Досрочное пенсионное обеспечение: новые этапы развития

85
Необходимость реформирования досрочных пенсий возникла давно. С начала 90-х гг. систему пытались изменить путем введения критериев для оценки условий труда и установления права на льготную пенсию. В результате в пенсионном страховании появился персонифицированный учет, начало развиваться негосударственное пенсионное обеспечение. А вот досрочные пенсии каких-либо изменений не претерпели.

В 1995 г. в рамках Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации была объявлена задача поставить досрочные пенсии в зависимость от реальных условий труда на рабочих местах, что должно было повысить заинтересованность работодателей в создании благоприятных условий. О развитии пенсионной реформы в части назначения льготных пенсий и пойдет речь в нашей статье.

Система досрочных пенсий – в том виде, в котором она существовала прежде, – воспринималась работодателями в основном как стимул к привлечению трудящихся на рабочие места с тяжелыми, вредными и опасными условиями. Компании не были заинтересованы в улучшении условий труда, внедрении современных техники и технологий, обеспечивающих не только высокую производительность труда, но и сохранение здоровья работников. А ведь именно эти цели должны быть приоритетными в системе досрочного пенсионного обеспечения! Однако упрощенный подход к формированию законодательства по досрочному пенсионному обеспечению, расширение производств с вредными и тяжелыми условиями труда, привлекательные требования по специальному стажу и возрасту выхода на досрочную пенсию способствовали увеличению круга лиц, получающих право на льготную пенсию.

Обратите внимание!

Количество получателей досрочной пенсии увеличивается быстрее, нежели число получателей пенсии по старости на общих основаниях. Все это ведет к несправедливому финансированию выплат на досрочные пенсии за счет общих средств ПФР.

Концепция ремформы пенсионного обеспечения 1995г.

Пенсионное законодательство, с одной стороны, защищает граждан, работающих на предприятиях с особыми условиями труда, от воздействия вредных производственных факторов путем законодательно закрепленного сокращения времени нахождения в условиях, которые могут нанести ущерб их здоровью в форме профессионального заболевания, утраты трудоспособности или получения инвалидности.

Лица, занятые на этих производствах, на 5–10 лет (для отдельных категорий – на 15 и 20 лет) раньше выходят на заработанную ими пенсию по старости по сравнению с теми, кто работал в нормальных условиях.

С другой стороны, закон позволяет пенсионеру продолжать трудовую деятельность в том числе и на вредных производствах. В результате сотрудники, выработавшие необходимый специальный стаж, по достижении пенсионного возраста в силу известных экономических и социальных причин (низкий уровень пенсионного обеспечения, низкая средняя заработная плата) нередко продолжают работать все на тех же местах с тяжелыми и вредными условиями труда. Такому положению вещей способствуют также:

  • неразвитая система переобучения новым профессиям,
  • повышенная оплата труда на рабочих местах с вредными условиями труда,
  • большое количество градообразующих предприятий, как правило с вредными и опасными производствами, имеющих весьма незначительное количество рабочих мест с нормальными условиями труда.

Таким образом, сотрудники даже после назначения им льготной пенсии остаются на прежних рабочих местах либо из-за материальных соображений, либо по причине невозможности продолжать работу по другой профессии или должности с нормальными условиями труда.

В чем заключалась суть Концепции реформы пенсионного обеспечения 1995 г.?

Концепция предусматривала экономическую ответственность работодателя за неблагоприятные условия труда и перевод досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Это могло быть достигнуто путем введения дифференцированных тарифов на страхование досрочных пенсий в зависимости от ущерба здоровью работников, занятых во вредных условиях труда.

Как планировалось воплотить пенсионную реформу в жизнь?

Реализовать данную Концепцию предполагалось с помощью нескольких федеральных законов; в действующий Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) были включены соответствующие положения, предусматривающие постепенный отказ от нынешней системы досрочных пенсий и перевод их в профессиональные пенсионные системы.

Решением Государственной Думы РФ проекты федеральных законов были сняты с дальнейшего рассмотрения, поскольку не был решен вопрос финансирования профессиональных пенсионных систем. Выплата досрочных пенсий продолжала производиться за счет общей массы взносов по обязательному пенсионному страхованию. Учитывая большое количество уходящих на досрочную пенсию, такая ситуация существенно снижала возможность повышения уровня пенсионного обеспечения в целом. В условиях дефицита ПФР назрела необходимость реформирования досрочных пенсий, как и в целом пенсионной системы.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы

Правительство РФ своим распоряжением от 25.12.2012 № 2524-р утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации, предложив новый подход к решению проблемы досрочных пенсий.

Какие мероприятия предусмотрены Стратегией для реформирования льготных пенсий?

Стратегия предполагает поэтапную трансформацию института досрочных пенсий. Чтобы стимулировать работодателей, сотрудники которых пользуются правом на досрочную пенсию, к улучшению условий труда и оптимизации вредных рабочих мест, а также в целях создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предложено установить таким работодателям дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемых в ПФР на финансирование трудовой пенсии. Этот тариф будет вводиться поэтапно.

Этап 1. Дополнительные тарифы страховых взносов

Так, на первом этапе, который фактически начался с принятия Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 243-ФЗ), для отдельных категорий страхователей установлены дополнительные тарифы страховых взносов.

Указанный Закон наряду с другими изменениями внес существенное дополнение в систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Закон № 243-ФЗ дополнил Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» статьей 33.2 и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» статьей 58.3, установившими с 1 января 2013 г. дополнительные тарифы взносов для отдельных категорий страхователей.

Суть этих дополнений в том, что для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на работах, указанных в подп. 1, 2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, с 1 января 2013 г. применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (далее – дополнительные тарифы страховых взносов).

Так, для работодателей, имеющих застрахованных сотрудников, занятых на работах, предусмотренных в Списке № 1, дополнительный тариф на 2014 г. установлен в размере 6% с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу этих работников.

Дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу сотрудников, занятых на работах, предусмотренных в подп. 2 (Список № 2), 3–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, уплачиваются с 1 января 2014 г. в размере 4%.

Данные тарифы закреплены в Федеральном законе № 243-ФЗ, который в отношении дополнительных страховых взносов для отдельной категории страхователей вступил в силу с 1 января 2013 г.

Указанные дополнительные тарифы различаются не только по признаку работ, на которых заняты застрахованные лица, но и в зависимости от возраста, в котором они уходят на досрочную трудовую пенсию по старости.

Более ранний выход на досрочную трудовую пенсию сопряжен с более длительным периодом ее финансирования из общих сумм взносов на обязательное пенсионное страхование до наступления общеустановленного пенсионного возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин (далее – досрочный период).

Предусмотренные Стратегией и установленные Законом № 243-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов касаются почти всех категорий застрахованных лиц, которые заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Обратите внимание!

С 1 января 2013 г. страхователи (работодатели) уплачивают в ПФР дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу сотрудников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С выплат каким сотрудникам не уплачиваются дополнительные тарифы?

Работодатель не уплачивает дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц:

  1. осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
  2. учреждений здравоохранения,
  3. осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Этим лицам досрочная пенсия назначается в соответствии с подп. 19– 21 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Принимая это решение, законодатель учел следующие обстоятельства.

Во-первых, право указанных граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено не вредными факторами производственной среды, а спецификой работы, в связи с чем ранее такая досрочная пенсия называлась «пенсия за выслугу лет».

Во-вторых, учреждения, где трудятся указанные категории застрахованных лиц, финансируются из средств федерального и местных бюджетов.

Поэтому Стратегия предлагает другой подход к решению проблемы досрочного пенсионного обеспечения этих лиц – изменение самой системы, например, за счет увеличения срока специального трудового стажа без внесения корректив в порядок финансирования досрочной пенсии. Эта мера позволит уменьшить продолжительность периода получения данными лицами досрочной трудовой пенсии по старости и сократить тем самым финансирование ее выплаты за счет общих средств ПФР на обязательное пенсионное страхование. Но здесь следует учитывать, что уже на сегодняшний день требования к специальному стажу таких работников достаточно высокие – до 30 лет.

Еще одно исключение: работодатели не уплачивают дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается независимо от характера работы и условий труда, поэтому предлагаемый Стратегией подход к данной категории застрахованных неприменим.

Этап 2. Освобождение от уплаты дополнительных страховых взносов

Стратегией предусмотрено очень важное положение, согласно которому работодатели могут освобождаться от уплаты дополнительных страховых взносов в зависимости от состояния условий труда на рабочих местах, которые будут определяться по результатам специальной оценки.

Кстати сказать, конечным результатом специальной оценки условий труда должно стать выявление соответствующего класса условий труда на каждом рабочем месте. Применяться эти классы должны в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, контроля за состоянием условий труда, а также в целях определения дополнительного тарифа страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии.

На втором этапе для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки класса и подкласса условий труда, будут установлены следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии:

  • в случае присвоения рабочему месту 4-го класса условий труда «опасный» – 8% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения 3-го класса условий труда «вредный» (подкласс 3,4) – 7% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения 3-го класса условий труда «вредный» (подкласс 3,3) – 6% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения 3-го класса условий труда «вредный» (подкласс 3,2) – 4% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения 3-го класса условий труда «вредный» (подкласс 3,1) – 2% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения 2-го класса условий труда «допустимый» – 0% (солидарная часть тарифа);
  • в случае присвоения рабочему месту 1-го класса условий труда «оптимальный» – 0% (солидарная часть тарифа).

Как видим, указанные тарифы заметно отличаются от стандартных дополнительных, размер которых мы указали выше, как величиной, так и условием начисления. Единственным условием станут результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах, а вид работ и профессия (должность) не будут иметь никакого значения. При этом в 2013 г. дополнительные тарифы уплачивались за сотрудников, занятых на работах, предусмотренных в подп. 1,2–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ независимо от условий труда на их рабочих местах.

Планируется, что работодатель будет освобожден от уплаты дополнительных тарифов только в том случае, если по результатам проведенной специальной оценки условий труда рабочие места будут признаны отвечающими требованиям охраны труда. Это положение закреплено ст. 3 и 4 Закона № 243-ФЗ, где говорится, что специальная оценка условий труда должна проводиться в порядке, устанавливаемом федеральным законом. На момент сдачи этого номера в печать Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» был принят в окончательной редакции Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Введение в систему досрочных пенсий механизма специальной оценки условий труда позволит не только регулировать процесс уплаты работодателем дополнительного тарифа страховых взносов, но и осуществить постепенный переход от формального признания права на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в тяжелых и вредных условиях к назначению этой пенсии в зависимости от реальных условий труда на рабочих местах.

Статья опубликована в журнале "Справочник кадровика" №2, 2014г. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль