Профстандарты. Другой путь внедрения

313
Лицензия на образование | Внесение изменений в трудовую книжку | Личная карточка работника Т2 | Табель учета рабочего времени | Раздел 3 «Прием на работу и перевод на другую работу»

Профстандарты. Другой путь внедренияВалентина Андреева, Ведущий эксперт в области трудового права, Справочник Кадровика

Смотреть далее: Часть 10

Программа вебинара:
  • Текущая ситуация
  • Как определить квалификацию
  • Для кого обязательны профстандарты
  • Особенности стандартов
  • Обязательные и рекомендательные профстандарты
  • Иные нормативные правовые акты
  • Профессиональный стандарт
  • Статья 57 Трудового кодекса
  • Несовпадение названий должностей
  • Соответствие названий профессий вредников
  • Порядок внедрения профстандартов
  • Отсутствие стандартов для некоторых работ
  • Оформление работника при выполнении нескольких функций
  • Несоответствие квалификационным требованиям
  • План развития персонала
  • Как действовать при несоответствии должности
  • Другой путь внедрения
  • Переход на новые требования
  • План внедрения профстандартов
  • Локальные нормативные акты
  • Внесение изменений в документы
  • Лицензия на образование
  • Вопросы и ответы
Иллюстрации к вебинару:

Расшифровка видео:

Внесение изменений в трудовую книжку

Далее, после Трудового договора, естественно, должны быть внесены соответствующие изменения в Трудовую книжку работника. В Трудовой книжке должна быть запись о том, что должность такая-то переименована в такую-то, в соответствии с профстандартом. В четвертой графе Трудовой книжки мы сделаем ссылочку на Приказ «О внесении изменений в штатное расписание». Там будет ссылка именно на этот приказ, не на кадровый, а на Приказ по основной деятельности

Личная карточка работника Т2

Дальше, из личных документов задействована, конечно, личная карточка работник Т2. В личной карточке у нас есть третий раздел «Прием на работу и перевод на другую работу». Но в этот раздел, конечно, переименование мы вписать не можем. Переименование здесь не отражается.

Поэтому я думаю, что можно использовать тот кусочек в личной карточке, который расположен на четвертой странице этой карточки. Перед сведениями об увольнении у нас идет раздел «Дополнительные сведения». Вот туда, я думаю, вполне можно вписать информацию о переименовании должности или профессии.

Табель учета рабочего времени

Ну, у нас есть еще Табель учета рабочего времени, естественно, в котором по-другому будет называться должность или профессия, это понятно. Ну, если есть личное дело у нашего специалиста, то в личное дело пойдет, наверное, это вот топ-соглашение к Трудовому договору. Потому что мы рекомендуем в личном деле хранить и Трудовой договор, заключенный с работником. Ну, и если вы храните в личном деле копию должностной инструкции, то можете туда поместить копию вновь изданной должностной инструкции.

Состав личного дела не урегулирован никак нормативно, кроме государственных гражданских служащих. Поэтому можете здесь самостоятельно решать вопрос, что вам помещать в личное дело.

Резюме

Ну вот, это основные принципиально важные шаги по внедрению профстандартов. Вы видите, их не так много. Хотя, за ними стоит довольно большая работа. Вот, особенно, первые этапы, аналитическая работа по выявлению того, что в стандартах и что у нас. Подбор стандартов под наших работников, как я уже сказала, иногда по несколько профессий у нас работник совмещает.

Вопросы и ответы

И сейчас давайте мы с вами будем переходить к оставшимся еще вашим вопросам, потому что некоторые вопросы как бы повторяются в самых разных вариантах. Но все-таки, о том, что они продолжают поступать, это говорит о том, что не все как бы осталось понято.

Прежде всего, я хочу обратить внимание на вопрос, который нам задавала вот Юлия Валериевна. Несколько вопросов было. На какие-то вопросы, может быть, наши эксперты в чате вам уже ответили. Я хочу ответить на вопрос, который является принципиально важным.

Обязательно ли должна иметь организация лицензию на образование и обучение работников по специфическим для данного предприятия профессиям? Ну, что я хочу сказать, прежде всего. Прежде всего, мне, конечно, хотелось бы подчеркнуть. И подчеркнуть, может быть, больше для нашего Министерства образования, чем для вас, для наших участников.

Предприятие или организация – это такое образование, где люди работают. Не учатся, а работают. Вот это мне всегда хочется подчеркнуть. Человек заключил Трудовой договор. Он выходит в 8 утра на работу не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы работать. Вот у нас путаница в стране пошла после нашей, так сказать, Перестройки. Человек должен учиться в образовательном учреждении. А в организацию или на предприятие приходить работать

Но поскольку рухнула система образования профессионального, особенно для рабочих, появились действительно определенные профессии рабочих, по которым нигде не учат. И те же слесари по ремонту подвижного состава именно метрополитена. И те же маляры по металлу. И те же кровельщики, как я уже говорила.

Вопрос: Производство огнеупоров, профессиям рабочих не обучают нигде. И на нашем предприятии мы производим обучение. Да, вот они сами проводят обучение.

Да, вот они сами проводят обучение. Тогда вот вторым тезисом, который я хочу провозгласить – раз уж предприятие должно обучать, то опять-таки, давайте мы не путать, когда пришел человек обучаться какой-то профессии, он не работник. Мы не можем принять его на рабочую профессию, заключив с ним Трудовой договор. Мы должны его принять учеником. Мы должны с ним заключить Гражданско-правовой договор.

Вот я хочу, чтобы все было правильно, как положено, чтобы вы поняли, как должно быть. Пришел человек, вот, учиться производству огнеупоров. Как он может их производить, если он пришел после школы, после армии, ничего в этом не понимая. Вот мы должны с ним заключить Гражданско-правовой договор. Какой? Ученический, ученический. Он заказчик, мы – исполнитель.

Он не работник, а мы работодатели. Он заказчик, а мы исполнители. Мы ему платим стипендию как учащемуся. И он у нас учится, сдает экзамен на нашей квалификационной комиссии, получает от нас удостоверение с присвоением ему профессии в области огнеупоров. И тогда уже мы заключаем с ним Трудовой договор. И он начинает работать. Не учиться уже, а работать.

В процессе обучения он может быть, там, практику, естественно, проходит. Реально стоит там у станка и так далее. Но он в это время все-таки, ученик. Вот это правильно, вот это идеально, так должно быть.

Но чтобы присвоить какую-то профессию, что нужно? Нужно, естественно, иметь лицензию. Конечно, коротко отвечая на ваш вопрос, уважаемая Юлия Валерьевна: «Обязательно ли организация должна иметь лицензию?» Обязательно, конечно! Для того, чтобы обучать по специфическим профессиям.

Вопрос: Обязательно ли организация должна иметь лицензию?

Обязательно, конечно! Для того, чтобы обучать по специфическим профессиям.

Лицензия на образование

Вот на что я хочу обратить ваше внимание, чтобы не быть голословной. У нас есть Закон об образовании, вот это главное наше – закон. Здесь Закон об образовании, я вам напоминаю, всем, кто задавал эти вопросы про обучение, про лицензии. Это Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вот там есть п.2 ст. 91, где сказано, что соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности могут быть не только образовательные организации, но и иные, осуществляющие обучение организации. Потому что, к сожалению, образовательные организации не закрывают, да, всех этих редких рабочих профессий.

Когда нужна лицензия на обучение

Но дальше, дальше смотрите, что у нас говорится в ст.74 этого Закона. «Профессиональное обучение требует наличие у обучающей организации лицензии только в том случае, если эта организация выдает при успешном завершении учебы, документ о квалификации, свидетельство о профессии рабочего или о должности служащего, или удостоверение о повышении квалификации, или диплома профподготовки».

Во всех остальных случаях, если итоговая аттестация не проводится или ее результаты неудовлетворительные, обучение не завершено и т.д., выдается только справка об обучении. Т.е., если по окончании профессионального обучения, организация не выдает, не выдает документ о квалификации, то лицензии не требуется.

Смысл обучения

Но тогда, какой смысл в этом обучении? Ведь вы берете, по тем же огнеупорам, вы хотите обучить человека и выдать ему документ о том, что ему присвоена соответствующая квалификация по такой-то конкретной профессии. И чтобы он мог работать в этой сфере, заниматься производством этих огнеупоров и не только на вашем предприятии, а на любом предприятии нашей станы.

Для чего нужная лицензия

Поэтому, если вы хотите действительно присваивать квалификацию, лицензию надо оформлять. За не оформление лицензии, между прочим, по ст.19.20 ч.1 КоАП у нас предусмотрена даже административная ответственность и штраф для организации от 170 тысяч до 250 пятидесяти тысяч рублей. А для руководителей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч, или дисквалификация от года до трех лет.

Поэтому, вы же спрашиваете: «Должна ли иметь организация лицензию на образование для обучения работников по специфическим профессиям?» Вы хотите им присвоить, да, квалификацию по данной профессии. Устанавливается такой-то разряд после того, как он получил эту профессию: «Установленная профессия такая-то с присвоением такого-то разряда», - раньше писали в наших документах квалификационных.

Поэтому, конечно, вот, если вам нужно учить специфическим профессиям рабочих, надо обязательно брать лицензию. Тогда вы превращаетесь вот, частично, да, какая-то ваша структура становится образовательной структурой.

Пример

Вот еще раз приведу пример метрополитена. Они взяли лицензию. Они фактически у себя создали образовательный центр. Вот в их структуру входит еще, грубо говоря, ПТУ – профтехучилище. Или просто вот, учебный центр, образовательный центр, центр профессионального обучения. И они сами для себя учат вот этих слесарей.

Так они ж не просто их учат для себя. Они взяли лицензию. Они им дают такое удостоверение государственного образца, что вот, если человек уволится из нашего метрополитена, например, Московского, этот слесарь и приедет в Питер или в Нижний Новгород, где тоже есть метрополитен. И там попробует устроиться слесарем по ремонту подвижного состава, да его, как говорится, с руками оторвут. Его возьмут без вопросов, потому что у него есть удостоверение государственного образца.

Это не просто какое-то вот частное обучение, не поймешь как – вот там дали какую-то справку, да, он обучался. У него официальный документ о том, что присвоена вот эта вот квалификация. Он в любой точке нашей страны, где есть такая работа, может работать. Поэтому, конечно, лицензия нужна.

Вопросы и ответы

Вопрос: Необходимо ли в штатном расписании отражать код, применяемого профстандарта?

Ну, вы знаете, этот вопрос вы решаете самостоятельно. Формочка штатного расписания с предусмотренными грандами, у нас есть унифицированная форма Т-3, там не предусмотрен код профстандарта, естественно. Эта форма делалась задолго до того, как появилось понятие профстандартов.

Но с 2013 года все унифицированные формы с буквой «Т» не являются для нас обязательными. Они носят только рекомендательный характер. Мы можем делать свою форму. Поэтому, если вы считаете, что надо отразить в профстандарте код, применяемого стандарта, то, пожалуйста, вы можете его отразить.

Но, честно говоря, я не думаю, что это обязательно. И уж, во всяком случае, никто не может вам предъявить претензии за то, что вы его не отразили. Если вам так удобно, пожалуйста, вы можете в штатное расписание вносить любую дополнительную информацию.

Вопрос: Если у нас слесарь по обслуживанию тепловых сетей выполняет работы по техническому обслуживанию, изолировке и ремонту тепловых сетей. То есть, выполняет работы по разным профстандартам. То, возможно ли объединить все указанные виды работ в одну штатную единицу и как правильно назвать его должность и к какому профстандарту ее применить?

Вот, вы видите, в очередной раз у нас аналогичные вопросы возникают, хотя я тоже приводила пример, как в одном лице человек и монтажник, и электрик, и т.д.

Безусловно, вот в реальной жизни вы не должны трех человек принять, чтобы один обслуживал, другой изолировал, а третий ремонтировал ваши тепловые сети. Никто вам не позволит так принимать, и вам это не нужно. И если у вас одно лицо может выполнять все эти виды работ, значит, вы вводите одну штатную единицу, но на нее распространяются три вот этих стандарта, в том числе с учетом квалификационных требований из каждого стандарта. То есть, я не вижу в этом ничего сложного.

Да, жизнь не стыкуется с реальным стандартом. Может быть, надо было это объединить в один стандарт. Вот почему-то разработали три разных стандарта. Может быть, это минус стандартам. Может быть, в других организациях, действительно, по три человека сидят на таких участках, смотря какие масштабы и объем работы.

Поэтому, да, человек может совмещать в себе работу разных стандартов. Я не вижу в этом ничего неестественного, ненормального. Так уж написаны наши стандарты. Может быть, они будут переделываться дальше в плане комплексности и объединения этих видов работы – слияние каких-то стандартов, это вполне возможно.

Вопрос: Как назвать должности, из какого стандарта применять

А вот, как правильно назвать должность и с какого стандарта ее применить? Вот этот вопрос, конечно, вы должны решить самостоятельно, исходя из того, как я уже сказала, что превалирует в его деятельности. В любом случае, вы можете назвать его «слесарем по обслуживанию тепловых сетей». И просто вписать ему в должностную, здесь можно в рабочую, инструкцию.

На рабочие профессии, мы, как правило, не пишем должностные инструкции. Они, все-таки, по определению пишутся на должности. Вы можете вписать ему и работы по изолировки, и работы по ремонту. Потому что вот, на мой взгляд, слово «облуживание», оно более широкое. И «ремонт» это может быть как бы составная часть. Вот, обслуживают, проверяют, ремонтируют, изолируют.

Так что, это на ваше усмотрение. В конечном итоге работодатель принимает решение, как он будет у себя излагать функциональные обязанности этого работника, как он назовет его рабочее место и включит это в штатное расписание. А вот, в инструкции рабочей, которую вы будете писать для этого работника, вы там покажете, что называется он у вас, может быть, «слесарь по техническому обслуживанию», но выполняет работы и по изолировке, и по ремонту. Я думаю, что это на ваше усмотрение. Исходим из объемов работ, из того, что так сказать, больше, шире, больше занимает времени в его деятельности.

Вопрос: Так, вот вопрос, который вот связан с огнеупорами. Вот здесь сказано: «На нашем предприятии проводим обучение, не имея лицензии по 72-часовой программе. Остается ли это обучение в силе?»

Ну вот, я уже сказала – вы фактически обучение не проводите. То есть, вы его реально проводите, но оно не завершается тем, чем должно завершаться профессиональное обучение.

Вы не можете, по сути, вручить ему удостоверение о том, что эту профессию он получил. Поэтому у вас человек остается вот без образования. Он просто знания получил. Но так вот, без лицензии, без документа. Поэтому я тоже хочу вас отправить к Закону об образовании, посмотреть ст.91, ст.94. Вы можете посмотреть еще перечень подлежащих лицензированию образовательных услуг. Это было Постановление Правительства от 28.10.13г. №966. Постановление правительства от 28 октября 13года №966. Значит, в отсутствие лицензии, вы можете выдать только справку об обучении, справку, что он у вас учился.

Но вы понимаете, вот он учился! А чем закончилось обучение? Он прошел итоговую аттестацию? Он получил свидетельство о профессии рабочего? А вы не можете эту итоговую аттестацию провести. Вы не можете такое свидетельство выдать. Поэтому, конечно, надо лицензироваться или ставить вопрос перед Министерством образования – пусть они в каком-нибудь колледже открывают профессию по производству огнеупоров и там обучают, выдают это свидетельство. А вы уже будете брать готовых специалистов на работу.

Вопрос: Где будет находиться Центр по независимой оценке квалификации?

Ну, где будут находиться Центры независимой оценке квалификации, это вы можете узнать, только по месту, так сказать, вашего жительства. В ваших органах по труду и социальному, значит, обеспечению.

Читать далее: Часть 10

Другие части: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 10 Часть 11 Часть 12



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль