжение своей трудовой деятельности в данной отрасли и на данном предприятии, что помогает решать актуальную кадровую проблему, минимизировать затраты на адаптацию специалиста на рабочем месте, повысит мотивацию к работе по специальности и т.д.

В заключение отметим, что при подготовке образовательных и профессиональных стандартов целесообразно рассмотреть модели профессий, принятые в мировом сообществе, а также подход работодателей, ориентированный на развитие профессиональных качеств своих сотрудников. Немаловажным фактором успеха данной нормативно-методической деятельности является глубокий анализ основных общеевропейских и мировых тенденций развития образования, существующих подходов к решению вопросов гармонизации образовательной сферы с представителями работодателей, которым повышенное внимание уделяют все крупнейшие авиастроительные корпорации.

От профессиональных стандартов к образовательным программам

Подписаться на журнал "Справочник по управлению персоналом" можно по этой ссылке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль