Работник причинил ущерб? Создаем инвентаризационную комиссию!

176
Работодатель вправе удерживать из зарплаты работника сумму причиненного им материального ущерба. Но всякий раз, прежде чем произвести удержание, необходимо правильно оценить размер причиненного ущерба. На практике это бывает непросто. Настолько непросто, что нередко приходится привлекать сторонних специалистов, а то и целую комиссию созывать. К слову, все больше работодателей предпочитают создавать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, которая при необходимости определит и размер причиненного сотрудниками материального ущерба.

Работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если последний отвечает за сохранность этого имущества) и других сотрудников. В противном случае он будет нести материальную ответственность.

Возмещение ущерба осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

По общему правилу работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. А вот неполученные доходы (упущенную выгоду) с сотрудника взыскать нельзя (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). К прямому действительному ущербу могут быть отнесены:

  • недостача денежных или имущественных ценностей,
  • порча материалов и оборудования,
  • расходы на ремонт поврежденного имущества,
  • выплаты за время вынужденного прогула или простоя,
  • суммы уплаченного штрафа.

Работник причинил ущерб работодателю: вопрос

Фирма закупает по оптовой цене продукцию для последующего распространения в регионах. По вине работника часть товара, предназначенного на продажу, была испорчена. Как рассчитать сумму причиненного ущерба, если покупались товары по одной цене, а продавать их собирались по другой? Итоговые суммы ущерба принципиально различаются. 

Ущерб, причиненный торговой компании, приобретающей товары по закупочным ценам для последующей перепродажи, определяется по закупочным же ценам. При расчете по продажным ценам получилось бы, что работник возмещает не только сумму прямого ущерба, но и упущенную выгоду, а это запрещено законодательством (ч. 1 ст. 238 ТК РФ).

Упущенная выгода – это неполученный доход, который могло бы получить лицо при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ). То есть в нашей ситуации – прибыль от перепродажи товаров.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ч. 1 ст. 246 ТК РФ). Если невозможно установить день причинения ущерба, размер ущерба определяется на день его обнаружения (абз. 2 п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», далее – постановление Пленума ВС РФ № 52).

Инвентаризация как способ выявления ущерба

Причинение ущерба имуществу работодателя может быть выявлено в ходе текущей деятельности либо при проведении плановой или обязательной инвентаризации.

При выявлении ущерба проведение внеплановой инвентаризации обязательно (ч. 2, 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон о бухучете; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

Порядок проведения внеплановой обязательной инвентаризации при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания по инвентаризации) и действующими в настоящее время (ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете).

Причины возникновения ущерба (порча, недостача, хищение, полный износ и т. п.) и его размер устанавливаются комиссией в ходе инвентаризации путем выявления расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2, 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Закона о бухучете, пп. 1.5, 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Факт недостачи, потери и порчи материальных ценностей должен быть отражен в сличительных ведомостях и в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (пп. 4.1, 5.6 Методических указаний по инвентаризации). В зависимости от принятой бухгалтерской учетной политики это могут быть или формы № ИНВ-19, ИНВ-18, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, форма № ИНВ-26, утв. постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26, или самостоятельно разработанные организацией формы (ч. 4 ст. 9 Закона о бухучете, п. 4 ПБУ 1/2008, информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В любом случае для привлечения работника к материальной ответственности нужно соблюдать процедуры, установленные законодательством.

Так, до принятия решения о возмещении ущерба конкретными сотрудниками работодатель обязан организовать проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (ч. 1 ст. 247 ТК РФ). Такая проверка должна проводиться по каждому факту порчи, недостачи и хищения материальных ценностей. Если этого не сделать, суд может признать отсутствие причинно-следственной связи между действиями работника и наступившими последствиями в виде ущерба (постановление Президиума Московского городского суда от 30.08.2007 по делу № 44г-595).

Трудовой кодекс РФ не разъясняет, какой именно должна быть комиссия для проведения проверки по возмещению ущерба, создаваемая в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 247 ТК РФ. Полагаем, она может существовать в организации на постоянной основе (например, действующая инвентаризационная комиссия) либо создаваться специально для расследования конкретного происшествия – назовем ее специальной комиссией по возмещению ущерба.

Согласно п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации для ее проведения в организации создается инвентаризационная комиссия. Ей же можно поручить и проведение проверок в случае причинения работниками материального ущерба. Тем более что в случае причинения имущественного ущерба внеплановая инвентаризация так или иначе обязательна.

Внимание, проблема!

В закрытом перечне случаев восстановления налога на добавленную стоимость, приведенном в п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ, нет таких оснований для восстановления НДС, как недостача, порча, хищение имущества. Тем не менее вопрос о необходимости восстановления НДС в такой ситуации является спорным.

Суды, как правило, встают на сторону налогоплательщиков, не восстанавливающих НДС (см. решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 по делу № А56-165/2012, ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2011 № Ф03-4834/2011 по делу № А7313976/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2011 по делу № А17-5842/2010, ФАС Поволжского округа от 10.05.2011 по делу № А55-17395/2010, ФАС Московского округа от 13.12.2011 по делу № А41-36345/10 и др.).

Однако контролирующие органы настаивают на восстановлении такого налога, ранее правомерно принятого к вычету, в случаях недостачи, порчи и хищения имущества, аргументируя свою позицию тем, что похищенное или испорченное имущество не будет использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, письма Минфина России от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387, от 19.05.2010 № 03-07-11/186, от 20.07.2009 № 03-03-06/1/480, от 15.05.2008 № 03-07-11/194, от 01.11.2007 № 03-0715/175). В письме ФНС России от 31.08.2005 № 03-104/1528/9@, в частности, прямо сказано, что стоимость похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных лиц с учетом восстановленного НДС.

Полагаем, что игнорировать мнение Минфина России по данному вопросу неразумно. Во избежание лишних претензий со стороны налоговых органов рекомендуем восстанавливать сумму НДС в случае недостачи, порчи или хищения имущества, а размер ущерба определять с учетом суммы восстановленного НДС.

Создание инвентаризационной комиссии

Полномочия комиссии по установлению размера причиненного ущерба и причин его возникновения желательно прописать в соответствующем локальном нормативном акте, например Положении об инвентаризационной комиссии.

Какие нормы следует предусмотреть в Положении об инвентаризационной комиссии?

В соответствующем локальном нормативном акте можно указать:

  1. права и обязанности членов (председателя) комиссии,
  2. условия их работы,
  3. процедуры процесса возмещения ущерба,
  4. документальное оформление на каждой стадии процесса,
  5. ответственность членов (председателя) комиссии,
  6. иные меры воздействия на члена (председателя) комиссии за невыполнение возложенных на них обязанностей.

Например, можно установить показатели премирования, согласно которым право на начисление премии членам комиссии не возникает в случаях:

  • нарушения порядка/сроков проведения служебного расследования, его документального оформления по ч. 1 ст. 247 ТК РФ;
  • сокрытия фактов нанесения ущерба имуществу работодателя;
  • внесения в сличительные ведомости, ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией, неполных/неточных данных о фактическом наличии (остатках) объектов внеплановой инвентаризации по фактам недостачи, хищений и порчи материальных ценностей и т. п.

Комиссия создается приказом руководителя организации. Тем же приказом утверждается ее состав.

Форма приказа о формировании инвентаризационной комиссии

Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее составе и полномочиях издается по самостоятельно разработанной форме, что должно быть предусмотрено в бухгалтерской учетной политике организации.

Отметим, что, если компания в бухгалтерской учетной политике установила, что по учету результатов инвентаризации она применяет формы из постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, то приказ по форме № ИНВ-22 в данном случае не подходит, поскольку им назначается рабочая (а не постоянная) инвентаризационная комиссия.

В состав комиссии обычно включаются (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации):

• председатель (руководитель организации, его заместитель или руководитель структурного подразделения);

• члены (бухгалтер, юрисконсульт, экономист, работники кадровой службы, отдела внутреннего аудита, службы безопасности и т. д.).

Создание инвентаризационной комиссии: вопрос из практики

Не хотели бы вписывать конкретных сотрудников в приказ о создании комиссии. Считаем, что лучше указать просто должности. В случае если кто-нибудь из работников уволится, новый, принятый на его должность, автоматически войдет в состав комиссии. Возможен ли такой вариант?

Такой вариант формирования комиссии возможен, но вряд ли выгоден работодателю. С одной стороны, в случае увольнения работника, ранее состоявшего в комиссии, и приема на его место нового, автоматически включаемого в ее состав, не нужно будет вносить изменений в приказ о создании комиссии. С другой – экономия на технической работе в данном случае небольшая, а последствия такого формального подхода могут быть ощутимыми. Например, человек, пришедший на место освобожденного члена комиссии, может оказаться нечестным, некомпетентным и, как следствие, непригодным для выполнения такой работы.

Законом не предусмотрены какие-либо определенные требования к квалификации членов инвентаризационной комиссии, но при ее формировании нужно исходить из уровня знаний, квалификации и опыта конкретного работника. В противном случае это может сказаться на качестве (достоверности) результатов инвентаризации и проверки фактов возмещения ущерба, а в связи с отсутствием вины члена комиссии (ведь персональный состав определил руководитель организации) привлечь его к ответственности будет невозможно.

Участие в инвентаризации не предусмотрено квалификационными справочниками за редким исключением – например, для бухгалтера, заведующего складом, начальника отдела материально-технического снабжения, товароведа.

Об участии в работе комиссии по возмещению ущерба в таких документах вообще ничего не сказано. В то же время для некоторых должностей предусмотрены отдельные обязанности, по сути являющиеся обязанностями членов указанной комиссии.

Кстати сказать, если работодатель не считает нужным принимать отдельный документ, регулирующий проведение проверки по ч. 1 ст. 247 ТК РФ, можно ограничиться изданием, например, Памятки члену (председателю) комиссии.

В Памятке следует перечислить права и обязанности членов (председателя) комиссии, кратко описать порядок служебного расследования.

Это позволит снизить вероятность нарушения добросовестными работниками норм трудового законодательства по неосторожности.

Памятка отличается от локального нормативного акта тем, что не создает никаких новых, уточняющих законодательство норм. Основная ее цель – довести до сведения членов (председателя) комиссии необходимую информацию. И, например, в случае совершения членом (председателем) комиссии дисциплинарного проступка в подтверждение противоправности его действий нужно будет ссылаться на нарушение норм законодательства, а не Памятки.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, начальник юридического отдела, в частности, руководит подготовкой материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции для передачи их следственным и судебным органам, принимает меры по возмещению ущерба, причиненного предприятию. А главный бухгалтер помимо прочего участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

Обязанности отдельных сотрудников участвовать в работе комиссии необходимо узаконить в должностных инструкциях и трудовых договорах. Также обязанности членов (председателя) комиссии могут быть определены отдельным локальным нормативным актом.

Например, соответствующие обязанности можно прописать в должностных инструкциях и трудовых договорах главного бухгалтера и начальника юридического отдела.

Что касается других специалистов, имеет смысл рассматривать их работу в составе комиссии как выполнение дополнительной работы, установив за это доплату на основании дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 602, 151 ТК РФ). Эти сотрудники должны успевать выполнять свои прямые и дополнительные функции в течение рабочего дня.

Материально ответственные лица в составе инвентаризационной комиссии

Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным, ведь они подписывают составленные комиссией инвентаризационные описи (пп. 2.4, 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации, письмо Минфина России от 15.07.2008 № 07-05-12/16).

Создание инвентаризационной комиссии: вопрос из практики

Начальник склада заболел, находится на лечении в стационаре и не сможет присутствовать при инвентаризации имущества. Что делать в такой ситуации? Материально ответственного лица нет, но инвентаризацию нужно провести.

В этом случае инвентаризация может быть проведена без участия материально ответственного лица в порядке, установленном руководителем организации, например, в Положении о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

Возможность проведения инвентаризации в отсутствие материально ответственного лица (по состоянию здоровья или по иным причинам) подтверждается, в частности, положениями отдельных документов:

  • п. 6.3 Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утв. приказом Минторга СССР от 19.08.1982 № 169;
  • п. 4.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н.

Однако в случае выявления недостачи при инвентаризации, проводимой в отсутствие материально ответственного лица, возмещение недостачи за счет этого работника невозможно (постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2009 по делу № А06-3156/2007).

Создание инвентаризационной комиссии: вопрос из практики

Можно ли включать в состав комиссии представителей сторонних организаций?

Привлекать к работе инвентаризационной комиссии сотрудников других компаний для проверки отдельных объектов учета не запрещено.

Например, в случае поломки ноутбука работу по установлению ущерба можно поручить сотруднику фирмы, специализирующейся на ремонте компьютеров. Правда, его нельзя будет ввести в состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии – придется создать разовую, включив в нее стороннего специалиста. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль