Единые рекомендации об оплате труда бюджетников

39

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ). А они, в свою очередь, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Системы оплаты труда в бюджетных организациях утверждаются с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на очередной календарный год. Такие рекомендации утверждаются вот уже 10 лет, учитываются при определении размеров финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений и обеспечивают единый подход к регулированию заработной платы бюджетников.

Утверждение Единых рекомендаций

По идее Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений должна разрабатывать Единые рекомендации до внесения в Государственную думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ч. 3 ст. 135 ТК РФ). На деле же этот документ появляется гораздо позже.

Установление и изменение систем оплаты труда

В Единых рекомендациях особо подчеркивается, что при установлении и изменении систем оплаты труда в бюджетных учреждениях необходимо соблюдать:

  • указы Президента РФ в этой сфере;

  • различные программы и дорожные карты, направленные на повышение эффективности здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, образования и науки.

Работники имеют право на изменение размера оплаты труда в случаях, когда он зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени. В различных ситуациях это право возникает:

  • либо со дня принятия решения (наступления события);

  • либо с момента представления соответствующего документа.

Оклады (должностные оклады) и ставки заработной платы устанавливаются в зависимости от сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп. То есть сложность выполняемых работ учитывается, только если должность не включена в определенную профессиональную группу. Сделано это для того, чтобы исключить возможность дублирования, поскольку при определении профессиональных групп сложность выполняемой работы уже учитывалась.

Вместо используемых в ТК РФ терминов "базовые оклады", "базовые должностные оклады", "базовые ставки заработной платы" необходимо использовать понятия "минимальные оклады", "минимальные должностные оклады", "минимальные ставки заработной платы".

Запрещено использовать термины "рекомендуемые минимальные размеры" или "минимальные размеры" в конкретных положениях об оплате труда работников учреждения и трудовых договорах. В локальных актах, утвержденных в организациях, и в договорах, заключенных с работниками, должны фиксироваться не минимальные, а точные размеры.

Эффективный контракт

Большое внимание в Единых рекомендациях уделяется разработке выплат, направленных на повышение эффективности работы, – стимулирующей части оплаты труда.

Разработка показателей и критериев эффективности осуществляется с учетом ряда принципов.

  1. Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда и зависеть от достижения коллективных результатов.

  2. Предсказуемость: работник должен знать, как соотносится вознаграждение с результатами его труда и коллективными результатами.

  3. Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда.

  4. Своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результатов.

  5. Прозрачность: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Чем могут руководствоваться учреждения при разработке показателей и критериев эффективности работы? Основными документами в этой области являются Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утв. приказом Минздрава России от 28.06.2013 № 421, приказом Минтруда России от 01.07.2013 № 287 и приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920).

Кроме того, должна учитываться степень соответствия целевых показателей развития значениям, установленным в планах мероприятий по реализации дорожных карт.

Бюджетные ассигнования на увеличение фонда оплаты труда, предусмотренные в федеральном бюджете на очередной календарный год, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов и ставок заработной платы. Таким образом, хотя важнейшей задачей государства остается повышение эффективности деятельности бюджетных учреждений, при повышении оплаты труда их работникам приоритет отдается фиксированным, а не стимулирующим выплатам. В перспективе в большинстве учреждений фиксированная часть зарплаты будет расти, а стимулирующая уменьшаться.

Оплата труда руководителей и главных бухгалтеров

Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в Единых рекомендациях рассматриваются отдельно.

Так, выплаты стимулирующего характера устанавливаются руководителям в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы. В качестве такого показателя может быть указан рост средней зарплаты работников учреждения в отчетном году по сравнению с предыдущим. Таким образом, у руководителя появляется непосредственная заинтересованность в росте зарплаты подчиненных.

Предельное соотношение средней зарплаты руководителя и сотрудников рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль