Внедрение профессионального стандарта педагога

605
В 2015 году трудовое законодательство претерпело изменения, в части необходимости введения профессиональных стандартов для работников образовательных учреждений.

С 1 января 2017 года во всех образовательных учреждениях без исключения должен быть внедрен профессиональный стандарт педагога.

Педагог – одно из ключевых составляющих в процессе реформы образования, которое происходит в последнее десятилетие. Меняются поколения, время не стоит на месте, и поэтому возникла необходимость обозначить рамки, условия, критерии, которым должен соответствовать педагог любого образовательного учреждения.

Причем это коснулось не только педагогических стандартов средних и высших учебных учреждений, но и необходимости внедрения профессионального стандарта педагога в ДОУ.

В статье раскрывается не только понятие профессионального стандарта педагога, но и необходимость его внедрения на различных уровнях педагогической деятельности.

Приказ о внедрении профессионального стандарта педагога

Министерством труда России был утвержден приказ о внедрении профессионального стандарта педагога. Несмотря на то, что дата утверждения профессионального стандарта педагога 18.10.2013, образовательные учреждения должны перейти на него с 01.01.2017 (п. 2 Приказа).

Издание приказа было необходимо, т.к. ранее существовавшие многочисленные инструкции и положения устарели, а также ограничивали педагогов, не давали им развиваться самостоятельно.

★ 5 помощников в работе с документами


—  Шаблоны должностных инструкций бесплатно!

—  Самые нужные кадровые документы: шаблоны и примеры заполнения

—  Скачать наглядное пособие «Трудовая книжка без ошибок»

—  План проверок ГИТ на 2017 год

—  Список обязательных профстандартов

После внесения изменений в Трудовой Кодекс РФ многие образовательные учреждения с целью перехода на образовательный стандарт педагога разработали и опробовали в своей деятельности проекты внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога. Это было необходимо для поэтапного, постепенного введения профессионального стандарта педагога. В проектах анализировался новый профстандарт педагога, проводились анкетирование родителей и интервьюирование педагогов о качестве образования на этапе реформирования, разрабатывались новые локальные акты, с целью приведения их в соответствии с новыми стандартами. Кроме того, невозможно было требовать от педагогов того, чему их когда-то не обучали в высших учебных заведениях, поэтому возникла необходимость в переквалификации работников образования в соответствии с предъявляемыми на сегодняшний день требованиями.

В связи с этим педагогические работники направлялись на курсы повышения квалификации для изучения ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). Причем работники образовательных учреждений изучали образовательные стандарты разного уровня:

  • ФГОС для детского сада;
  • ФГОС школы (с 1 по 4 кл.);
  • ФГОС с 1 по 5 кл.;
  • ФГОС с 10 по11 кл. и пр.

Руководителям образовательных учреждений порой необходимо было изучать несколько образовательных стандартов, например, директорам школ.

План внедрения профессионального стандарта педагога

Каждое образовательное учреждение, независимо от его принадлежности к общему, высшему или иному уровню образования к 01.01.2017 должно разработать и утвердить план внедрения профессионального стандарта педагога.

Изменения коснулись и дошкольных образовательных учреждений, что началось с внедрения профстандарта в ДОУ 17.10.2013, когда был принят приказ Минобрнауки России № 1155. Кроме того, с 1 января 2017 года, в соответствии с приказом минтруда о профессиональном стандарте педагога, работники дошкольных образовательных учреждений России также должны работать на основании плана внедрения профессионального стандарта педагога в ДОУ, разработанного и утвержденного руководителем каждой образовательной организации.

Образец план – графика внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования

Образец план – графика внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования

Профессиональный стандарт педагога может быть расширен как на уровне субъекта РФ, так и в отдельно взятом образовательном учреждении с учетом его специфики.

Установление педагогического профстандарта имеет множество целей и задач: устанавливаются критерии, которым должен соответствовать педагог образовательного учреждения, эти критерии должны обязательно быть доведены до педагога при поступлении на работу (либо в ходе внедрения профстандарта), педагог заинтересован в повышении своей квалификации, а также задействован в процессе улучшения качества образовательного процесса.

Таким образом, все образовательные организации с начала 2017 года должны осуществлять свою деятельность на основании профессионального стандарта педагога, утвержденного 18.10.2013.

Кроме того, контрольно-надзорные органы при проведении проверок, в том числе документарных, будут исходить из положений указанного профстандарта. В том числе, приведены ли в той или иной образовательной организации локальные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством. Поэтому в процессе внедрения профстандарта в образовательном учреждении необходимо пересмотреть все инструкции педагогического состава на предмет их соответствия новому профстандарту.

План внедрения профессионального стандарта педагога детского сада

План внедрения профстандарта педагога в ДОУ должен включать в себя следующие критерии:

  1. Воспитатель детского сада в зависимости от трудовой функции в ДОУ должен иметь высшее либо среднее профобразование, а также доп. образование по работе в ДОУ.
  2. Работник дошкольного образовательного учреждения должен знать и осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с положениями государственного профессионального стандарта ДОУ;
  3. Воспитатель должен поддерживать безопасное обучение и воспитание детей, а также комфортное эмоциональное состояние, особенно в период ранней адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Одной из главных функций педагога ДОУ – поддержание доброжелательности между детьми в группе, не допущение негатива к детям разных расовых принадлежностей, либо имеющим ограниченные возможности здоровья;
  4. Педагог должен давать определенную свободу выбора деятельности дошкольниками, плавно направляя их различными педагогическими методами (игровой, познавательный), поддерживая инициативность в ребенке;
  5. Одним из приоритетов в плане внедрения профстандарта в ДОУ для педагога должен быть постоянный мониторинг освоения учащимися образовательных и развивающих программ;
  6. Воспитатель должен работать в тесном взаимодействии с психологом дошкольного учреждения и другими специалистами, с учетом особенностей каждого ребенка (в первую очередь, если ребенок испытывает трудности при усвоении стандартной программы);
  7. Педагог должен ориентироваться на результат работы – психологическая готовность несовершеннолетнего к обучению в средней школе;
  8. Воспитатель должен построить свою работу так, чтобы у него была возможность уделять внимание каждому ребенку в группе, с учетом его психологических, возрастных и иных особенностей (т.е. иметь свой подход к каждому воспитаннику).

Для осуществления своих трудовых функций в рамках, обозначенных профессиональным стандартом, педагог ДОУ должен обладать определенными знаниями, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности:

  1. Специфика воспитания детей в рамках дошкольного образовательного процесса;
  2. Основы педагогического процесса воспитания детей, т.е. классических школ воспитания несовершеннолетних, а также современные системы  (советская система дошкольного воспитания, системы Монтессори и Фребеля и др.);
  3. Общепринятое развитие дошкольника (физическое, психологическое);
  4. Основы развития несовершеннолетних младшего возраста (познавательное, личностное и др.);
  5. Направления развития образовательного процесса ДОУ.

Кроме вышеназванных требований, к педагогам также предъявляются особые условия нахождения в статусе воспитателя дошкольного учреждения: соблюдение нравственности, этики, а также законодательства РФ, т.к. на работу в детский сад не может быть принять, а допущенный к работе подлежит увольнению работник, осужденный за преступления против половой неприкосновенности, против жизни и здоровья несовершеннолетних и др. нарушения УК РФ, установленные законодательством России. Кроме этого, существует утвержденный перечень заболеваний, препятствующий педагогической деятельности в ДОУ (алкоголизм, наркомания и пр.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях