Обжалование предписаний ГИТ. Новый порядок

8888
15 сентября 2015 г. начал действовать Кодекс административного судопроизводства РФ. Для работодателей этот документ интересен тем, что в нем установлен новый порядок обжалования предписаний, выданных инспекторами ГИТ по результатам проведенных проверок.

Несогласны с предписанием, выданным компании инспектором ГИТ по результатам проверки? Имеете право его обжаловать и не выполнять требования инспектора, которые считаете незаконными.

Ранее для обжалования нужно было соблюдать правила, установленные гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Теперь процедура предусмотрена Кодексом административного судопроизводства РФ, и само заявление об оспаривании называется по-другому.

КАС: что нового?

Итак, гл. 25 ГПК РФ утратила силу, а ей на смену пришла гл. 22 КАС РФ.

Сравнение гл. 25 ГПК РФ и гл. 22 КАС РФ

Критерий сравнения Ранее, до 15.09.2015 Глава 25 ГПК РФ Теперь, после 15.09.2015 Глава 22 КАС РФ
Название главы Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Заявители Гражданин, организация Гражданин, организация, иные лица
Чьи решения, действия (бездействие) обжалуются Орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий Орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организация, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая квалификационную коллегию судей, экзаменационную комиссию), должностное лицо, государственный или муниципальный служащий
Основания для обращения заявителя в суд Если считает, что нарушены его права и свободы (ч. 1 ст. 254) Если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218)
Способы обжалования Заявитель вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ч. 1 ст. 254) Заявитель может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218)
Название заявления Заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 2 ст. 254) Административное исковое заявление об оспаривании действия (бездействия) должностного лица (ч. 4 и 5 ст. 218)

Что мы видим на этом этапе сравнения?

  1. При несогласии с решением инспектора ГИТ у работодателя по-прежнему есть два пути обжалования: в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу или в суд.
  2. Изменилось название заявления, с которого начинается обжалование предписания, других решений, действий (бездействия) государственного органа. Административное исковое заявление – именно так теперь будет называться документ, являющийся отправной точкой в процедуре обжалования предписаний ГИТ. К нему работодатель должен приложить копии оспариваемого предписания, акта проверки и документы, подтверждающие его позицию.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Обратите внимание!
Информацию о компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также порядок обращения к нему можно найти на его официальном сайте.

Новое положение содержит ч. 4 ст. 218 КАС РФ. В ней указано, что с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц могут обратиться в суд:

  • органы государственной власти;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • уполномоченный по правам человека в субъекте РФ;
  • прокурор в пределах своей компетенции;
  • иные органы, организации и лица.

Подобное обращение осуществляется в случаях, предусмотренных Кодексом, если указанные лица полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие):

  • не соответствуют нормативному правовому акту;
  • нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц;
  • создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Прокурор мог и ранее обратиться в суд в защиту интересов граждан и организаций. Сейчас это могут сделать Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, иные органы, организации и лица. К этим «иным лицам» относится недавно появившийся в России Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (в СМИ его еще называют бизнес-омбудсменом). И если раньше подобные полномочия были прописаны только в законодательстве об Уполномоченном при Президенте РФ по правам предпринимателей (ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»), то теперь они закреплены в КАС РФ.

Приведем пример, как бизнес-омбудсмен во Владимирской области помог предприятию отменить предписание ГИТ, выданное по результатам незаконно проведенной проверки.

Пример

К Уполномоченному по защите прав предпринимателей во Владимирской области поступила жалоба ООО «Д» по вопросу нарушения прав со стороны Государственной инспекции труда. Заместителем руководителя ГИТ в отношении компании была назначена внеплановая документарная проверка. По результатам рассмотрения документов и анализа информации Уполномоченный по защите прав предпринимателей выявил нарушения прав и законных интересов ООО «Д».

1. Основанием проверки стало анонимное обращение, в то время как обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (нарушена норма ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)).

Уполномоченный установил, что основанием внеплановой проверки в отношении ООО «Д» было письмо городского прокурора о направлении по подведомственности анонимного обращения по вопросу несоблюдения трудовых прав граждан в ООО «Д» в части нарушения правил оплаты труда. Анонимное обращение было приложено к письму прокурора.

2. ООО «Д» было уведомлено о проведении внеплановой проверки менее чем за 24 часа до начала ее проведения (нарушена норма ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

3. У компании затребованы документы в большем объеме, чем это необходимо для проверки фактов, изложенных в письме городского прокурора в части нарушения правил оплаты труда (нарушена норма п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Так, были запрошены документы по охране труда, оформлению несчастных случаев на производстве, аттестации рабочих мест, медицинские книжки работников и иные не относящиеся к объекту проверки документы.

4. В распоряжении формально указан предмет проверки (нарушена норма подп. 4 п. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ) – предметом проверки названо «соблюдение обязательных требований или требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами», что делает данную проверку всеобъемлющей.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «Д» Уполномоченный по защите прав предпринимателей во Владимирской области направил в ГИТ рекомендации об отмене незаконного распоряжения, нарушающего права и экономические интересы ООО «Д».

Также он направил письмо прокурору области, указав на необходимость проверить действия городского прокурора.

ООО «Д» подало в суд заявление о признании распоряжения ГИТ незаконным, Уполномоченный по защите прав предпринимателей принял участие в разбирательстве дела. Заявление было удовлетворено.

В КАКОЙ СУД ОБРАЩАТЬСЯ

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным гл. 2 КАС РФ.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ административные дела, касающиеся защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов), рассматривают и разрешают Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обратите внимание

Право выбора между несколькими судами, которым подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

Таким образом, с административным исковым заявлением работодатель, как и ранее, должен обращаться в суд общей юрисдикции.

Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Сроки обжалования предписаний

Часть 1 ст. 219 КАС РФ сохраняет прежний срок обжалования предписания в суде – три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время законодатель не разрешил одну проблему, связанную с определением срока обжалования выданных предписаний.

Если изучить все требования законодательства о сроке обжалования предписания ГИТ, то, к сожалению, однозначно определить его затруднительно.

Сроки обжалования предписаний в законодательстве

Критерии сравнения Положения нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт Трудовой кодекс РФ Закон № 294-ФЗ КАС РФ
Норма акта Часть 2 ст. 357 Часть 2 ст. 16 Часть 1 ст. 219
Срок для обжалования 10 дней для обжалования предписания (при определенных условиях) 15 дней для подачи возражения Три месяца для оспаривания действий должностного лица, государственного служащего
Основания для обжалования В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его части Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Разберем конкретную ситуацию. Предположим, инспектор выдал предписание 1 декабря и установил срок устранения нарушений до 14 декабря. До этой даты работодатель должен отчитаться в ГИТ об устранении нарушений и подтвердить это документами.

Если руководствоваться КАС РФ, право на обжалование предписания у работодателя сохраняется в течение трех месяцев. Но если до 14 декабря инспектор не получит информацию о работе с предписанием, он имеет право провести внеплановую проверку компании по исполнению предписания, а также составить протокол об административном правонарушении за неисполнение предписания по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Полагаем, что работодателю лучше подать административное исковое заявление об оспаривании предписания в 10-дневный срок (как в случаях, указанных в ст. 357 ТК РФ) или в срок, предоставленный на исполнение предписания (в нашем примере – до 14 декабря). В этом случае к моменту, когда работодатель должен будет отчитаться об исполнении предписания, он сообщит, что компания не согласилась с предписанием и обжаловала его в суд, направив административное исковое заявление.

Совет

Заявите ходатайство о приостановлении действия обжалуемого предписания

В соответствии со ст. 223 КАС РФ суд вправе приостановить (в порядке гл. 7 КАС РФ) действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу. Поэтому вы можете заявить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого предписания на время рассмотрения вашего административного искового заявления. До вынесения судом решения инспектор не вправе будет проводить в компании внеплановую проверку и составлять протокол об административном правонарушении.

Что в результате?

По результатам рассмотрения административного искового заявления требования работодателя о признании предписания инспектора ГИТ недействительным в целом или в какой-либо его отдельной части могут быть удовлетворены либо в них будет отказано.

Обжалование предписаний ГИТ. Новый порядок



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Начинка для торта

  • Суфле 10.77%
  • Мусс из черной спородины 1.54%
  • Сырное "Парфе" 4.62%
  • Три шоколада 13.85%
  • Чизкейк Нью-Йорк 12.31%
  • Медовый Торт 4.62%
  • Медовый классический торт 0%
  • Фисташковое пралине 15.38%
  • Йогуртовый мусс с маскарпоне 7.69%
  • Шоколадно ментоловый мусс 6.15%
  • Черничный торт со свежей голубикой 9.23%
  • Шоколадный торт с ирландским муссом 7.69%
  • Ореховый торт 13.85%
  • Профитроли с карамелью 0%
  • Эстерхази 10.77%
  • Тирамису 15.38%
  • Мильфей 4.62%
  • Торт Мокко 7.69%
  • Десерт Павлова (без муки) 4.62%
  • Немецкий молочный торт 1.54%
  • Сметанный домашний торт 16.92%
  • Мусс из чернослива 4.62%
  • Мусс манго - малина или манго - маракуйя 9.23%
  • Норвежский торт Най 0%
  • Домашний бисквитный ягодный торт 30.77%
Другие опросы

Рассылка



PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Ознакомительный период завершен

Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации.

В дополнение вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников


У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль