• Главная страница
  • » Статьи
  • » Справочные материалы
  • » О признании незаконным приказа о назначении государственного гражданского служащего на должность, в связи с непосредственной подчиненностью другому гражданскому служащему, находящемуся с ним в близком родстве

О признании незаконным приказа о назначении государственного гражданского служащего на должность, в связи с непосредственной подчиненностью другому гражданскому служащему, находящемуся с ним в близком родстве

29

По материалам Волгоградского областного суда

Резюме

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 01.12.2010 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора <адрес> на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 20 октября 2010 года, которым постановлено: в иске Прокурору <ХХХ> к Отделению по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> в лице руководителя Л. о признании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность государственного гражданского служащего С. незаконным – отказать.

Слово – истцу

Прокурор <ХХХ> обратился в суд с иском к Отделению по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> в лице руководителя Л. о признании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность государственного гражданского служащего С. незаконным.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки в отделении по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> было установлено, что в соответствии с п.п. 3.1.18; 3.1.26 должностного регламента П. организовывает и осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Отдела расходов и отдела бюджетного учета отчетности и операционной работы Отделения, визирует документы, исходящие из курируемых отделов. В соответствии с разделом 6 должностного регламента, П. в соответствии со своей компетенцией самостоятельно принимает управленческие решения по организации деятельности Отдела расходов и Отдела бюджетного учета отчетности и операционной работы Отделения. В отсутствие руководителя отделения по <адрес> УФК по <адрес> его обязанности исполняет заместитель, то есть П., которая приходится родной матерью С.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При таких обстоятельствах, при приеме на работу и последующем назначении на государственную гражданскую должность старшего казначея отдела расходов Отделения по <адрес> УФК РФ по <адрес> С., которая приходится родной дочерью П. возникла ситуация, при которой личная заинтересованность П. может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства.

В связи с чем, прокурор <адрес> просил суд признать незаконным приказ руководителя отделения по <адрес> Федерального казначейства по Волгоградской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Л. о назначении С. на должность государственной гражданской службы старшего казначея отдела расходов отделения по <адрес> Федерального казначейства по <адрес>.

Решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 20.10.2010 в иске Прокурору <ХХХ> к Отделению по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> в лице руководителя Л. о признании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность государственного гражданского служащего С. незаконным было отказано.

В кассационном представлении прокурор <ХХХ> оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения и просит его отменить.

Исследование доказательств в суде

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав прокурора Волгоградской областной прокуратуры Мамину Н.Л., поддержавшую доводы представления, возражения представителя Отделения по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> по доверенности – Ф., Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями п. 5 ч.1 ст. 16 , 47 Федерального закона № 79-ФЗ, п.п. 5 и 6 ст. 7, ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

При разрешении спора установлено, что в соответствии с приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ С. была назначена на должность государственной гражданской службы старшего казначея отдела расходов, приказ издан по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, проведенного в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" и принятого решения.

Согласно письму Минздравсоцразвития России от 10.08.2005 № 3855-ВС "О Рекомендациях по разработке Должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах" должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении.

В должностном регламенте в разделе "Общие положения" обязательно указываются сведения организационного характера - непосредственная подчиненность государственного гражданского служащего, то есть, кому непосредственно подчиняется данный государственный служащий.

Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего старшего казначея отдела расходов отделения по <адрес> УФК по <адрес>, утвержденного руководителем

Отделения по <адрес> от 28.11.2007 и 17.08.2009 - старший казначей отдела расходов непосредственно подчиняется начальнику отдела расходов.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № на должность начальника отдела расходов отделения по <адрес> УФК по <адрес> назначена К.

Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя начальника отдела расходов отделения по <адрес> УФК по <адрес> назначен Ш.

Обоснование позиции суда

С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что должностными регламентами, действовавшими в период нахождения С. на должности старшего казначея отдела расходов установлено, что непосредственная подчиненность у С. имелась с К. либо в случае отсутствия начальника отдела расходов с Ш., что исключает ee непосредственную подчиненность заместителю руководителя отделения и ведет к выполнению ограничения установленного п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно указанной норме закона не допускается также принятие на гражданскую службу, в случае если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подконтрольностью одного из них другому.

В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего начальника отдела расходов отделения по <адрес> УФК по <адрес>, в должностные обязанности начальника отдела расходов входит организация и осуществление общего руководства и контроля за деятельностью отдела; в соответствии со своей компетенцией начальник отдела расходов самостоятельно осуществляет руководство деятельностью отдела, обеспечивает надлежащее исполнение работниками отдела основных возложенных обязанностей, осуществляет расстановку и распределение нагрузки между сотрудниками отдела, представляет руководителю Отделения отзывы на работников отдела, ходатайствует о поощрении или повышении по службе работников отдела перед руководителем Отделения, а также о наложении взыскания за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей на работников отдела. Кроме того, согласно пункту 1.4. начальник отдела расходов находится в непосредственном подчинении у руководителя Отделения.

Таким образом, непосредственный контроль за профессиональной служебной деятельностью сотрудников отдела осуществляет именно начальник отдела расходов и именно ему подконтрольна С.

В должностном регламенте заместителя руководителя Отделения в разделе "Права" отсутствуют положения о том, что она контролирует и делает указания сотрудникам отдела расходов.

Ссылка прокурора <адрес> на пункт 3.1.18, 3.1.26 должностного регламента заместителя руководителя отделения по <адрес> УФК по <адрес>, о том, что П. уполномочена организовывать и осуществлять общее руководство и контроль за деятельностью отдела расходов и визирует документы, исходящие из курируемого отдела, а также принимает управленческие решения по организации деятельности отдела расходов, несостоятельна и не может быть принято судом во внимание, поскольку указанные выше полномочия П. касаются деятельности именно отдела расходов, как структурного звена Отделения, и не относятся напрямую к осуществлению контроля непосредственно за профессиональной служебной деятельностью конкретного работника отдела. В связи с чем, также отсутствует нарушение п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ, связанное с замещением должности гражданской службы находящейся в непосредственной подконтрольности.

Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что в должностном регламенте заместителя руководителя Отделения по <адрес> УФК по <адрес>, которую занимает П. присутствует разделение понятий - отдела и сотрудников отдела.

Кроме того, не состоятельны и не могут быть приняты во внимание доводы прокурора в той части, что прием на работу и последующее назначение на государственную должность старшего казначея отдела расходов С., которая приходится родной дочерью П. возникла ситуация, при которой личная заинтересованность П. может повлиять на надлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества и государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства, что нарушает положения Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно статье 10 названного Закона под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Таким образом, при возникновении личной заинтересованности у гражданского служащего возникает ситуация при которой гражданский служащий имеет возможность получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

При таких обстоятельствах Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора о признании незаконным приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность государственного гражданского служащего С. заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств того, в чем конкретно выразилась личная заинтересованность П. при принятии и назначении на должность старшего казначея отдела расходов С., способная повлечь получение доходов имущественного характера, прокурором не представлено. Кроме того, какие права и интересы Российской Федерации нарушены, а также способ защиты этих интересов прокурором <адрес> также не представлено, и в судебном заседании таких доказательств не добыто.

Доводы кассационного представления о том, что служба П. и С. - лиц, связанных родственными связями, сопряжена с подчиненностью и подконтрольностью, что запрещено п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 79, не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда, поскольку должностными регламентами, действовавшими в период нахождения С. на должности старшего казначея отдела расходов установлено, что непосредственная подчиненность у С. имелась с К. либо в случае отсутствия начальника отдела расходов с Ш. B. C., что исключает ее непосредственную подчиненность заместителю руководителя отделения и ведет к выполнению ограничения установленного п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии со своей компетенцией начальник отдела расходов самостоятельно осуществляет руководство деятельностью отдела, обеспечивает надлежащее исполнение работниками отдела основных возложенных обязанностей, осуществляет расстановку и распределение нагрузки между сотрудниками отдела, представляет руководителю Отделения отзывы на работников отдела, ходатайствует о поощрении или повышении по службе работников отдела перед руководителем Отделения, а также о наложении взыскания за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей на работников отдела. Кроме того, согласно пункту 1.4. начальник отдела расходов находится в непосредственном подчинении у руководителя Отделения. Таким образом, непосредственный контроль за профессиональной служебной деятельностью сотрудников отдела осуществляет именно начальник отдела расходов и именно ему подконтрольна С. В должностном регламенте заместителя руководителя Отделения в разделе "Права" отсутствуют положения о том, что она контролирует и делает указания сотрудникам отдела расходов.

Кроме того, также отсутствует нарушение положений Федерального закона 273-ФЗ, вступившего в силу с 10.01.2009 года, поскольку оспариваемый прокурором приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении С. на должность государственной гражданской службы старшего казначея отдела расходов Отделения по <адрес> Федерального казначейства по <адрес> был принят до ведения в действия указанного закона, в связи с чем, на данный приказ не распространяются положения Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, кассационное представление о незаконности принятого судом решения не может быть признано состоятельным, поскольку не содержит доводов, имеющих правовое значение.

Нарушений норм материального и норм процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Решение суда

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 20.10.2010 – оставить без изменения, а кассационное представление прокурора <адрес> – без удовлетворения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль