Закон о спецоценке и досрочное пенсионное обеспечение

91
Федеральный закон о спецоценке и последовавшие за его принятием изменения законодательства затронули не только проблемы трудового права и вопросы, относящиеся к сфере охраны труда (предоставление гарантий и компенсаций, применение средств индивидуальной защиты и др.), но и досрочное пенсионное обеспечение (уплата работодателем дополнительного тарифа и право работников на досрочную пенсию).

Дополнительные тарифы страховых взносов

Изменились ли правила начисления дополнительных тарифов страховых взносов?

Дополнительные тарифы, которые Законом о спецоценке предполагается уплачивать с 1 января 2014 г. (по результатам спецоценки), отличаются от дополнительных тарифов, уплачивавшихся работодателями в 2013 г.

В прошлом году такие тарифы начислялись работодателями за работников, занятых на местах, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, и устанавливались законодательством независимо от условий труда на этих рабочих местах. Определяющим моментом являлось основание, по которому предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и работодатели не могли повлиять на размер тарифов.

Установленные с 1 января 2014 г. тарифы напрямую зависят от условий труда на рабочих местах. Это дает работодателю возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, изменять размер дополнительных тарифов, а в иных случаях и освобождаться от их уплаты. При этом не имеет значения, по какому основанию предоставляется право на досрочное пенсионное обеспечение (например, по Списку № 1 или № 2).

Спецоценка рабочих мест

Спецоценке подлежат все рабочие места, в том числе, производственные факторы на которых в результате проведения соответствующих мероприятий признаны идентифицированными, т. е. совпадают с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Такая идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, результаты утверждаются комиссией.

Обратите внимание: не все места, на которых заняты работники, упомянутые в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, подлежат процедуре идентификации.

Так, не подлежат идентификации рабочие места, предусмотренные списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Также идентификация не производится в отношении мест, в связи с работой на которых сотрудникам согласно законодательству предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях; мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации по условиям труда или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В отношении таких рабочих мест в соответствии с Законом о спецоценке не проводятся мероприятия по установлению совпадения имеющихся на них потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными соответствующим классификатором. В то же время эксперт комиссии в процессе проведения спецоценки может выполнить эту работу, так как без нее невозможно установить, по каким вредным и (или) опасным производственным факторам из перечисленных в ст. 13 Закона о спецоценке (аэрозоли, шум, инфразвук, химические вещества и смеси, микроорганизмы, тяжесть и напряженность трудового процесса, температура воздуха и т. д.) следует проводить исследования (испытания) и измерения.

Кстати сказать, установленные на рабочем месте по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов классы (подклассы) условий труда не всегда являются окончательными. В некоторых случаях они могут быть существенно снижены последующими решениями комиссии (ч. 6–8 ст. 14 Закона о спецоценке), и тогда у работодателя появляется возможность платить меньший дополнительный тариф или не платить его вовсе, а работник может лишиться права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Результаты спецоценки

На основании заключения организации, проводящей спецоценку, класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в случае, если работниками, занятыми во вредных условиях труда, применяются эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.

Класс (подкласс) условий труда может быть снижен в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 14 Закона о спецоценке, и более чем на одну степень. Таким образом, окончательные результаты спецоценки могут устанавливаться отдельными решениями комиссии.

На рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, класс (подкласс) условий труда может быть снижен в соответствии с отраслевыми особенностями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В этом случае у работодателя нет оснований для уплаты дополнительного тарифа, а у территориальных органов ПФР – для включения периодов занятости сотрудников, работающих на этих местах, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (при этом не имеет значения, что эти рабочие места предусмотрены в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ). И работодатель подает в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая содержится в соответствующем реестре (ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном ст. 12 Закона о спецоценке.

Конечным результатом специальной оценки является определение классов условий труда, которые с 1 января 2014 г. применяются для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций, а в части пенсионного обеспечения – для определения дополнительного тарифа и в других целях, указанных в ст. 7 Закона о спецоценке.

Практический вопрос на тему о СОУТ в системе досрочных пенсий

Закон о спецоценке вступил в силу 1 января 2014 г., но реально она может начаться только после утверждения всех необходимых нормативных правовых актов. В связи с этим возникает вопрос: какой дополнительный тариф должны уплачивать работодатели в период с 1 января 2014 г. и до проведения спецоценки? И как будет решаться вопрос о включении этого периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости?

Принятие Закона о спецоценке не исключает уплату дополнительного тарифа, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом указанные периоды могут включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с учетом условий, предусмотренных в подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №5, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль