Изменения в законодательстве о государственной службе

77
2015 г. не был богат на изменения в законодательстве о государственной службе. Однако точечные поправки в нормативные правовые акты вносились. Дадим их краткую характеристику.

Отказ от понятия "Правоохранительная служба"

В состав системы государственной службы входят:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • государственная служба иных видов

В 2015 г. законодатель наконец отказался от понятия «правоохранительная служба» (Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона „О таможенном регулировании в Российской Федерации“»). Вместо «правоохранительной службы» в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58‑ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и в иных нормативных актах о государственной службе теперь используется обтекаемый термин «федеральная государственная служба иных видов». При этом в отдельных документах уточняется, что речь идет о службе, связанной с правоохранительной деятельностью.

Такая на первый взгляд чисто терминологическая замена означает юридический (фактический произошел уже давно) отказ законодателя от унификации законодательства о службе, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности. Вместо так и непринятого федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» будут действовать самые разные нормативные правовые акты, регулирующие особенности прохождения государственной службы в прокуратуре, органах внутренних дел, таможенных органах, органах наркоконтроля и т. д.

Данное изменение, весьма важное с точки зрения системного развития законодательства о госслужбе, для работников кадровых служб госорганов не имеет большого практического значения. Единственное, что следует иметь в виду: во всех случаях перехода на государственную гражданскую службу бывших сотрудников указанных правоохранительных органов необходимо ориентироваться на нормативные акты об отдельных видах службы в данных органах. Изучение и применение норм этих документов может понадобиться, в частности, при решении вопросов о присвоении классных чинов и учете стажа государственной службы. Соответствующие изменения были внесены в отдельные нормы и в ч. 12 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе).

Ранее (редакция нормы, действовавшая до 31.12.2015)

Теперь (редакция нормы, действующая с 01.01.2016)

Часть 12 ст. 11 Закона о государственной гражданской службе

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников определяются указом Президента Российской Федерации

Пункт 1 ч. 1 ст. 54 Закона о государственной гражданской службе

В стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения:
1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;
2) …

В стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения:
1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
2) …

Читайте также:

Аттестация гражданских служащих

Одно из немногочисленных изменений, внесенных непосредственно в Закон о государственной гражданской службе, коснулось федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъекта РФ (далее – гражданские служащие), подлежащих аттестации, и сроков ее проведения.

Так, до принятия Федерального закона от 08.06.2015 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 48 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“» аттестации не подлежали гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт. С 19 июня 2015 г. предусмотрена возможность установления исключения для гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Необходимость аттестации этих категорий должна быть прямо закреплена соответственно указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

В отношении указанных гражданских служащих очередная аттестация может проводиться в сроки, определенные не только ч. 4 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе, но и указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ.

Ранее (редакция нормы, действовавшая до 18.06.2015)

Теперь (редакция нормы, действующая с 19.06.2015)

Часть 3 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации)

Часть 4 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами

Противодействие коррупции

Остановимся на Указе Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Им были внесены изменения уточняющего характера в другие президентские акты, регулирующие вопросы представления государственными служащими и иными лицами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В частности, в Положении о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера(далее – Положение), утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, названы три категории лиц, обязанных подавать такие сведения:

  • гражданин, претендующий на замещение должности федеральной государственной службы;
  • федеральный государственный служащий, замещающий по состоянию на 31 декабря отчетного года должность федеральной государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557;
  • федеральный государственный служащий, замещающий должность федеральной государственной службы, не указанную в перечне должностей, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, и претендующий на замещение должности государственной службы, предусмотренной этим перечнем.

Для различных категорий установлены определенные особенности представления сведений о доходах.

Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня подачи сведений при поступлении на службу (абз. 2 п. 8 Положения в новой редакции).

Кандидат на должность, содержащуюся в перечне, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня подачи сведений при назначении на эту должность.

Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления информации, определенного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559 (1 либо 30 апреля).

Подобного рода изменения были внесены:

  • в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утв. Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065;
  • Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утв. Указом Президента РФ от 08.07.2013 № 613.

Помимо этого, Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 364 были утверждены три типовых акта, на которые стоит обратить внимание как органам государственной власти субъектов РФ, так и руководству федеральных государственных органов:

  • Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ;
  • Типовое положение об органе субъекта РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В этих типовых положениях перечислены основные задачи, функции (либо полномочия) указанных структур, а в Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ включены нормы о порядке формирования и организации деятельности комиссии.

Внимание!

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ рекомендовано в трехмесячный срок с 15 июля 2015 г. образовать комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъектах РФ, а также создать органы субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Командировки государственных служащих

При направлении федеральных государственных гражданских служащих в командировки следует учитывать положения приказа Минфина России от 10.03.2015 № 33н. Этим достаточно кратким актом утвержден перечень документов, подтверждающих фактический срок пребывания федерального государственного гражданского служащего в служебной командировке при отсутствии проездных документов (таблица).

Подтверждение фактического срока пребывания государственного гражданского служащего в служебной командировке (при отсутствии проездных документов)

Вид документов, подтверждающих срок пребывания в служебной командировке

Случаи подтверждения

Документы

Документы, подтверждающие расходы по найму жилого помещения

Проживание в гостинице

Квитанция (талон) либо иной подтверждающий заключение договора на оказание услуг по месту командирования документ, содержащий сведения, предусмотренные Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085

Проживание не в гостинице

Первичные учетные документы, сформированные в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете и содержащие обязательные реквизиты, установленные Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н

Документы, подтверждающие расходы по проезду гражданского служащего к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы

Проезд на служебном транспорте

Решение представителя нанимателя или уполномоченного им лица о направлении гражданского служащего в служебную командировку на служебном транспорте
Документы, подтверждающие использование служебного транспорта (путевой лист, маршрутный лист, иные документы, определяющие маршрут следования служебного транспорта)

Проезд на личном транспорте гражданского служащего

Решение представителя нанимателя или уполномоченного им лица о направлении гражданского служащего в служебную командировку на личном транспорте
Служебная записка (справка, рапорт, заявление и пр.) гражданского служащего о фактическом сроке пребывания в месте командирования
Документы, подтверждающие использование личного транспорта (путевой лист, маршрутный лист, иные документы, определяющие маршрут следования личного транспорта гражданского служащего, а также кассовые чеки, квитанции, иные документы, подтверждающие произведенные по маршруту следования гражданского служащего расходы)

Внимание!

Если документов, перечисленных в таблице, нет, государственный служащий представляет служебную записку и (или) иной документ, установленный в рамках учетной политики федерального государственного органа. Он должен содержать сведения о фактическом сроке пребывания в служебной командировке, обязательные реквизиты, а также отметку принимающей гражданского служащего стороны о датах прибытия гражданского служащего в место командирования и убытия из него.

Денежное содержание гражданских служащих

В заключение поговорим о Федеральном законе от 06.04.2015 № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона „О государственной гражданской службе Российской Федерации“ в связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов“». Этим документом изменения в Закон о государственной гражданской службе не вносились, однако он затронул ч. 11 и 12 ст. 50 Закона, в очередной раз приостановив их действие – до 1 января 2016 г. Таким образом, государственные гражданские служащие в 2015 г. не могли рассчитывать на повышение денежного содержания. Конечно, это не было для них позитивной новостью, однако было вполне ожидаемо в условиях финансового кризиса.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об этом принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ (ч. 11 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).

Однако последний раз такая индексация была произведена в 2013 г.

Рис. 1 Приостановление действия ч. 11 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе

Изменения в законодательстве о государственной службе

">


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль