Что нужно знать работодателю о тахографах?

42
С недавнего времени большинство автобусов и грузовых автомобилей должны быть в обязательном порядке оснащены тахографами. А с 1 апреля 2014 г. за езду без него может быть назначен внушительный штраф. Считается, что использование этого прибора поможет работодателю контролировать соблюдение водителями установленного для них режима труда и отдыха. Но тахографы бывают разные, и не все из них подходят для контроля за работой водителей. Как не ошибиться с выбором устройства? Во что перевозчикам обойдется его установка? И как правильно использовать прибор в работе? Рассмотрим подробно эти и другие вопросы.

Почему вообще возникла необходимость контролировать продолжительность нахождения водителей за рулем? К этому привела экономическая обстановка на рынке перевозок. Клиенты, например строительные компании, оплачивающие транспортировку материалов, требуют круглосуточных перевозок и при этом не готовы платить соразмерный рыночный фрахт. При недостаточном тарифе автоколонна не может выработать необходимый километраж, оплатить лизинг автомобилей и выплатить достойную зарплату водителям. В таких условиях режим труда и отдыха водителей нарушается транспортными компаниями по экономическим соображениям.

В других случаях это происходит по причине отсутствия на многих шоссе специальных площадок для стоянки и отдыха и даже просто освещенных обочин, где после 4,5 часов вождения можно было бы остановиться для 45-минутного перерыва.

Все эти проблемы экономического и социального характера, разумеется, никак не оправдывают нарушение норм трудового законодательства о режиме труда и отдыха водителей, осуществляющих коммерческие перевозки грузов и пассажиров, а также риск, которому такие шоферы подвергают себя и других участников дорожного движения.

Что такое тахограф?

Тахограф – это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха их водителей.

Такое определение дано в абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), п. 1 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», далее – Требования № 36).

Тахограф состоит из бортового устройства и внешних компонентов (пп. 2, 3 Требований № 36).

Бортовое устройство включает в себя прибор для обработки данных и программное обеспечение для него, СКЗИ – программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, блок памяти, датчики ускорения, дисплей, клавиатуру, печатающее устройство, кнопку аварийной ситуации, громкую связь, два устройства ввода карт и др.

К внешним компонентам относятся карты тахографа, датчик движения, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, антенна для приема и передачи сигналов GSM/ GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля).

Неработающий предусмотренный конструкцией автомобиля тахограф включен в Перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (п. 7.4) согласно Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Виды тахографов

Есть два типа тахографов: аналоговые и цифровые.

Аналоговые (электромеханические) модели устанавливали до 2010 г., срок их работы законодателем не ограничен. С 2010 г. разрешается монтировать только цифровые (электронные) тахографы, поскольку аналоговое устройство позволяет контролировать маршрут не в полной мере.

Нужно ли заменять аналоговые тахографы, установленные на автомобили до 2010 г., цифровыми?

Если ставить тахограф сейчас, то только цифровую модель. Аналоговые, установленные до 2010 г., демонтировать или заменять на цифровые не требуется.

Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждены приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36. Но пока еще нет одного очень важного документа, который разъяснил бы автотранспортным предприятиям, какие именно тахографы (с европейской криптографией при международных перевозках или отечественной СКЗИ – при внутренних) и как устанавливать.

Перечень тахографов (как российского, так и импортного производства), которые разрешено применять на территории России, указан в Государственном реестре средств измерений, который ведет ФГУП «ВНИИМС» (Порядок ведения Государственного реестра средств измерений ПР 50.2.011-94, утв. постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 № 8).

А Перечень цифровых устройств контроля за режимом труда и отдыха водителя, прошедших процедуру официального утверждения в соответствии с требованиями ЕСТР, можно посмотреть на сайте Минтранса России.

Компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории РФ является Минтранс России, который делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» (далее – Росавтотранс).

Читайте также:

Что представляют собой карты водителя для тахографа?

У цифрового тахографа четыре типа карт:

  • карта водителя – сохраняет информацию о его работе за последние 28 суток;
  • карта предприятия – позволяет считывать данные о рейсах автомобилей, которые принадлежат данной организации, и блокировать доступ к этим сведениям третьих лиц;
  • карта мастерской, осуществляющей деятельность по сервисному обслуживанию тахографов, – позволяет настраивать прибор и изменять его основные функциональные параметры. Срок действия – год;
  • карта контролера (инспектора ГИБДД и транспортного инспектора) – позволяет считать из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, скоростного режима или режима труда и отдыха) и сбои, произошедшие в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости), при остановке автомобиля инспекторами ГИБДД в пунктах контроля на дорогах. Срок действия этой карты – два года.

Работодателю следует обращать особое внимание на карты водителя и предприятия.

Карта водителя является персональной, выдается лично ему в единственном экземпляре сроком на три года. Должна использоваться ежедневно при вождении транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом. Необходима для идентификации водителя, хранения данных о периодах его работы и отдыха при вождении транспортного средства. Карта водителя не обеспечивает доступа к данным тахографа. Имеет память, рассчитанную на 28 дней, в связи с чем информация с нее должна выгружаться каждые четыре недели, храниться в оригинальном формате в течение года и всегда быть доступна для инспекции.

Карта предприятия выдается организациям, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, на имя руководителя и/или иного лица, назначенного приказом по организации ответственным за осуществление контроля за режимом труда и отдыха водителей. Она предназначена для загрузки, показа, распечатки или блокировки данных цифрового тахографа о действиях владельца или пользователя транспортного средства. Никакой информации на этой карте нет, она нужна исключительно для доступа к данным тахографа. Организация может заказать несколько карт предприятий в соответствии со своими потребностями. Срок действия карты – три года.

Данные из памяти тахографа могут быть перенесены на внешний носитель. Для доступа к ним необходимы карты предприятия, мастерской или контролера. Карта водителя, как уже отмечалось, не дает доступа к информации. Таким образом, ключом к загрузке данных этого контрольного устройства являются карты предприятия, мастерской и контролера.

Обратите внимание!

Карты водителя и предприятия можно получить в Росавтотрансе (внутренние коммерческие перевозки) и в органах по выпуску карт (международные автомобильные коммерческие перевозки), включенных в соответствующие перечни, опубликованные на официальном сайте Росавтотранса в разделе «Система тахографического контроля Российской Федерации». Образцы заявлений на выдачу (обновление) карт опубликованы в том же разделе.

Внимание, проблема!

У водителей автомобилей, осуществляющих международные коммерческие перевозки, есть две карты водителя: российская (для внутренних перевозок) и международная (для международных). Поэтому они могут поехать в один рейс на машине с импортным тахографом и международной картой водителя, а вернувшись, пересесть на машину с отечественным прибором и вместо отдыха отправиться во второй рейс – внутренний – уже с российской картой. И поскольку единой базы данных нет, контролировать общую картину труда и отдыха в этом случае практически невозможно.

Оснащение тахографами автомобилей

В соответствии с Приложением № 2 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 оснащению тахографами подлежат автобусы вместимостью более восьми пассажиров с максимальной массой не более пяти тонн (категории М2, М3) и грузовые автомобили с максимальной массой 3,5–12 тонн и свыше 12 тонн (категории N2, N3), принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Исключение составляют:

  • автобусы категории М2, М3, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки;
  • транспортные средства, производящие международные автомобильные перевозки в соответствии с карточкой допуска (приказ Минтранса России от 22.11.2004 № 36), оснащаемые контрольными устройствами согласно требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.).

Компания владеет грузовым автомобилем категории N2 и использует его только для перевозки своих грузов по территории собственного завода.

В этом случае ставить тахограф на автомобиль необязательно, но такой автомобиль нельзя будет использовать для коммерческих перевозок грузов.

Обязательное применение контрольных устройств (технических средств) установлено следующими нормативными правовыми актами, включая международные:

Что нужно знать работодателю о тахографах?

Кроме того, использование транспортных средств, оснащенных тахографами, является одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров (п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подп. «е» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280). 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль