Статья 57. Содержание трудового договора

27

Коршунова Т.Ю.

канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

1. Содержание трудового договора в соответствии с комментируемой статьей может быть разделено на сведения и условия.

2. К сведениям относятся фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя и отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор.

При этом ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в новой редакции предусматривает, что в трудовом договоре должны быть указаны паспортные данные работника и работодателя – физического лица. Договор должен содержать идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

В трудовой договор включаются сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, его фамилия, имя и отчество, а также основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями. Как правило, это учредительные документы организации, если договор подписывает ее руководитель, доверенность, если речь идет о филиалах и представительствах, и приказ, если договор подписывает должностное лицо работодателя, уполномоченное руководителем.

В трудовом договоре необходимо указать юридический адрес организации – работодателя, соответствующий месту государственной регистрации юридического лица (ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения работодателя имеет существенное юридическое значение, так как влияет на решение многих вопросов, например подсудность споров, вытекающих из трудового правоотношения.

Для работодателя также немаловажно располагать данными о месте нахождения работника (его домашнем адресе) для своевременного и правильного извещения работника о принятых им решениях.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ организация (юридическое лицо) вправе иметь представительства и филиалы.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридическим лицом, создавшим их, и действуют на основании положений, утвержденных этим юридическим лицом.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Если работник принимается на работу в представительство или в филиал юридического лица, то в качестве работодателя в трудовом договоре указывается наименование самого юридического лица.

Однако на практике данное правило часто не соблюдается.

Помимо филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений под структурными подразделениями организации следует понимать отделы, цеха, участки и т. д. (п. 16 постановления № 2).

Трудовой договор должен также содержать сведения о месте и дате заключения трудового договора. В качестве места заключения трудового договора о дистанционной работе, если такой договор заключен путем обмена электронными документами, указывается место нахождения работодателя (ч. 1 ст. 312.2 ТК РФ). Дата заключения договора имеет существенное значение для вступления его в силу (см. ст. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

Если при заключении трудового договора в нем не были указаны какие-либо сведения, из числа вышеперечисленных, то это не является основанием для признания самого трудового договора незаключенным или его расторжения. Однако трудовой договор должен быть дополнен такими сведениями. При этом недостающие сведения (в отличие от условий трудового договора) вносятся непосредственно в текст трудового договора. Если же впоследствии в процессе трудовых отношений работник, например, поменяет фамилию, то аналогично тому, как это предусмотрено для внесения в трудовой договор недостающих сведений, следует произвести изменения уже зафиксированных в нем соответствующих сведений о работнике.

3. Наиболее значимой частью любого трудового договора является содержание его условий. Статья 57 ТК РФ подразделяет условия трудового договора на обязательные и дополнительные.

Обязательные условия трудового договора согласно ст. 57 ТК РФ:

1) место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

2) трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

3) дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;

4) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

5) режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

6) гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

7) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

8) условия труда на рабочем месте;

9) условия об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

10) другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

4. В соответствии с комментируемой статьей Кодекса условие о месте работы означает включение в договор конкретного адреса, где находится организация. Это может быть, во-первых, адрес организации, определяемый согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" как адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Во-вторых, адрес места осуществления деятельности работодателем, например работодателем, имеющим статус индивидуального предпринимателя.

В трудовом договоре может быть указано место работы с указанием структурного подразделения, если это обособленное структурное подразделение находится в другой местности.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 постановления № 2).

Прежде всего это филиалы и представительства организации, учрежденные по правилам ст. 55 ГК РФ. Однако, как видно из ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением может считаться любое подразделение, находящееся вне места осуществления деятельности юридического лица. Это также могут быть цеха, отделы, управления, дополнительные офисы и пр.

Указание на такое структурное подразделение в трудовом договоре с работником может повлиять в дальнейшем на возможность перемещения такого работника из одного структурного подразделения в другое или по месту нахождения организации.

5. Трудовая функция работника есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Штатное расписание – организационно-распорядительный документ, составляемый работодателем, в котором указываются численность работников, наименование занимаемых ими должностей, сведения о фонде заработной платы. Унифицированная форма штатного расписания формой Т-3утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации должны утвердить свои формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты. Данное правило не распространяется на организации государственного сектора, в них формы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При разработке указанных форм работодатели могут брать за основу унифицированные формы, утвержденные вышеназванным постановлением, переработав их по своему усмотрению, либо утвердить их в неизменном виде.

Наличие штатного расписания обязательно не только для работодателей – юридических лиц, но и для работодателей – физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Описание трудовой функции работника и описание должности могут быть включены непосредственно в трудовой договор, а могут быть предметом отдельного локального нормативного акта – должностной инструкции, с которой работник знакомится при заключении трудового договора.

В тех случаях, когда работодатель вводит в штатное расписание должности, не предусмотренные в квалификационных справочниках, в трудовом договоре должно быть описание трудовой функции работника и описание должности.

В подобных случаях следует руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 или соответствующими положениями профессиональных стандартов.

Правительство РФ 31 октября 2002 г. приняло постановление № 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

В соответствии с данным постановлением во исполнение ст. 57 и 143 ТК РФ Правительство РФ постановило, что:

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

В развитие данного постановления Министерство труда и социального развития РФ приняло постановление от 09.02.2004 № 9 "Об утверждении порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", которым определяется, что Единый квалификационный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержит квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и служащих, сгруппированных в разделы по видам экономической деятельности.

Квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

Раздел "Должностные обязанности" квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

При необходимости должностные обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками. Работнику может быть поручено выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, родственных по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел "Требования к квалификации" определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы. Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности. Квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.

Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Квалификационные характеристики должностей заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей.

Выполнение работ по определенным должностям, специальностям или профессиям иногда связано с предоставлением работнику льгот либо с установлением для него ограничений. Наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

6. Дата начала работы – это день (число, месяц, год), когда работник должен приступить (или приступил) к исполнению трудовых обязанностей. По общему правилу работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного в трудовом договоре. При этом дата начала работы может не совпадать с датой подписания договора. Если работник фактически был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя до подписания трудового договора, то в нем должна быть названа фактическая дата начала работы.

Указание в трудовом договоре на дату начала работы имеет важное значение для определения порядка вступления трудового договора в силу (см. ст. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

Представителем работодателя при фактическом допущении работника к работе является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников (п. 12 постановления № 2).

В том случае, когда заключается срочный трудовой договор, законодатель предписывает сторонам указать в трудовом договоре не только срок его действия, но и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии со ст. 59 ТК РФ или иными федеральными законами. Отсутствие обоснования срочного характера трудового договора может привести к тому, что условие о сроке применяться не будет, соответственно работника нельзя будет уволить в связи с истечением срока действия трудового договора.

7. Условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки (должностного оклада) работника, доплаты и надбавки, поощрительные выплаты, т. е. премии, предусмотренные системой оплаты труда (см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней). На практике частой ошибкой является отсутствие в трудовом договоре указания на конкретный размер оплаты труда, установленный работнику. В трудовом договоре должна содержаться определенная соглашением при приеме на работу сумма заработной платы, соответствующая штатному расписанию, а также локальным нормативным актам работодателя, регулирующим оплату труда.

В трудовом договоре могут закрепляться конкретные сроки выплаты заработной платы, перечисление ее на банковский счет по указанию работника.

В том случае, если в организации установлена система премирования, в трудовом договоре делается ссылка на соответствующий локальный нормативный акт, регламентирующий порядок и условия выплаты премий работникам.

При определении размера заработной платы работнику работодатель должен соблюдать принцип равной оплаты за равный труд без какой-либо дискриминации (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Режим труда и отдыха указывается в трудовом договоре, если он отличается от общих правил, установленных в организации (например, при введении отдельному работнику суммированного учета рабочего времени, гибкого графика работы, сокращенного рабочего времени и пр.).

9. Трудовой договор должен содержать гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу на соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Данное условие также включается не во все трудовые договоры, а только в трудовые договоры с работниками, поступающими для выполнения трудовой функции во вредных или опасных условиях.

Особенно важно включение в трудовой договор характеристик условий труда. Их описание имеет существенное значение при работе во вредных и (или) опасных условиях. Работник должен заранее знать, каким рискам он подвергает свое здоровье. Поэтому закон предписывает указывать в трудовом договоре, какие полагаются работнику гарантии и компенсации, если таковые предусмотрены законодательством, локальными нормативными правовыми актами организации, коллективным договором, соглашениями.

10. Кроме того, согласно изменениям, которые были внесены в ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в трудовом договоре должны быть указаны условия труда на рабочем месте.

Оценка условий труда проводится на основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". В соответствии со ст. 14 указанного закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. По мимо этого вредные условия труда (3 класс) подразделяются на подклассы - 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. Указанные классы устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.

При этом следует отметить, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

11. В качестве обязательного условия трудового договора законодатель называет условие, определяющее в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Данное условие также должно включаться только в те договоры, которые предусматривают особенности трудовой функции работника. Данное положение корреспондирует со ст. 168.1 ТК РФ, согласно которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодателем возмещаются расходы, связанные с поездками.

12. По мнению законодателя, в трудовой договор с работником должно быть обязательно включено условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Включение в трудовой договор такого условия носит формальный характер, так как, во-первых, ТК РФ не регулирует вопросов социального страхования работников. Во-вторых, независимо от наличия или отсутствия такого условия в трудовом договоре согласно действующему законодательству о социальном страховании любой работник, заключивший трудовой договор, подлежит социальному страхованию.

По-видимому, данное условие трудового договора должно быть сформулировано в трудовом договоре следующим образом: "работник подлежит всем видам обязательного социального страхования в соответствии с законодательством".

Следует помнить, что отсутствие данного условия является нарушением требований ТК РФ к содержанию трудового договора с работниками и может послужить основанием для привлечения работодателя к ответственности.

13. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перечень обязательных условий не является исчерпывающим. Статья 57 ТК РФ допускает возможность предъявления ТК РФ или иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, иных обязательных требований к содержанию трудового договора.

Из названных в комментируемой статье обязательных условий одни должны быть закреплены во всех трудовых договорах, а другие – условие о режиме труда и отдыха, гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, о характеристиках условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), – лишь в договорах, заключаемых с отдельными группами работников.

В гражданском законодательстве отсутствие в договоре какого-то из существенных условий договора может привести к постановке вопроса о недействительности заключенного договора.

Трудовое законодательство не знает института недействительности трудового договора. Следовательно, отсутствие в договоре одного или нескольких условий, проанализированных в комментируемой статье в качестве обязательных, не может быть основанием для недействительности договора. Однако при возникновении спора сторонам необходимо будет принять меры к тому, чтобы доказать, какие именно договоренности ими были достигнуты.

Законодатель прямо предусматривает, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа отнесенных законодателем к обязательным условиям, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями.

При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора. Представляется, что в данном случае законодатель допускает возможность внесения недостающих сведений непосредственно в текст договора от руки. В то же время недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. Эти документы являются неотъемлемой частью трудового договора. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель впервые прямо называет документы, которыми могут вноситься изменения и дополнения в заключенный трудовой договор. Это приложение к договору или отдельное письменное соглашение к нему.

14. К числу условий, которые по смыслу ст. 57 ТК РФ не являются обязательными, а рассматриваются как дополнительные, относятся условия:

1) об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

2) об испытании;

3) о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

4) об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

5) о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

6) об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

7) об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В трудовой договор может быть специально включено условие об уточнении структурного подразделения, в котором трудится работник, или условие о конкретном рабочем месте работника. При этом стороны в дальнейшем не могут произвольно отступить от этого условия: изменение структурного подразделения или рабочего места работника в данном случае должно быть оформлено дополнительным соглашением, которое будет являться приложением к трудовому договору. Работодатель сможет изменить данное условие в одностороннем порядке только при наличии условий, определенных ст. 74 ТК РФ (см. ст. 74 ТК РФ и комментарий к ней).

В трудовой договор по соглашению сторон может быть включено условие об испытании, т. е. о сроке, в течение которого работодатель проверяет деловые качества работника, а работник решает, является ли данная работа для него подходящей (см. подробнее ст. 70 ТК РФ и комментарийк ней).

15. Условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) может, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, должно содержаться в трудовом договоре с работником.

Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлен Перечень сведений конфиденциального характера, к которым относятся сведения:

1) о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) служебные, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

5) связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Как видим, в данном перечне устанавливаются несколько видов информации, которую можно отнести к конфиденциальной и о сохранении которой может идти речь при заключении трудового договора. Это сведения, составляющие государственную, служебную и коммерческую тайну.

16. Согласно Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" (далее – Закон о государственной тайне) государственная тайна есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Закон устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну. К ним относятся:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил России, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалах, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке России, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о государственной тайне;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных для лиц, допущенных к государственной тайне;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона о государственной тайне.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, – к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

–расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

–однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

–возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона о государственной тайне основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в этом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться права:

–выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

–на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

–на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми правительством.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей. Номенклатура должностей переутверждается в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет.

Прекращение допуска к государственной тайне является основанием для прекращения трудового договора по п. 10 ч. 1 ст. 83 (см. ст. 83 ТК РФ и комментарий к ней).

17. Охраняемой законом признается и служебная тайна. Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация и может содержать сведения коммерческого характера). Запрет ее разглашения основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности.

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее – Закон о банковской деятельности) вводит понятие "банковская тайна".

Так, согласно ст. 26 Закона о банковской деятельности кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, и агенты валютного контроля, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" конкретизирует конституционную норму о том, что тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.

Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает требования по соблюдению врачебной тайны, к которой согласно ч. 1 ст. 13 относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.  

Согласно  ч.2 ст. 13 указанного Федерального закона не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" помощники адвокатов, находящиеся в трудовых отношениях с адвокатскими образованиями, обязаны хранить сведения, составляющие адвокатскую тайну, т. е. не разглашать любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Этим и другим категориям работников в трудовые договоры может быть внесено условие о неразглашении служебной тайны.

18. Следующим видом охраняемой законом информации является информация, составляющая коммерческую тайну.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческую тайну составляет режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений данного закона.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Глава 75 ГК РФ определяет понятие "секрет производства". Так, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст. 1470 ГК РФ исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.

Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

19. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Условие о неразглашении коммерческой тайны может быть включено в трудовой договор с любым работником, имеющим возможность тем или иным способом получить доступ к данным сведениям.

20. В трудовой договор по соглашению сторон может быть включена обязанность работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя.

Данное правило может быть включено в трудовой договор как при его заключении, так и в процессе его реализации. В последнем случае на практике заключается дополнительное соглашение, в котором оговаривается, какие суммы затрачены на обучение, каким образом и в какой должности работник должен отработать затраченные на него средства, каким образом он вернет работодателю суммы, выплаченные учебному заведению в связи с его обучением, в случае прекращения трудового договора до истечения обусловленного дополнительным соглашением срока отработки.

21. В качестве дополнительного условия в трудовой договор может быть включено условие о видах и об условиях дополнительного страхования работника. Это может быть дополнительное медицинское страхование работника и членов его семьи, страхование в негосударственных пенсионных фондах и пр. Включение данного условия в трудовой договор зависит от социальной политики, материального положения работодателя, так как все дополнительные расходы в данном случае относятся на его счет.

22. Условие об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи также включается в трудовой договор с учетом потребности работодателя в данном работнике, потребности работника улучшить жилищные и иные социально-бытовые условия, а также с учетом финансового положения работодателя.

23. В трудовом договоре могут быть уточнены права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в тех случаях, когда стороны особенно заинтересованы в реализации каких-либо прав или в исполнении обязанностей, например условие о совмещении профессий (должностей) и пр.

24. Кроме того в трудовой договор может быть включено условие о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.

25. По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

26. По соглашению сторон в трудовой договор могут быть включены любые условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством. Данное правило корреспондируется с нормой ст. 9 ТК РФ, в соответствии с которой трудовые договоры не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться. Включение в трудовой договор подобных условий не ведет к его недействительности ни в целом, ни в части, противоречащей законодательству. Это означает, что работодатель, включивший в трудовой договор условие, ухудшающее положение работника по сравнению с действующим законодательством, не может требовать от работника его исполнения. За отказ работника исполнить данное требование не может быть наложено дисциплинарное взыскание.

27. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Данный вывод базируется на положениях ч. 3 ст. 57 и ст. 72 ТК РФ. Таким образом, во всех случаях, когда необходимо изменение трудового договора, в том числе при переводах, изменении определенных сторонами условий труда, например размера заработной платы, и др., составляется дополнительное соглашение к трудовому договору (соглашение об изменении трудового договора), в котором фиксируются внесенные изменения. Издания приказа без составления такого соглашения недостаточно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль