Профессиональный и образовательный стандарты

1135
Профессиональная подготовка и переподготовка работников, повышение их квалификации, аттестация и оценка персонала волнуют каждого работодателя. В последние несколько лет благодаря появлению профессиональных и образовательных стандартов стало намного легче разрабатывать собственные требования к уровню профессиональной подготовки и квалификации сотрудников, подбирать подходящих кандидатов на вакансии, а также утверждать отдельные локальные нормативные акты: должностные инструкции, программы обучения и повышения квалификации, документы для аттестации сотрудников. Разберемся, как взаимосвязаны профессиональные и образовательные стандарты и каким образом создаются последние.

Профессиональная деятельность неразрывно связана с образованием, поэтому разработка и принятие образовательных стандартов заслуживают отдельного внимания. Тем более что на государственном уровне вопросы стандартизации в этих сферах решаются одновременно.

Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ (введены новые ст. 1952 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст. 1953 «Порядок применения профессиональных стандартов») и в ч. 7 ст. 11, ч. 8 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

В соответствии с этими изменениями:

  • требования федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции формируются на основе соответствующих профессиональных стандартов;
  • продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой, которая разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профстандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований.

Образовательная программа – это единица образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС):

  • регулирует структуру и содержание таких программ;
  • определяет совокупность требований к результатам их освоения;
  • указывает, как они должны быть построены и какие элементы содержать.

Напомним, что профессиональный стандарт – это документ, раскрывающий содержание профессиональной деятельности и требования к квалификации работников. Он формулирует требования работодателя, показывает, что работники должны освоить, чтобы сдать квалификационный экзамен и получить допуск к профессии.

С учетом изменений, внесенных в Закон об образовании, и в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Минобрнауки России подготовило письмо от 22.04.2015 № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций» (далее – Методические рекомендации).

Цель этого письма – оказать методическую помощь по разработке дополнительных образовательных программ на основе профстандартов тем организациям, которые реализуют подобные программы в условиях действия нового законодательства об образовании.

Различия между образовательными стандартами и профстандартами

Профессиональный и образовательный стандарты

Обратите внимание

Дополнительные профессиональные программы должны учитывать профстандарты и квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках.

Порядок разработки образовательных программ

Рассмотрим общий порядок разработки образовательных программ, которые учитывают имеющиеся профессиональные стандарты.

ЭТАП 1. Создание рабочей группы

Для повышения качества разработки дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП) на основе требований профстандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями образовательной организации рекомендуется включать представителей работодателей и(или) иных заказчиков (потребителей) образовательных услуг дополнительного профессионального образования.

ЭТАП 2. Выбор профстандартов

Для выбора профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана ДПП, используется сайт национального реестра Минтруда России. Сначала они отсеиваются по наименованию, далее следует проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2 профстандартов) и выбрать обобщенные трудовые функции и(или) трудовые функции, соответствующие направленности (профилю) программы.

Трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе.

Уровень квалификации отобранных обобщенных трудовых функций(далее – ОТФ) и(или) трудовых функций (далее – ТФ) не должен превышать возможности программы, связанные прежде всего с уровнем квалификации деятельности, овладение или совершенствование которой предусмотрено дополнительной образовательной программой, сроком ее освоения и исходным уровнем (направленностью, профилем) имеющегося у слушателей профессионального образования.

Уровень квалификации в профстандартах определяется в соответствии с характеристиками, которые даны в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.

Для определения профстандарта и входящих в него ОТФ и ТФ, на основе которых будет разработана образовательная программа, рекомендуется привлекать специалистов, хорошо осведомленных в содержании данной профессиональной деятельности, и специалистов в области образования (подготовки, переподготовки и повышения квалификации по рассматриваемому направлению, специальности или профессии).

Связь образовательной программы с отобранными профессиональными стандартами может быть отражена при описании ее целей или в разделе «Общая характеристика образовательной программы».

Профстандарты применяют

1. Работодатели:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
  • организации обучения и аттестации работников;
  • разработке должностных инструкций;
  • тарификации работ;
  • присвоении тарифных разрядов работникам;
  • установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

2. Образовательные организации профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ.

3. При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

ЭТАП 3. Сопоставление ФГОС и профстандартов

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона об образовании).

Как правило, в рамках такой программы слушатель может быть подготовлен к выполнению одной ОТФ, отвечающей присваиваемой квалификации, или освоить соответствующие ей компетенции. Решение о разработке программы принимается с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда.

Законом об образовании установлено, что подобные программы разрабатываются на основании профстандартов и требований ФГОС к результатам освоения образовательных программ, а значит, при этом необходимо сопоставить соответствующие ФГОС и профстандарты.

ЭТАП 4. Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ

Результаты освоения программы профессиональной переподготовки могут быть:

  • промежуточные (освоение умений и знаний);
  • итоговые (приобретение квалификации, овладение видом(ами) профессиональной деятельности, т. е. формирование новых или совершенствование имеющихся компетенций).

В структуре программы должен содержаться перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, которые качественно изменяются в результате обучения.

Информация о цели и результатах обучения является основой для разработки рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и иных компонентов ДПП.

ЭТАП 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения

Главный результат освоения программ профессиональной переподготовки, разработанных с учетом профстандартов, – приобретение или совершенствование профессиональной квалификации, оценка которой отличается от оценки умений и знаний. В Методических рекомендациях рассмотрены именно вопросы оценки профессиональной квалификации, а не освоения отдельных дисциплин и иных компонентов образовательной программы.

Особенности оценки профессиональной квалификации следующие.

  1. Оценка носит целостный характер, ее необходимо проводить при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним. Сумма результатов оценивания знаний и умений не позволяет судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии профессиональной квалификации.
  2. Оценка осуществляется в несколько этапов. Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию одномоментно и за короткий период чаще всего нельзя.

Объективную оценку профессиональной квалификации могут провести независимые эксперты на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

ЭТАП 6. Определение структуры и содержания образовательной программы

Образовательная программа включает:

  • цель;
  • планируемые результаты обучения;
  • учебный план;
  • календарный учебный график;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
  • организационно-педагогические условия;
  • формы аттестации;
  • оценочные материалы и др.

При разработке и реализации ДПП может использоваться модульно-компетентностный или иной подход к формированию структуры образовательной программы. В зависимости от сложности ДПП в нее входит разное количество учебных курсов, дисциплин (модулей), перечень которых отражается в учебном и календарном планах.

Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профстандартов.

ЭТАП 7. Определение организационных условий реализации образовательной программы

В раздел « Организационно-педагогические условия реализации программы» рекомендуется включить требования:

  • к квалификации педагогических кадров, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса;
  • материально-техническим условиям;
  • информационным и учебно-методическим условиям;
  • организации образовательного процесса.

Если в программе несколько учебных курсов, дисциплин (модулей), данный раздел может быть включен в каждую из рабочих программ.

При формировании условий реализации программы необходимо обеспечить их соответствие назначению программы и требованиям к результатам ее освоения.

ЭТАП 8. Разработка учебного плана и календарного учебного графика

На этом этапе по результатам проведенной работы составляются учебный план и календарный учебный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. Непосредственного отношения к профессиональным стандартам данный этап не имеет, но он важен, т. к. позволяет закрепить приоритеты в освоении (совершенствовании) того или иного вида деятельности, компетенций, умений и знаний путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на различные учебные курсы, дисциплины, модули, практики, виды учебных занятий.

ЭТАП 9. Экспертиза образовательной программы

Благодаря ей обеспечивается качество ДПП за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе желательно привлечь:

  • представителей работодателей и объединений работодателей – именно они лучше других определят соответствие заявленных результатов освоения программы требованиям профстандартов;
  • слушателей, осваивающих ДПП, или выпускников этих программ – они отразят мнение непосредственных потребителей образовательных услуг;
  • педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, – они оценят ее дидактическую целесообразность.

Таким образом, профессиональные стандарты, образовательные стандарты (ФГОС) и образовательные программы всех уровней должны быть взаимосвязаны. Работодатель может использовать основные принципы разработки и утверждения образовательных программ, планируя обучение и повышение квалификации сотрудников.

ОТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

О создании профессиональных и образовательных стандартов

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты РФ

8 июня 2015 г. Максим Топилин выступил на промышленной конференции Общероссийского народного фронта «Страна живет, когда работают заводы».

«В последние годы мы начали серьезную работу по подготовке профессиональных стандартов. Это современные требования к работникам, требования, которые идут от работодателей, идут от потребности экономики, – сказал Министр. – Мы уже подготовили более 400 профессиональных стандартов, но всего, по нашим оценкам, их должно быть более 1200».

Эти требования должны лечь в основу не только профстандартов, но и образовательных программ и стандартов. «Такая работа сейчас ведется совместно с Министерством образования», – заверил глава Минтруда России.

«Но нам очень важно, чтобы этот процесс стал постоянным, и если в тех или иных профессиональных кругах возникают новые требования к работникам, к их подготовке, мы должны в автоматическом режиме переформатировать их в общие требования», – отметил Максим Топилин.

Также Министр затронул тему роста профессионального уровня работников и то, как в ближайшее время планируется выстроить работу, чтобы работодатели смогли участвовать в оценке работников, их профессиональных знаний и опыта.

«Мы сегодня совместно с Национальным советом формируем законодательную базу по оценке квалификаций, причем эта система оценки должна быть независимой… Проект должен создать понятную, прозрачную рамку для оценки квалификаций, оценки работников, с тем чтобы был стимул к повышению квалификации, были стимулы для повышения профессионального роста, повышения заработной платы и соответственно повышения качества продукции», – подчеркнул Максим Топилин.

Он также отметил, что в сложной экономический ситуации большинство предприятий «очень бережно относится к тем человеческим ресурсам, к человеческому капиталу, знаниям и компетенциям, которые удалось за прошедшие годы получить, обучив своих работников».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Продолжите чтение после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

Читайте после регистрации:

  • Примеры составления KPI
  • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
  • Оценка результатов труда персонала
  • Анкета для проведения структурированного интервью
  • и другие полезные статьи

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль