• Главная страница
  • » Статьи
  • » Справочные материалы
  • » О признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ, возложении обязанности при расчете страховой части трудовой пенсии восстановить применение повышенного отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российск

О признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ, возложении обязанности при расчете страховой части трудовой пенсии восстановить применение повышенного отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российск

46

По материалам Челябинского областного суда

Резюме

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании 28.09.2010 г. кассационную жалобу Государственного учреждения -Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 03.08.2010 г. по делу по иску Б. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области (далее УПФР в г. Миассе) о признании незаконным решения от 21.04.2009 г. №1234, возложении на УПФР в г. Миассе обязанности при расчете страховой части трудовой пенсии с 01.05.2009 г. восстановить применение повышенного отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации до 1,4.

Слово – истцу

Б. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Миассе о признании незаконным решения от 21.04.2009 г. №1234, возложении на УПФР в г.Миассе обязанности при расчете страховой части трудовой пенсии с 01.09.2009 г. восстановить применение повышенного отношения ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации до 1,4.

В обоснование требований истица указала, что с 01.08.1996 г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. При назначении такой пенсии и расчете ее размера ответчик применял повышенное соотношение ее заработка к среднемесячной заработной плате в РФ, однако с 01.05.2009 г. такое повышенное отношение ее заработка к среднемесячной заработной плате в РФ ответчик применять перестал, в связи с чем размер ее пенсии уменьшился. Истица полагала действия ответчика незаконными, поскольку она более 15 лет проработала в местности, где заработная плата выплачивалась с применением "северного" коэффициента, ей такой коэффициент также выплачивался.

Представитель третьего лица ОАО "****" требования истицы поддерживал, ссылаясь на то, что в период работы истицы в составе постоянной группы по гарантийному надзору на объектах заказчика, расположенных в районах Крайнего Севера, к ее заработной плате начислялся "северный" коэффициент.

Слово – ответчику

Представитель ответчика К. иск не признала, ссылаясь на отсутствие доказательств получения истицей заработной платы с "северным" коэффициентом.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Б. в полном объеме.  

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика в кассационной жалобе просит отменить решение суда и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Исследование доказательств в суде

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений истицы относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Как установлено судом и следует из материалов дела, истица является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет. При этом в стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды ее работы в группе гарантийного надзора, организованной ОАО "****" согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 18.12.1973 № 905-305 и Приказа Министра общего машиностроения от 27.12.1973 № 405, и располагавшейся в районе Крайнего Севера - г. Гаджиево Мурманской области (в/ч 90419).

Согласно п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости учитывается отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации и в размере не свыше 1,2.

Из имеющихся в материалах дела расчетных листков Б., расшифровок состава ее заработной платы, действовавшего в ОАО "****" Положения № 227-22 об оплате труда работников завода при проведении работ на объектах заказчика, следует, что в период работы истицы в Мурманской области заработная плата ей начислялась с учетом коэффициента 1,5, установленного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 19.04.1990 № 390-57 "О расширении прав предприятий, объединений и организаций по оплате труда и выплате суточных работникам при командировках их на полигоны, специальные объекты и в воинские части (на корабли) Министерства обороны СССР" и Приказом Министра общего машиностроения СССР от 29.04.1990 № 77 для лиц, выполняющих работы на объектах заказчика в местностях, где установлен районный коэффициент.

Таким образом, поскольку Б. более 15 календарных лет проработала в Мурманской области, относящейся к районам Крайнего Севера согласно Перечня таких районов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, и в Мурманской области к заработной плате работников непроизводственных отраслей органами государственной власти СССР в централизованном порядке установлен районный коэффициент в размере 1,4, то, следовательно, при исчислении размера трудовой пенсии истицы по старости должно учитываться повышенное отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - в размере 1,4.

Обоснование позиции суда

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) более высокое, а именно:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Согласно п. 4 Разъяснения Минтруда РФ от 24.04.2003 № 22 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.04.2003 № 22, а также п. 1 письма Пенсионного Фонда РФ от 06.08.2002 г. НЛЧ-06-25/7153 "О порядке установления повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации" в случаях, когда в справке о заработке лиц, проживающих за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, то повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти для тех районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, в которых осуществлялась указанная в справке о зарплате работа.

Согласно пп. "г" п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) устанавливается с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).

В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380Ai-18 в Мурманской области к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установлен районный коэффициент в размере U4.

С учетом изложенного, решение суда об удовлетворении исковых требований Б. является правильным, поскольку оно основано на правильно установленных по делу обстоятельствах, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Ссылка ответчика в жалобе на положения п. 4 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 "О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующим нормативным актами", касающиеся работников, командированных в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей из других местностей страны, отмену решения не влечет, поскольку эти положения касаются льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., а не выплаты районного коэффициента. Кроме того, из данных о начислении истице заработной платы в период ее работы в районах Крайнего Севера, и имеющихся в материалах дела справок работодателя следует, что работа истицы проходила в течение длительного времени в обособленной группе гарантийного надзора, организованной ОАО "****" на территории в/ч 90419 в Мурманской области, и в этот период ей выплачивался не сохраненный среднемесячный заработок, выплата которого предусматривается при направлении в командировку (ст. 167 ТК РФ), а все составляющие заработной платы (оклад, премии, доплаты за характер работы и т.п.), предусмотренные при работе в обычных условиях (ст.135 ТК РФ). Отсутствие в составе заработной платы истицы процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, на что представитель ответчика указывает в своей кассационной жалобе, также отмену решения не влечет, поскольку не свидетельствует о невыплате истице в период ее работы в составе обособленной группы ОАО "****" районного коэффициента, установленного для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и об отсутствии у истицы, как у лица, более 15 лет отработавшего в районах Крайнего Севера, права на исчисление пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.

Ссылка ответчика в жалобе на нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом является несостоятельной, поскольку такого нарушения судебная коллегия не усматривает.

Решение суда

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия определила: решение Миасского городского суда Челябинской области от 03.08.2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в г. Миассе Челябинской области - без удовлетворения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль