Запрет дарения отдельным категориям лиц

44
Зимой 2014 года Правительство РФ утвердило Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей. Поговорим подробнее об определениях и нормативах, прописанных в нем.

Определения Положения о порядке сообщения о получении подарка

Подарок, полученный в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями, служебными командировками, – это подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных и других официальных мероприятий, служебных командировок предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

Данная формулировка несколько затуманивает, казалось бы, ясную ситуацию с получением презента на официальном мероприятии. Можно заметить, что таковым предлагается признать любой подарок, полученный работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей. То есть в самом определении получение подарка напрямую не связывается с какими-либо мероприятиями, за исключением оговорки о получении канцелярских принадлежностей, цветов и ценных подарков в качестве поощрения либо награды.

Кстати сказать, если исключение поощрений и наград из сферы действия Положения вопросов не вызывает (было бы нелогично требовать, например, от госслужащего передачи в государственный орган ценного подарка, которым он был награжден), то с канцелярскими принадлежностями ситуация иная.

Понятно, что в данном случае авторы Положения, очевидно, имели в виду авторучки, блокноты и проч., вручаемые гостям на различных официальных мероприятиях, чтобы делать заметки, подписывать документы и т. п. В то же время некоторые канцелярские принадлежности, особенно выполненные в подарочном варианте, обладают достаточно высокой стоимостью и могут быть использованы для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на чиновника или работника государственной организации. Как говорил Глеб Жеглов, «между прочим, хороший паркер с золотым пером тысячу стоит».

Одаривание в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей определяется в Положении как получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.

Данное определение, на наш взгляд, лишено системных недостатков, но лишь по той причине, что оно, собственно, ничего не определяет. Лицо признается получившим подарок в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей тогда, когда оно его получает в рамках выполнения своих служебных (должностных) обязанностей. Вряд ли такой тезис может быть подвергнут критике и вряд ли сможет хоть в чем-то помочь правоприменителям для определения случаев нарушения обязанностей, связанных с получением подарков.

Между тем проблема определения того факта, что должностное лицо получило подарок именно в связи со своим служебным положением или исполнением должностных обязанностей, является применительно к рассматриваемому запрету, пожалуй, самой острой. Именно отсутствие четкого и всеобъемлющего определения приводит к тому, что наказать чиновника за принятие подношения (в случае если отсутствует либо не доказан состав преступления, предусмотренный ст. 290 Уголовного кодекса РФ «Получение взятки») практически невозможно, ибо дарители, как правило, не делают надписи типа «в связи с Вашим должностным положением» и одаряемый всегда может заявить, что получил этот презент в силу давних и бескорыстных дружеских отношений.

В пункте 2 Положения дано определение подарка, полученного в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями, служебными командировками, а также в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей. Однако связь между ними никак не обозначена.

В принципе, анализ законодательства, да и простая логика подсказывают, что получение подарка в связи с официальными мероприятиями является одним из случаев одаривания по причине занимаемого должностного положения или исполнения служебных обязанностей, поскольку в данной ситуации лица, на которых распространяется Положение, выступают именно в своем официальном качестве. Другими словами, «получение подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей» и «получение подарка в связи с официальными мероприятиями» должны рассматриваться как общее и частное.

В то же время при анализе дальнейшего текста Положения складывается впечатление, что авторы об этом не подумали.

Для начала п. 3 Положения устанавливает, что лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей.

В соответствии же с п. 4 Положения все те же лица обязаны в порядке, предусмотренном Положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением служебных обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.

Как же так, ведь если верить п. 3 Положения, лицам, на которых распространяется его действие, запрещено принимать подношения! Как же они могут уведомлять о том, чего вообще не должно быть?

Запрет дарения - разбираем на примере конкретной проблемы

Сложно дать однозначный совет служащему, стоит ли принимать переданный ему в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей подарок даже стоимостью меньше 3000 руб. (ведь последнее далеко не всегда очевидно).

Однако, допустим, упомянутый служащий все же принял подарок и, будучи законопослушным гражданином, решает в соответствии с п. 4 Положения уведомить о его получении.

Обратившись к п. 5 Положения, он выясняет, что такое уведомление, составленное согласно приложению, представляется не позднее трех рабочих дней с момента одаривания в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации, в которых чиновник проходит службу. Кроме того, в случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление подается не позднее трех рабочих дней по возвращении. Если по какой-либо уважительной причине сделать это в установленные сроки невозможно, оно представляется не позднее следующего дня после устранения причины задержки.

Вообразим теперь следующую ситуацию. Инспектор контрольно-надзорного органа провел проверку соблюдения законодательства коммерческой организацией. По ее завершении он составил акт, в котором отразил отсутствие каких-либо нарушений (в это сложно поверить, но иногда нарушений действительно нет).

Руководитель организации преподносит ему фирменный сувенир (продукция с логотипом компании). Руководствуясь пп. 4 и 5 Положения, служащий, приняв подарок, начинает заполнять уведомление о его получении. Достаточно быстро он добирается до строки: «Извещаю о получении (дата получения) подарка(ов) на (наименование протокольного мероприятия, служебной командировки, другого официального мероприятия, место и дата проведения)».

Дату в этом случае поставить несложно. А вот как быть с наименованием мероприятия? Проверка не является протокольным или официальным мероприятием, равно как и командировкой, а бланк уведомления не содержит в подстрочном перечне «получение подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц».

Между тем получение подарка в такой ситуации связано именно с исполнением служебных обязанностей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности. И уведомление все-таки необходимо заполнить.

Указанная проблема возникла из-за того, что Положением не разграничены, а по сути, даже отождествлены «получение подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей» и «получение подарка в связи с официальными мероприятиями».

Возможно, оговорка в п. 3 «не предусмотренные законодательством Российской Федерации» намекает, что в некоторых случаях получение подарка все же возможно (выше мы приводили законодательные нормы, допускающие одаривание в связи с официальными мероприятиями), – в таком случае и возникает обязанность уведомления. Однако в п. 4 не говорится о получении подарка только в связи с официальными мероприятиями, а опять-таки упоминаются должностное положение и исполнение служебных обязанностей (более широкий круг ситуаций).

Можно предположить также, что «предусмотренные законодательством Российской Федерации» допустимые случаи одаривания – это получение так называемых обычных подарков стоимостью не выше 3000 руб. (ч. 1 ст. 575 ГК РФ). Однако целый ряд законодательных актов, как отмечалось выше, устанавливает более строгий запрет на получение подарков – независимо от их стоимости – в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей. При таком толковании Положение вступает в противоречие с этими актами.

Уведомление о получении подарка

Разумеется, рассматриваемое Положение заслуживает не только критики. Так, оно достаточно четко регламентирует порядок действий, связанных с получением подарка.

Соответствующее уведомление составляется в двух экземплярах, один из которых возвращается представившему его лицу с отметкой о регистрации. Другой экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного органа, образованную в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый и товарный чеки, иной документ о его оплате (приобретении)). Дальнейшая судьба презента зависит от его стоимости. Если согласно документам она превышает 3000 руб. либо неизвестна служащему, подарок сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления. Подарки меньшей стоимости остаются у получивших их госслужащих. Что касается подношений, цена которых неизвестна, их стоимость определяется на основе рыночной цены, действующей на день принятия подарка к учету, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности такого подтверждения – экспертным путем. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3000 руб. Если же презент оказался дороже, уполномоченное структурное подразделение обеспечивает его включение в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта РФ (муниципального образования).

Обратите внимание!

Несоблюдение требований об уведомлении и сдаче подарка, полученного на официальном мероприятии в связи с исполнением должностных обязанностей, влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.

Выкуп подарков 

Служащий, сдавший подарок, полученный в связи с протокольным или другим официальным мероприятием, служебной командировкой, вправе выкупить его в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Для этого он должен направить на имя представителя нанимателя соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

Уполномоченное структурное подразделение в течение трех месяцев со дня поступления заявления организует оценку подарка для реализации (выкупа) и в письменной форме уведомляет заявителя о стоимости подношения. После этого чиновнику дается месяц, чтобы выкупить его по установленной стоимости.

В противном случае подарок может эксплуатироваться государственным органом с учетом заключения комиссии о целесообразности его использования для обеспечения деятельности госоргана.

Если использование данного презента признается нецелесообразным, руководитель принимает решение о его реализации на торгах в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководитель государственного органа принимает решение о его повторной продаже, либо о безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо об уничтожении в соответствии с законодательством РФ. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №4, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль