• Главная страница
  • » Статьи
  • » Справочные материалы
  • » Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

17

Маврин С.П.

доктор юрид. наук, профессор, зам. председателя Конституционного суда РФ

1. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Содержание понятия "совместное ведение" было раскрыто не в самой Конституции РФ, а в Федеральном законе от 24.06.1999 № 119-ФЗ"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", который утратил силу в 2003 г., и до настоящего времени нового нормативного акта не принято. Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов определялся как сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.

Такое определение совместного ведения может навести на мысль о том, что Конституция РФ и приведенный Федеральный закон предполагали осуществление Федерацией и ее субъектами некоего единого нормотворческого процесса применительно к сфере трудовых отношений. На самом деле Конституция РФ в буквальном смысле не ведет речи о каком-либо действительно совместном нормотворчестве законодательных органов Федерации и ее субъектов в сфере трудовых отношений, потому что каждый законодательный орган фактически уполномочен творить трудовое законодательство самостоятельно, т. е. не совместно, а раздельно. Таким образом, каждый орган государственной власти реализует полномочия в сфере законотворчества вполне самостоятельно в рамках федерального или регионального законотворческого процесса. Это обстоятельство породило проблему разграничения нормотворческой компетенции Федерации и ее субъектов в сфере трудового законодательства, которая решается на основании ст. 6 ТК РФ.

Статья 6 ТК РФ четко разграничила полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами на основе модели раздельного правотворчества в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Тем самым была внесена столь необходимая ясность в картину правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, а также устранена встречавшаяся ранее конкуренция между федеральными и региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основным приемом, используемым ТК РФ для разграничения компетенции Федерации и ее субъектов в нормотворческой сфере, является установление в ч. 1 ст. 6 ТК РФ исчерпывающего перечня полномочий Российской Федерации, которые образуют в совокупности исключительную нормотворческую компетенцию Федерации в области трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Конкретные полномочия, наполняющие данный перечень, отобраны по двум признакам:

Признак 1. Фундаментальность проблемы, которая решается принятием закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права.

Признак 2. Специфика предмета правового регулирования.

С позиции фундаментальности проблемы, которая решается принятием законов и иных нормативных правовых актов, в компетенцию Федерации включены полномочия по установлению:

а) основных направлений государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

б) основ правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

в) основ социального партнерства;

г) принципов осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

С точки зрения специфики предмета законодательного регулирования к ведению Федерации отнесены, к примеру, полномочия по регулированию:

а) обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

б) порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений;

в) порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

г) порядка осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

д) особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников и др.

Реализация полномочий Федерации, включенных в перечень, приведенный в ч. 1 ст. 6 ТК РФ, призвана обеспечить концептуальную общность российского трудового права, действующего на всей территории России. Необходимость в этом объясняется потребностями единой экономики страны, которая должна функционировать на основе общих правил, в том числе в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Иначе говоря, общее экономическое пространство страны требует единого правового поля, ставящего всех участников экономической и трудовой деятельности в принципиально равное положение.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочны осуществлять нормотворчество по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Тем самым компетенция субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений сконструирована по остаточному принципу. По общему правилу, они уполномочены осуществлять правотворчество только в той области, которая находится за пределами сферы соответствующих правотворческих полномочий федеральных органов государственной власти и управления. В дополнение к этому осуществление данного правотворчества связано еще с рядом ограничений. В частности, все региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не должны ухудшать положения субъектов трудовых и связанных с ними отношений в сравнении с федеральным законодательством, равно как не должны и иным образом противоречить этому законодательству (ч. 4 ст. 6 ТК РФ), и вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам региона только за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Соответственно этим требованиям нормотворческая ниша субъектов Российской Федерации образуется за счет:

учета региональных особенностей рынка труда, т. е. в сфере занятости и трудоустройства местного населения;

определения правового положения государственных служащих субъекта Российской Федерации, а также муниципальных служащих органов местного самоуправления (за исключением тех вопросов, решение которых в силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ относится к компетенции Федерации);

организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта Российской Федерации, определения величины регионального прожиточного минимума и соответствующего ему уровня минимальной оплаты труда работников в регионе;

более тщательной проработки механизмов осуществления трудовых прав, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, и введения дополнительных гарантий их реализации;

создания новых региональных правовых институтов (например, в сфере дополнительных форм социального партнерства, осуществляемого на региональном уровне).

3. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять и во всех иных сферах так называемое опережающее нормотворчество по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако после принятия соответствующего нормативного правового акта федеральным органом государственной власти региональный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, должен быть приведен в соответствие с ним.

4. В части 4 ст. 6 ТК РФ законодатель еще раз обратился к вопросу о юридическом верховенстве ТК РФ и иных федеральных законов (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), признавая неприменимыми и тем самым юридически ничтожными все региональные нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству либо снижающие федеральный уровень трудовых прав и гарантий работников.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль