Государственная гражданская служба и новые меры борьбы с коррупцией

193
Приоритетным направлением совершенствования законодательства в сфере государственного и муниципального управления остается борьба с коррупцией. Сразу несколько принятых в последнее время документов направлено на решение этой проблемы.

Запрет на финансовые операции

Федеральным законом от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментам”» Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о госслужбе) был дополнен новым запретом (в отношении некоторых госслужащих) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за границей, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Сущность данного запрета раскрывается в Федеральном законе от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон № 79-ФЗ).

Кого касается указанный запрет?

Он распространяется на лиц, замещающих:

  • должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или Генеральным прокурором РФ;
  • должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
  • а также их супругов и несовершеннолетних детей.

Кроме того, другими федеральными законами данный запрет может быть распространен и на иных лиц.

Вопрос по изменениям в сфере государственной гражданской службы

Гражданин РФ занимает должность федеральной государственной службы в постоянном представительстве России при Организации Объединенных Наций, расположенном в США. Его жена работает преподавателем в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением иностранного языка при этом представительстве. Распространяется ли на них запрет иметь счета в американских банках?

Читайте также:

Запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных вне территории РФ, не распространяется на должностных лиц, замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами России официальных представительствах РФ, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, а также на супругов и несовершеннолетних детей указанных лиц.

Что должны были сделать лица, подпадающие под действие запретов, установленных Законом № 79-ФЗ?

Лица, подпадающие под действие запрета, должны были в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу (то есть до 19.08.2013) закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Если же выполнить данное требование не удалось в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными до дня вступления в силу Закона № 79-ФЗ компетентными органами иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия ареста, запрета распоряжения.

Кроме того, в течение указанного трехмесячного срока необходимо было прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, не имеющее права открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кстати сказать, как вытекает из преамбулы Закона № 79-ФЗ, рассматриваемый запрет введен в целях обеспечения национальной безопасности России, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции.

Определенные вопросы вызывает цель «упорядочение лоббистской деятельности», ведь сама по себе лоббистская деятельность в РФ не регулируется и ее понятие является неопределенным, что, кстати, отмечалось и в заключении правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18.02.2013 № 738 по проекту Закона.

Подпадающие под рассматриваемый запрет гражданские служащие при представлении информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указывают в том числе принадлежащее им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимое имущество, находящееся вне территории РФ, источники получения средств, за счет которых было приобретено это имущество, свои обязательства имущественного характера за пределами России, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Вопрос по изменениям в сфере государственной гражданской службы

Гражданин РФ претендует на занятие должности гражданской службы, подпадающей под рассматриваемые запреты. Какие действия он должен предпринять до и после назначения на должность?

При представлении информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера такой гражданин указывает в том числе принадлежащее ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимое имущество, находящееся за пределами РФ, источники получения средств, за счет которых приобретено это имущество, и т. д. Помимо этого он должен указать собственные, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей счета (вклады), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных вне территории РФ, и (или) иностранные финансовые инструменты.

После назначения на должность гражданин обязан закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

В случае появления информации о том, что лицо, обязанное соблюдать запрет совершать финансовые операции с иностранными банками и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, этот запрет нарушает, в отношении него может быть проведена проверка.

Что может послужить основанием для проверки государственных служащих?

Информация о несоблюдении запрета, являющаяся основанием для проведения проверки, может быть предоставлена в письменной форме в установленном порядке:

  1. правоохранительными, иными государственными органами, Центральным банком РФ, кредитными и другими российскими организациями, органами местного самоуправления, работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ, а также иностранными банками и международными организациями;
  2. постоянно действующими руководящими органами политических партий и иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  3. Общественной палатой РФ;
  4. общероссийскими средствами массовой информации.

Процедура проверки Законом № 79-ФЗ не регулируется. Вместо этого он содержит отсылочные нормы к порядку проведения проверки соблюдения подконтрольным лицом запретов и ограничений, установленных федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ), другими федеральными законами. Такие проверки регулируются Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

Закон № 79-ФЗ предусматривает возможность отстранения проверяемого лица на период проведения проверки от должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении проверки. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, инициировавшим проведение проверки. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание по ней сохраняется.

Вопрос по изменениям в сфере государственной гражданской службы

Представителю нанимателя на основании доклада о результатах проверки стало известно о несоблюдении государственным гражданским служащим запрета на заключение договоров финансового характера с иностранными организациями. Что грозит такому чиновнику?

Несоблюдение запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой должности в связи с утратой доверия согласно законам, определяющим правовой статус соответствующего лица. В отношении государственных гражданских служащих применяется п. 6 ч. 1 ст. 59.2 Закона о госслужбе, в который было внесено необходимое дополнение: гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае нарушения им, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных вне территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Обратите внимание!

Анонимная информация не может служить основанием для принятия решения о проверке нарушения запрета.

Контроль за соответствием расходов гражданского служащего

Различным аспектам противодействия коррупции посвящены также изданные в апреле 2013 г. указы Президента РФ:

  • от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”» (далее – Указ № 309);
  • от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”» (далее – Указ № 310).

Указ № 309, как вытекает из его названия, уточняет различные вопросы, связанные с декларированием должностными лицами сведений о своих (а также членов их семей) доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и напрямую государственную гражданскую службу не затрагивает. В то же время среди общих его положений, касающихся всех без исключения декларантов, можно выделить следующие.

Во-первых, Указом закреплено, что информация о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера включает в том числе сведения:

  1. о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами РФ;
  2. государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;
  3. недвижимом имуществе, находящемся вне территории РФ;
  4. обязательствах имущественного характера за пределами России.

Данная норма новеллой не является, поскольку эти сведения должны были подаваться и ранее. Здесь еще раз подчеркнута необходимость декларирования именно имущества и обязательств имущественного характера, имеющих зарубежное происхождение или находящихся за рубежом, в рамках общего механизма противодействия приобретению высшими чиновниками зарубежных активов.

Вопрос по изменениям в сфере государственной гражданской службы

Должностное лицо государственного органа сообщило о фактах несоблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции. Предусмотрены ли какие-либо меры защиты такого лица от преследования со стороны начальников?

В соответствии с п. 4.1 ст. 5 Закона № 273-ФЗ правоохранительные и иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Указом № 309 определены особые правила привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции. В соответствии с п. 21 Указа к лицу, замещающему должность в государственном органе и сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В таком заседании может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до заседания.

Эти положения направлены на установление дополнительного механизма защиты лица (в том числе и государственного гражданского служащего), сообщившего о каких-либо ставших ему известными коррупционных проявлениях. Предполагается, что рассмотрение вопроса на конфликтной комиссии (в дополнение к обычной служебной проверке) с возможным (хотя и не обязательным) участием прокурора заметно снизит вероятность сведения счетов с таким лицом его руководителями.

Указ № 310 регламентировал некоторые вопросы реализации еще одного антикоррупционного механизма – контроля за расходами должностных лиц. Указом, в частности, установлено, что:

  • контроль за расходами осуществляют органы, подразделения либо должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • сведения, которые должно указать подконтрольное лицо, представляются в течение 15 рабочих дней с даты их истребования;
  • результаты осуществления контроля за расходами рассматриваются на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Указом № 310 утверждена форма справки о расходах подконтрольного лица.

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №1, 2014г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль